Феномен детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Детство… В силу комплекса объективных и субъективных обстоятельств, этот феномен на современном этапе развития общества приобрел высокий статус как результат длительного формирования отношений к растущему поколению на протяжении всего исторического развития общества. Неслучайно растет уже необозримое количество работ, посвященных изучению детского возраста, его психологических особенностей в динамике онтогенеза и как особого состояния при всех глубочайших проникновениях в детскую психику.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИКДЕТСТВО.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

   Взрослые, безусловно, понимают (на уровне интеллектуальном) значимость Детства в обществе, но, как уже отмечалось выше, перекладывают (даже мысленно) ответственность за него на государство, душевно переживая лишь за своих конкретных детей, воспринимая их детство, но не воспринимая их по существу как часть Детства, а поэтому обделяют своих детей в понимании их мира (особенно на ранних этапах детства).

   В то же время для детей Мир Взрослых, конкретизируемый в отношениях, поведении конкретных взрослых постоянно совмещается с целым миром больших Взрослых. При этом место конкретных взрослых постепенно в процессе взросления ребенка занимают более сложные общественные связи. Расширяется «взрослое» социальное пространство, структуры которого все глубже воспринимаются, понимаются, осознаются на завершающих стадиях Детства. Идет процесс насыщения растущих людей Взрослым миром. Этот мир как совокупность взрослых — прессингует, выступая специализированно и дифференцированно по отношению к Детству. В нем четко вычленяется большой пласт специалистов-профессионалов, с которыми в большей степени и имеют дело дети и который, выступая активным посредником, одновременно, в известной мере, является и барьером, мешающим развитию их связей с другими взрослыми людьми. (То есть взаимодействие детей со взрослыми через специалистов имеет и положительные, и отрицательные моменты, требующие изучения).

   Одним словом, становится все более очевидным, что воспитание и жизнь каждого ребенка не могут осуществляться вне Детства как сферы его общественного существования (присутствие которого в каждом ребенке должно полагаться), и Детство не может восприниматься как абстрактное обозначение совокупности детей в их невзрослом состоянии. Последнее предстоит как особый сложный мир, как своего рода, по удачному определению Экзюпери, «самодостаточная цивилизация», которую надо увидеть и распознать в любом и каждом ребенке. И познать его можно только найдя путь к диалогу с ним как особым субъектом.

   И здесь особое значение, естественно, приобретает соответствующая научная база. Психологией и педагогикой накоплен огромный пласт знаний о детях, полученных в результате тончайших, в том числе и экспериментальных исследований. Однако все добытые, проанализированные, интерпретированные важные данные касаются, в основном, возрастных новообразований, специфики отдельных периодов, характеристики развития психических свойств, качеств, состояний, процессов. В результате мы знаем признаки, компоненты, показатели психофизиологического, интеллектуального, нравственного взросления ребенка, но, в то же время, весьма слабо ориентируемся в том, что целостно характеризует его как «носителя» Детства и в процессе развития его детства, что определяет сущностно-содержатель-ный смысл этого развития, который вовсе не ограничивается присвоением определенных социальных норм, а представляет особое состояние поуровневого накопления социального содержания в формировании растущего человека как субъекта социального действия. Поэтому в настоящее время актуализируется пласт проблем, связанный с открытием детского пространства и пространства взаимосвязей Взрослого общества и Детства (которое, кстати, само воспринимает себя предметом за бот взрослых, а не субъектом социального мира), в том числе важно понять, 
как конкретизируется взрослый мир (в его и визуальном, и виртуальном про явлениях) в мире Детства. А это требует не только разработки новых направлений психолого-педагогических исследований, новых методов анализа сложнейшего процесса развития ребенка как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего Детства, но и новых исходных позиций, новых парадигм.

  

        Социализация детей в современном мире 

В процессе современной  детской социализации существуют три главные макросоциальные тенденции: 

1. Увеличение  количества социальных институтов  и изменение значимости конкретных  агентов социализации;

2. Повышение  активности и избирательности,  т. е. субъективности самого  ребенка;

3. Усложнение и изменение целей и методов социализации.  

Это существенно  меняет структуру, функции и потенциальный  эффект каждой отдельной системы  социализации.

   Родительская семья остается важнейшим институтом социализации раннего детства, однако семья уже не играет той самодовлеющей роли, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление роли отца, трудовая занятость женщины и т. д.). Родительский авторитет уже давно не является абсолютным, запрет и принуждения все чаще заменяются доказательством и убеждением. Мы говорим сегодня не о родительской власти, а о моральном авторитете родителей. Но моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения у детей расширяется.

   По мере  того как увеличивается время,  проводимое детьми вне семьи  и школы, возрастает удельный  вес общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Само по себе это не ново. Однако общество сверстников как фактор социализации неоднородно: с одной стороны, это руководимые и направляемые взрослыми учебные, производственные и иные детские коллективы и организации, это разнообразные неформальные стихийные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном плане. Бесконтрольность этого вида общения создает потенциально опасные ситуации, недаром «улица» кажется такой страшной многим учителям и родителям. Но попытки «уничтожить» его заведомо обречены на неудачу. Научная стратегия воспитания требует учета не только меры и эффективности влияния взрослых и сверстников, но и соотношения организованных и стихийных детских групп, особенностей их состава, структуры, типа лидеров и – самое главное – их явных и латентных социально – психологических функций.

   Еще один  автономный институт социализации  – средства массовой коммуникации. Их роль и значение быстро возрастают. Некоторые из них (печать, телевидение) сравнительно легко поддаются централизованному планированию и контролю, так что можно сказать, что с их помощью «совокупные взрослые» воспитывают своих совокупных детей, компенсируя этим частичное ослабление своего влияния в качестве конкретных, отдельно взятых родителей и учителей.

   Сегодня  все более влиятельным каналом  информации и социализации становится  Интернет. Компьютерные сети безгранично расширяют круг потенциальных источников информации, практически уничтожая государственные границы. Они резко повышают степень автономии детей от старших поколений. В отличие от кино и телевидения, обрекающих зрителя на роль более или менее пассивного потребителя, Интернет интерактивен и диалогичен, это живой процесс обмена. Для московских школьников старших классов, опрошенных в 2000 г., Интернет уже стал самым главным источником информации - 50%, на втором месте стоит телевидение (39,5%), на третьем – книги (32,7%). Сегодня же Интернетом активно пользуются ребята из младших – 3-4 – классов.  

Ребенок в мире информации 

   В современных условиях появилось качественно новое обстоятельство, исключительно обостряющее, повышающее возможности и одновременно усложняющее и деструктурирующее процессы интеллектуального, аффективного, социального развития детей. Сегодня ребенок получает огромный поток информации и осваивает нормы общества не только (а зачастую, не столько ) в контактах с конкретными взрослыми, когда существуют определенные возможности коррекции ее развития. Ведь специально подаваемый ребенку материал (от учебных предметов до нравственных установок) как бы широк он ни был, и как бы ни старались родители и преподаватели, находится в одном русле со значительно большим потоком свободной  информации, поступающей с экранов телевизора, компьютера, из книг, журналов, огромного числа (в том числе сомнительного характера) газет, разнопланового общения со сверстниками взрослыми. Эта информация – не управляемая, не ранжируемая, прессингует детей, оказывает неоднозначное (и в соответствующей форме и по содержанию порой и отрицательное) воздействие на характер развития ребенка.

   Взрослые  люди все же обладают способами  защиты - по крайней мере, часть ненужной и вредной информации блокируется, не доходя до сознания. А вот   психика маленького ребенка оказывается наиболее уязвима. Следует помнить, что малыш познает окружающий мир, впитывая из него информацию, как губка. Механизмы психической самозащиты у него еще не сформированы, ребенок не может отфильтровать вредную для него информацию. К сожалению, эти свойства  детской  психики  беззастенчиво используются при создании рекламы сладостей, игрушек и других товаров для детей. Детские истерики, возникающие на почве отказа купить желанную вещь, можно объяснить не только и не столько недостатками воспитания, сколько внушающим действием рекламы.

   Серьезность  происходящего пока что не  осознается ни обществом, ни  родителями. К тому же взрослые сами находятся под влиянием  СМИ  и порой теряют способность критично и непредвзято оценивать ситуацию. Часто приходится наблюдать картину, когда детей бесконтрольно оставляют перед телевизорами и компьютерами, просто чтобы "не болтались под ногами". Однако такое положение дел разрушающе воздействует на весь ход детского развития - у детей в целом формируется искаженное представление о мире. Так, не научившись разбираться в элементарных бытовых вещах, они живут в некоем виртуальном мире. Такие дети психологически истощены, инфантильны - не умеют играть и строить отношения со взрослыми и сверстниками; можно говорить о деформации у них системы ценностей.  

   Информационная травма 

   Сегодня  говорят о таком понятии, как  «информационная травма», которая  возникает вследствие информационной атаки (получение информации, превышающей порог контроля сознания) и проявляется в прямом (неосознанном, буквальном и полном) воспроизведении запечатленной информации. Особенность симптомов информационной травмы связана с тем, что информационная атака может и не регистрироваться сознанием - поскольку сознание может являться целью информационной атаки. Соответственно, о факте травмы можно судить по косвенным признакам, которыми могут являться: 

1. Впечатлительность  (синдром «открытого порта»): неконтролируемая  открытость психики внешней информации. Например, расширенная суггестивность, когда человек  легко "ведется" на манипуляции.  

2. Репродуктивность: стремление к воспроизведению  полученных впечатлений с целью  передачи (переноса их) далее - часто  в виде монолога, который трудно  прервать. Подобный монолог построен  на достаточно ярком описании ситуации и людей, участвующих в ней - и "передатчик" в момент "передачи" буквально преображается в определенное подобие тех, кого описывает. Здесь речь идет не об артистизме, а скорее о потере собственной индивидуальности во время рассказа о другом.  

3. Буквальность: информация транслируется большей  частью «как увидел», без рефлексивной  обработки. Общение представляет  собой преимущественно циклический  процесс обмена впечатлениями  с целью пережить несколько  раз один и тот же эпизод: «а помнишь как…». 

4. Слабая рефлексия  «обеспечивается» примитивным языком, который - как средство осознанного  контроля (размышления) - не способен  «останавливать» поток информации. Соответственно слово, как контролер  психики и инструмент разума  – дезактивировано, не используется.

 Одно из  самых тяжелых последствий информационной травмы заключается в замораживание, деградация личности: деперсонализации, конфликтности, потери себя, способности контролировать собственную психику, падение в массовое сознание - "человек толпы", который запечатлевает и транслирует. Его формула: "я есть другие" ("хочу такое же").

  Для ребенка же, который попадает в условия постоянной информационной травмы, не существует возможностей развиться в самостоятельную личность. Дети, воспринимающие лишь внешнюю, видимую, сторону вещей, обращающие внимание на эмоции, а не на содержание, не учатся мыслить, рассуждать индивидуально, невольно подчиняясь и подражая тому, что «модно». 

   Многие  современные  игрушки и игры  уводят детей в мир причудливых фантазий, не имеющий никакого отношения к реальности. А ведь историческая роль игрушки и детской игры - помочь ребенку в освоении окружающего мира, научить строить отношения с людьми, адаптироваться в социуме и в целом реализовать себя как личность. Вопрос генезиса игрушки не только интересен, но и полезен для понимания того, в каком трудном положении находится сегодня маленький растущий человек.  

Генезис игрушки. 

   Важнейшей составной частью культурной и образовательной среды для ребенка является игра и игрушка. Игра и игрушка, а также игровые сооружения - специфические средства массовой информации, поскольку в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение растущего человека, способы и средства его воспитания. Чем играли дети лет триста назад? Обычным пучком соломы, обтянутым в ткань. Либо деревянным чурбаком. Характерной особенностью такой игрушки являлась универсальность: она могла быть медведем, затем дедушкой, затем еще кем-то или чем-то - все зависело от фантазии ребенка (который эту игрушку и делал). Игрушка была монолитной, статичной - у нее не было колес, сочленений ; не интерактивной - ребенок мог играть с ней в множество игр.

   Однако такая игрушка не ограничивала фантазию. За счет своей внешней невыразительности она стимулировала развитие фантазии. Это не была игрушка буквальная, это была игрушка абстрактная и поэтому универсальная. Она "поддерживала" широкий спектр эмоций и образов своего хозяина. Сказочная история происходила внутри ребенка, а игрушка являлась, образно выражаясь, своего рода лишь опилкой в "магнитном поле" детской фантазии.

С течением времени  игрушка начала терять свою универсальность. У нее возникло новое "измерение" - содержание. Появилось лицо с улыбкой - и вместе с ним появилось первое ограничение фантазии ребенка: такая игрушка не поддерживала грустные эмоции и образы. Для игр в грустную сказку стала необходима другая игрушка - с печальным лицом и нарисованными слезами. Игрушки стали множиться, делится на типы и классы. Так возникли игрушки - точнее куклы - взрослых и детей, солдатики и пр. - с каждой можно было играть в определенную тематическую игру. Таким образом, фантазия ребенка ограничивалась замыслом изготовителя игрушки - взрослого человека. Игрушка становится источником определенных социальных установок, норм - и отражением эволюции социальной среды.

Информация о работе Феномен детства