Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить особенности организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте в ОУ.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
•Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
•Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
•Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
•Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.
Введение.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями агрессивного поведения.
Агрессивное поведение и возможные пути его преодоления вызывают живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи.
Большинство преступлений
подростки совершают в
Огромное количество попыток суицида совершается в подростковом возрасте. Они считают себя ненужными, одинокими, не видят смысла в своей жизни.
Таким образом, наряду с психологической незащищенностью несовершеннолетних становится очевидна и педагогическая проблема современного социального воспитания - неумения современных подростков находить конструктивные выходы из конфликтных, проблемных ситуаций. Зачастую именно проявления агрессии в различных формах является и механизмом психологической защиты, и способом борьбы за приоритетное место в группе, проявлением нетерпимости к детям из семей мигрантов, детей непохожих на большинство, и множеством других путей, преследующих единственную цель – быть замеченным, быть значимым в глазах окружающих и своих собственных.
Тема агрессивного поведения
носит междисциплинарный и
В центре внимания исследователей
оказались такие аспекты
Кроме того, проблема мало изучена теоретически.
К проблемным вопросам теоретических исследований относят
- Понимание понятия агрессии
- Подходы к вопросу ее становления
- Факторы ее провоцирования
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических, а в последнее время и социально-педагогических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции, в силу того, что личностные формирования в данном возрасте все еще отличаются подвижностью и гибкостью, поддаются если не развитию, то коррекции. Очевидно, что в данном вопросе на первый план выходит педагогическая и социально-педагогическая составляющая этих процессов, призванная вносить изменения в структуру личности, ее качества и мироощущения посредством убеждений, самопринятия, ценностного отношения к людям самим подростком. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.
Проблему агрессивного поведения подростков важно решать именно в школе, так как подросток почти все свое время проводит в образовательном учреждении. Именно в школе у подростков формируются навыки взаимодействия с окружающими, кроме этого в школе протекают такие процессы как воспитание и социализация. Социальный педагог в школе имеет возможность сопровождать данные процессы, взаимодействуя не только с самим подростком, но и с педагогическим коллективом и родителями. В младшем подростковом возрасте (11 – 13 лет) модель поведения только формируется. Именно в этот период отклонения в поведении проявляются достаточно ярко: в стиле одежды, в используемых формах общения. Профилактика агрессивного поведения подростков призвана предотвратить его проявление или снизить уровень агрессии. Чем раньше выявлена проблема и ее причины, тем эффективней будет деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения. Однако в решении проблемы агрессивного поведения участие должны принимать не только социальный педагог, психолог и учителя, но и родители. В силу того, что они имеют еще достаточно сильное влияние на подростков, поэтому способны оказать своевременную и необходимую помощь, откорректировать условия развития подростка. Здесь также важна ранняя диагностика и выявление проблемы, так как решать легче и эффективней в тот период, когда она только зародилась, чем когда уже устоялась.
Объект исследования:
агрессивное поведение
Предмет исследования: социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения в подростковом возрасте в условиях ОУ
Гипотеза: организация социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- систематический мониторинг эмоционального состояния подростков.
- знание причин и факторов агрессивного поведения подростков.
- подбор методов профилактики агрессивного поведения, адекватных возрастным и личностным особенностям подростков
Цель настоящей работы
– выявить особенности
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Изучить теоретические подходы к понятиям «агрессия» и «агрессивность»
- Выяснить причины возникновения и механизмы действия агрессии у подростков
- Определить особенности подростковой агрессивности, факторы, провоцирующие ее появление.
- Создать условия для организации социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в ОУ.
Теоретическую базу нашего исследования составил анализ работ:
Кон И.С. – Особенности подросткового возраста.
Семенюк Л.М. – сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек.
Э. Эриксон – определение понятия «кризис идентичности.
Савина О.О. – процесс становления идентичности.
Маринина Е., Воронов Ю. – воспитание в обществе.
Козырев Г.И. – развитие самосознания, самооценки.
Семенюк Л.М. – Психологический подход к определению понятия агрессия.
Паренс Г. – Социально-психологический подход к определению понятия агрессия.
Бандура А., Уолтерс., - Агрессия как мотивированные действия;
Теория социального научения.
Бэрон Р., Ричардсон Д., - Агрессия как акты враждебности и разрушения.
Т.Г. Румянцева, И.Б. Бойко – Агрессия как форма социального поведения.
Доллард – Теория фрустрации.
Л. Берковитц – теория социального научения.
Реан А.А. – когнитивная теория научения; виды агрессии.
С. Фешбах – типы агрессии.
Можгинский Ю.Б. – факторы, определяющие агрессивное поведение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
В науке агрессивное поведение традиционно считается отклоняющимся от социальной нормы, девиантным, имеющим свою природу происхождения и последствия, сказывающиеся, прежде всего, на качестве жизнедеятельности человека в обществе, насколько успешен он будет в кругу своих близких и коллег, насколько высоко он сам будет оценивать себя и стремиться достичь новых целей.
Девиантное поведение – это поступки, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения. (Мардахаев Л.В. «Словарь по социальной педагогике», Москва, 2002 г.)
Рассмотрим особенности девиантного поведения: где ссылка?(Змановская)
Изначально проблему агрессивного поведения изучала психология, поэтому основные наработки представлены именно в этой предметной области, рассмотрим их подробнее.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Имеющиеся определения можно условно разделить на три большие группы:
Агрессия как акты враждебности и разрушения. Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [ Можгинский Ю.Б. агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. / СПб., 1999г., стр. 39]
По мнению этих авторов:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
- жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
Информация о работе Феномен агрессивного поведения в социальной педагогике: причины и последствия