Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

ктуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития.
Физическое воспитание дошкольников является одним из основных критериев развития ребенка.
Цель исследования – определить педагогические условия использования родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования оздоровительных технологий в физическом воспитании детей в семье…………………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………………………………………...4
Рекомендации………………………………………………………………………….…..5
1.2. Значение и виды приемов массажа для детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..6

Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников……………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………...12
2.1. Организация исследования………………………………………………….……12
2.2. Результаты исследования и их обсуждение …………………………………..16
2.3. Рекомендации для родителей по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста……………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….……….22
Список литературы………………………………………………………………………24
Приложение…………………………………………………………………………….....25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОСНОВА.docx

— 80.99 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 5.

Итоговые результаты наблюдений в  процессе выполнения физических упражнений, самомассажа, в знаниях правил подвижных игр

 

 

Признаки

До

(п=20)

После

(п=20)

 

 

V

 

 

Р

   

факт.

%

факт.

%

самостоятельность

2,16

43

4,38

87,6

5

< 0,001

исполнительность

2,48

49

4,60

92

7,5

< 0,001

дисциплинированность

1,48

29,6

4,48

89,6

1,5

< 0,001

ответственность

1,90

38

4,60

92

2,5

< 0,001

подвижность в игре

2,30

46

4,20

84

83,5

< 0,001

амплитуда движений

1,60

32

4,50

90

37,5

< 0,001

умение самомассажа

1,78

35,6

4,28

85,6

30

< 0,001

творческий компонент

1,88

37,6

4,43

88,6

1,5

< 0,001

знание правил игры

1,20

24

4,35

87

1,5

< 0,001


 

 

Анализируя результаты формирования умений и навыков различного уровня физической подготовки, необходимо отметить, что различия средних между показателями до и после эксперимента достоверны.

В целом заключительный этап опытно-экспериментальной  работы подтвердил обоснованность и  целесообразность выделенных нами педагогических условий, действенность интегрированного использования разных видов физического воспитания ребенка 3-5 лет в семье, что позволяет эффективно осуществлять развитие физических качеств и творческой активности дошкольников 3-5 лет.

 

2.3. Рекомендации  для родителей по проведению  физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Анализ литературных источников и  опыта работы с детьми 3-5 летнего  возраста по проведению физкультурных занятий на основе подвижных игр позволил выявить различные виды влияний физических упражнений на умственную деятельность дошкольников, в частности срочное, отсроченное и восстановительное 23.

• Срочное влияние на состояние умственной работоспособности ребенка отмечается непосредственно в процессе выполнения активных двигательных действий. Среди различных форм физического воспитания, реализующих данный эффект, наибольшую распространённость получили физкультминутки и физкультурные паузы 24.

В этой связи предлагается следующее:

  1. Для сохранения высокой умственной работоспособности необходимо периодическое чередование процессов возбуждения и торможения в нервных клетках. Этого можно достичь переменой деятельности, так как по закону индукции возбуждение, возникшее в ранее не работавших клетках, будет способствовать углублению начавшегося тормозного процесса в клетках, активно участвовавших в работе, что позволяет быстрее и полнее восстановить их функции. Кроме того, во время занятий физической культурой увеличивается поток проприоцептивных импульсов от работающих мышц в мозг, что приводит к его активизации и обеспечению состояния оптимальной работоспособности.
  2. Кратковременные физкультурные паузы (5-10 мин) являются более эффективным средством восстановления по сравнению с пассивным отдыхом и поддерживают умственную работоспособность ребенка в течение дня 25.
  3. Двигательная разрядка наиболее эффективна при её проведении до накопления умственного утомления и требует использования физических нагрузок средней интенсивности, которые дают ярко выраженную степень повышения работоспособности.

Отсроченное влияние физической нагрузки на умственную работоспособность объясняется лучшей скоординированностью деятельности физиологических функций организма у детей, регулярно выполняющих физические упражнения 26.

Повышение деятельности нервных клеток сопровождается увеличением количества и скорости кровотока в активно функционирующем отделе, что требует более интенсивной работы сердечно- сосудистой и дыхательной систем, наиболее тренируемых в процессе физических нагрузок.

В этой связи предлагается следующее:

  1. Выполнять преимущественно циклические упражнения на выносливость, которые улучшают деятельность всех систем и органов, поднимают тонус нервной системы, что выражается в повышении работоспособности.

Восстановительное влияние заключается в том, что при умственном утомлении работоспособность лучше всего восстанавливается не после пассивного отдыха, а после физических упражнений, которые, создавая зону возбуждения в одних нервных центрах коры больших полушарий, индукционно способствуют углублению тормозного процесса в зоне, утомлённой от предшествующей умственной работы. В результате происходит более быстрое восстановление энергии корковых клеток 27.

В этой связи предлагается следующее:

  1. Выполнять физические упражнения с физической нагрузкой умеренной интенсивности. Это способствует снижению повышенного после умственной деятельности тонуса мозговых сосудов, улучшая кровоснабжение мозга.
  2. Потребность детей дошкольного возраста двигаться на занятиях 30 % в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. Следовательно, родителям необходимо рекомендовать создавать условия для самостоятельных занятий физической культурой детей. К таким относятся движения рук, ног, повороты туловища, головы, движения рук во время рисования, лепке; передвижение по игровой комнате, уборка рабочего стола, сопровождающаяся наклонами, приседаниями; переходы в столовую, самостоятельные подвижные игры 28.
  3. Каждый ребенок обладает своим типом ДА. Навязывание несвойственного типа движения приводит к тому, что у ребенка возникает неприязнь к этому движению, а часто и к физической культуре вообще. Увеличение количества физкультурных занятий, которые не являются для ребенка необходимой психоэмоциональной разрядкой и не совпадают его типу двигательной активностью, может привести к резко отрицательным последствиям. Следовательно, в детских дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание выявлению индивидуальных двигательных особенностей.

В планировании движений дня для  детей 3-5 летнего возраста, составленного  в соответствии с нормой естественной потребности детей в движении, необходимо исходить из следующей структуры 29:

 

 

1. Гимнастика до занятий (прогулка) - до 20 мин.

2. Физкультурные минуты на каждом  занятии и во время самостоятельной  работы - до 20 мин в сумме.

3. Игры и упражнения между  занятиями до 25 мин в сумме.

4. Подвижный час (прогулка) - 2 часа  активного отдыха на открытом  воздухе 

5. Подвижные игры и спортивные  развлечения во время прогулки - до 40 мин.

В субботний (короткий) и воскресный дни потребность в движениях  должна компенсироваться самостоятельными подвижными играми и спортивными развлечениями детей, экскурсиями и походами совместно с родителями.

В эти дни дети чаще всего организуют свой двигательный режим самостоятельно, поэтому очень важно воспитывать на спортивном часе, физкультминутках потребность детей самостоятельно заниматься физическими упражнениями, обучать их для этого подвижным играм, проводить соответствующую работу с родителями.

С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход предложен в  работе В.С. Якимовича, показавшего, что  двигательный режим тесно переплетается  с другими компонентами общего режима, образуя чередование учебного труда и активного отдыха на занятиях в детском саду, между ними, в начале и конце дня 30.

Таким образом, физические упражнения, физкультминутки на занятиях с родителями в домашних условиях являются способом стимулирования как самостоятельной, так и организованной двигательной активности ребенка

Заключение

Цель исследования – определить педагогические условия успешного использования родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.

Задачи исследования:

1. Обосновать цели и задачи  физического воспитания детей  трех-пяти лет в семье.

2. Определить педагогические условия  эффективного развития физической  активности дошкольников на занятиях с родителями, включающих разные виды физической деятельности.

5. Разработать методические рекомендации  для родителей по формированию  физической активности у детей  трех-пяти лет. 

Мы предположили, что педагогические условия успешного использования  родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет предполагает соблюдение следующее:

1.Организация адекватных возрасту  и уровню физического развития  детей форм и методов использования  родителями средств физической  культуры в физическом воспитании  детей трех-пяти лет. 

2.Осуществление интеграции разных  видов физической активности: режим  дня, зарядка, закаливание, массаж, подвижные игры и т.д.

3.Формирование физической активности  детей на основе организации  разных форм и методов физической  культуры.

Анализ литературы, опыта специалистов МДОУ, наблюдение за параметрами двигательной и познавательной активности детей  позволили выявить основные противоречия и проблемы физического воспитания детей 3-5 лет. Основной проблемой, на наш взгляд, явилась недостаточный двигательный режим ребенка дома и в процессе обучения МДОУ.

Одним из средств повышающим работоспособность  ребенка является использование родителями разнообразных форм проведения занятий физической культурой в домашних условиях.

Существенное значение в повышении  работоспособности имеют уровни двигательной активности (высокий, средний, низкий) ребенка. Так, в ходе проведенного исследования выявлено, что дети с низким уровнем двигательной активности имеют низкие показатели работоспособности: чаще (в 3 раза) и продолжительнее (в 3 раза) болеют, чем дети с высоким уровнем двигательной активности.

Полученные данные убеждают в необходимости  целенаправленной работы родителей  с детьми 3-5 лет по физическому  воспитанию, так как освоение средств  физической культуры в семье оказывает  существенное влияние на формирование положительного эмоционального отношения  к ней, развития физических качеств, физической подготовленности и творческой активности ребенка.

Разработанная методика проведения занятий  с детьми дошкольного возраста позволяет  обосновать механизмы повышения  работоспособности ребенка, формирования потребности в двигательной активности, оказать родителям помощь в физическом воспитании детей и оптимизации  их двигательного режима.

Родителям рекомендованы следующие  методологические подходы:

а) деятельный подход, предусматривающий непосредственное участие родителей в развитии ребенка;

б) индивидуальный подход, учитывающий  особенности уровня двигательной активности;

в) координацию деятельности инструктора  по физическому воспитанию дошкольников и родителей детей 3-5 лет.

В ходе исследования установлено, стимулирование двигательной активности особенно необходимо для детей с низким уровнем  двигательной активности; для детей  с высоким уровнем двигательной активности главным стимулом является проявляемый интерес и желание выполнять больший объем учебной работы.

Экспериментально апробированная в ходе исследования методика проведения разнообразных форм занятий родителями оказала эффективное положительное влияние на повышение физической работоспособности ребенка, что подтверждается достоверным изменением уровня работоспособности (объем, интенсивность, продолжительность) в ходе проведения педагогического эксперимента по сравнению с первоначальными показателями.

Показана эффективность оздоровительной  технологии, способствующих формированию активного двигательного режима детей дошкольного возраста, включающей методику проведения разнообразных форм занятий с родителями на основе специальных физических упражнений, дыхательных упражнений; массажа, закаливания и т. д.

 

Список литературы

  1. Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста: сборник программ. Изд-во: – АРКТИ,2002. – 125 с.
  2. Васечкин В.И. Лечебный и гигиенический массаж. Минск, «Беларусь», 1997.
  3. Вербов А.Ф. Основы лечебного массажа. М.,1996.
  4. Дворкина Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое пособие. – М. Советский спорт, 2005.
  5. Кожухова Н.Н., Рыжкова Н.А., Борисова Н.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. М.,2003.
  6. Курысь В.Н. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект: монография. - Ставрополь: Ставрополье, 2006.
  7. Куничев Л.А. Лечебный массаж, Л.,1985.
  8. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М.,2005.
  9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: учебное пособие. – М.: ФиС,2000.-270 с.
  10. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 384 с.
  11. Никандров В.В. Психомоторика: учебное пособие.- СПб.: Речь, 2004.
  12. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М., 2002.
  13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2001.
  14. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. СПб.: Питер, 2005.
  15. Тестируем детей / сост. Т.Г. Макеева. – 2-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
  16. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М., 2005.
  17. Физическая культура от трех до восемнадцати лет: учебное пособие. – М.: Центр «Школьная книга», 2006.
  18. Филиппова С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб.: Питер, 2002.
  19. Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования: Автореф. докт. дис. д-ра пед. наук. - М., 2002.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста