Формирование игровой зависимости у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть формирование и проявление игровой зависимости у подростков.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:
1. Выяснить, как понятие игровой зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
2. Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимости и ее причины.
3. Рассмотреть проявление компьютерной зависимости у подростков.
4. Провести исследование среди подростков на предмет игровой зависимости.
5. Проанализировать полученный материал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Особенности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков……………………………………………………7
1.1Понятия «зависимость» и «игровая зависимость»………………..7
1.2 Причины возникновения игровой зависимости………………….10
1.3 Специфика ролевых компьютерных игр…………………………..12
1.4Психологические особенности игровой зависимости в подростковом возрасте…………………………………………………………15
1.5 Проявление игровой зависимости у подростков…………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления игровой компьютерной зависимости у подростков на примере игры «Worldof WarCraft»…...…………………………………………………...…..21
2.1 Организация и методы исследования……………………………….21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования………….22
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………..28
Приложения…………………………………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

Formirovanie_igrovoy_zavisimosti_podrostkov_i_m.docx

— 65.85 Кб (Скачать файл)

20. Часто ли Вы испытываете  депрессию, подавленность или  нервозность, будучи вне Сети  и отмечаете, что это состояние  проходит, как только Вы оказываетесь  он-лайн?

А.В. Буровой выделены следующие  группы пользователей ПК:

    • Обычный пользователь ПК, который временами остается в Игре немного дольше, чем обычно, но он в состоянии Своё нахождение в игре (20 - 49 баллов).
    • Пользователь, который сталкивается с проблемами по причине чрезмерного использования компьютерных игр время от времени или часто (50 - 79 баллов).
    • Пользователь, который чрезмерно использует ПК, что породило значительные проблемы в его жизни (80 - 100 баллов).

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Опросник  «Восприятие  виртуальной реальности в комьютерной  игре», разработанный А.Е. Щепилиной.

1. Я считаю, что проявления  агрессии в Компьютерной игре  так же недопустимы, как и  в реальной жизни. а) да б)  нет в) трудно сказать

2. Порой мне кажется,  что я воспринимаю Игру не  так, как другие люди. а) иногда  б) часто в) никогда

3. У меня гораздо больше  друзей в сети, чем в реальной  жизни. а) да б) нет в) трудно  сказать

4. Бывает, что, ища в  Интернете нужную мне информацию, я забываю о своем первоначальном  намерении. а) иногда б) часто  в) никогда

5. Порой мне хочется  переселиться в виртуальный мир.  а) иногда б) часто в) никогда

6. При подключении к  Интернету мое настроение обычно  улучшается. а) да б) нет в)  трудно сказать

7. Для меня важнее, как  выглядит сайт, чем-то, какая на  нем информация. а) да б) нет  в) трудно сказать

8. Я считаю, что Интернет  нужен для: а) развлечения б)  поиска и хранения информации  в) общения

9. Я часто воспринимаю  виртуальный мир как реальность. а) да б) нет в) трудно сказать

10. Мне больше нравятся  игры, в которых мало графики.  а) да б) нет в) трудно сказать.

11. Когда все против  меня, Компьютерная игра помогает  мне пережить трудные времена.  а) иногда б) часто в) никогда

12. Я часто употребляю  слова и выражения, принятые  в Сети, в своей реальной жизни.  а) да б) нет

в) трудно сказать

13. Мои друзья в Компьютерных  играх гораздо лучше понимают  меня, чем мои друзья в реальной  жизни. а) иногда б) часто  в) никогда

14. Я воспринимаю себя  в Компьютерных играх иначе,  чем в реальной жизни. а)  да б) нет в) трудно сказать

15. Я предпочитаю общаться  с теми людьми, которые хорошо  разбираются в Компьютерных играх.  а) да б) нет в) трудно сказать

16. У меня часто возникает  потребность в структурировании  информации, получаемой из Компьютерных  игр. а) да б) нет в) трудно  сказать

17. Я часто завожу виртуальные  романы. а) иногда б) часто в)  никогда

18. Обычно я чувствую  себя комфортней в Компьютерных  играх, чем в реальной жизни.  а) иногда б) часто в) никогда

19. Я предпочитаю Компьютерные  игры с хорошей графикой и  качественным звуковым сопровождением. а) да б) нет в) трудно сказать.

20. Я часто не знаю  точно, сколько времени провел  за Компьютерной игрой. а) да  б) нет в) трудно сказать

21. Мне бывает сложно  объяснить окружающим, что меня  привлекает в Компьютерных играх.  а) иногда б) частов) никогда

22. Иногда компьютерная  игра кажется мне живым существом.  а) иногда б) часто в) никогда

23. Бывает, что, закончив  игру, я не могу вспомнить все,  что я делал, где был. а)  иногда б) часто в) никогда

24. Обычно я предпочитаю  переписываться с человеком по  связи в компьютерной игре  или общаться с ним в чате, чем говорить с ним по телефону  или встречаться лично. а) да  б) нет в) трудно сказать

25. Порой, после длительного  пребывания в Компьютерных играх,  у меня возникает страх (или  чувство незащищенности) перед окружающей  действительностью. а) иногда  б) часто в) никогда

26. Даже большие тексты  я предпочитаю читать с экрана  монитора, а не в бумажном варианте. а) да б) нет в) трудно сказать

27. Я предпочитаю чаты, электронной почте и форумам.  а) да б) нет в) трудно сказать

28. Мне бы хотелось проводить  за компьютерными играми больше  времени, чем сейчас. а) да б)  нет в) трудно сказать

29. Я скорее способен  изменить что-то в виртуальном  мере, чем в реальной жизни.  а) да б) нет в) трудно сказать

30. Компьютер, на котором  я работаю скорее: а) «девочка»  б) «мальчик» в) просто машина

31. Находясь в компьютерных  играх, я люблю слушать музыку. а) иногда б) часто в) никогда

32. Бывает, что я пытаюсь  действовать в реальном мире  так же, как и в виртуальном.  а) иногда б) часто в) никогда

33. В Компьютерных играх  я чувствую себя гораздо увереннее,  чем в реальной жизни. а)  иногда б) часто в) никогда

34. Когда я захожу в  игру, я точно знаю, чего хочу. а) да б) нет в) трудно сказать

35. Я предпочитаю виртуальные  романы реальным. а) да б) нет  в) трудно сказать

36. В компьютерных играх  я реализуюсь как личность  лучше, чем в реальной жизни.  а) да б) нет в) трудно сказать

37. Бывает, что после компьютерных  игр, у меня возникает ощущение, что я о чем-то забыл или  чего-то не сделал. а) иногда  б) часто в) никогда

38. Порой мне кажется,  что люди, с которыми я общаюсь  в Сети, понимают меня гораздо  лучше, чем те, кто окружают  меня в повседневной жизни.  а) иногда б) часто в) никогда

39. Время в компьютерных  играх идет не так, как в  реальной жизни. а) да б) нет  в) трудно сказать

40. Бывает, что, находясь  в компьютерных играх, мне кажется,  что я теряю контроль над  происходящим. а) иногда б) часто  в) никогда

41. Мне больше нравится  рассматривать различные картинки, чем читать. а) да б) нет в)  трудно сказать

42. Пребывание в компьютерных  играх для меня скорее: а) развлечение  б) работа в) жизнь г) другое (укажите, что именно)

43. Когда я нахожусь  в компьютерных играх, я перестаю  замечать окружающую действительность. а) иногда б) часто в) никогда

44. Я всегда пытаюсь  представить, как выглядит мой  противник. а) иногда б) часто  в) никогда

45. Мне кажется, что  компьютерных играх присущи некие  мистические свойства. а) да б)  нет в) трудно сказать

46. В Компьютерных играх  для меня не существует понятий:  верх, низ, право, лево. а) да  б) нет в) трудно сказать

47. Мне нравится, что в  компьютерных играх можно нарушать  правила реального мира. а) да  б) нет в) трудно сказать

48. Бывает, что я трачу  много времени на просмотр  ненужной мне информации. а) иногда  б) часто в) никогда

49. Порой я чувствую, что  сильно отличаюсь от людей,  не играющих в Компьютерные  игры. а) иногда б) часто в)  никогда

50. Компьютерных играх  для меня скорее: а) часть реального  мира б) отдельная, самостоятельная  реальность в) другое (укажите,  что именно)

51. Происходящее в компьютерных  играх зачастую гораздо интереснее  того, что происходит в реальной  жизни. а) да б) нет в) трудно  сказать

52. Обычно я не переношу  виртуальные знакомства в реальность. а) да б) нет в) трудно сказать

53. Случается, что граница  между реальным и виртуальным  миром для меня исчезает. а)  иногда б) часто в) никогда

54. Мне сложно найти  общий язык с людьми, не увлекающимися  Компьютерными играми. а) да б)  нет в) трудно сказать

55. Порой мне бывает  трудно перевести образы в  слова. а) иногда б) часто  в) никогда

56. Порой виртуальный мир  кажется мне более привлекательным,  чем реальный. а) иногда б) часто  в) никогда

57. Компьютерные игры кажутся  мне: а) одномерным б) трехмерным  в) четырехмерным г) вне измерений

58. Иногда компьютер кажется  мне живым существом. а) да  б) нет в) трудно сказать

59. Когда я в компьютерной  игре, я другой, чем в реальной  жизни. а) да б) нет в) трудно  сказать

60. Порой мне хочется  перенести свои действия в  компьютерных играх на реальную  жизнь (Например, в конфликтной  ситуации - желание «отключиться»,  достать оружие). а) иногда б)  часто в) никогда

61. Находясь в компьютерных  играх, я чувствую себя частью  чего-то большего. а) да б) нет  в) трудно сказать

62. Мне бывает сложно  выразить то, что я чувствую, находясь  в Компьютерных играх. а) иногда  б) часто в) никогда

63. В компьютерных играх  я чувствую себя в большей  безопасности, чем в реальном  мире. а) да б) нет в) трудно  сказать

64. Часто мне сложнее  найти общий язык с людьми  в реальной жизни, чем в Компьютерных  играх. а) да б) нет в) трудно  сказать

65. Меня устраивают законы  и правила виртуального мира  гораздо больше, чем реального.  а) да б) нет в) трудно сказать

66. Компьютерных играх  для меня скорее: а) безграничны  б) имеют границы

Ключ:

Автор опросника выделяет следующие его шкалы.

2.1. Факторы зависимости:

    • Принадлежность к сетевой субкультуре (вопросы № 2, 12, 15, 49, 54);
    • Нецеленаправленность поведения (вопросы № 4, 16, 23, 34, 40, 48);

2.2. Особенности восприятия  компьютерных игр:

    • Изменение состояния сознания в результате использования компьютерной игры (вопросы № 6, 9, 14, 32, 43, 50, 53, 59);
    • Восприятие компьютерной игры как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход») (вопросы № 5, 11, 18, 25, 28, 29, 33, 36, 51, 56, 63);

Общение (вопросы № 3, 13, 17, 24, 35, 38, 52, 64).

2.3. Последствия зависимости:

Неадекватное восприятие времени в игре (вопросы № 20, 39);· Пространство в компьютерной игре (вопросы № 46, 57, 66);

    • Восприятие компьютерной игры как проективной реальности (вопросы №21, 37, 44, 45, 61, 62);
    • Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный (вопросы № 1, 26, 47, 60, 65).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица №1

Принадлежность к сетевой субкультуре

85%

Нецеленаправленность поведения

40%

Изменение состояния сознания

55%

«Уход»

65%

Общение

15%

Неадекватное восприятие времени  в игре

70%

Восприятие компьютерной игры как  проективной реальности

45%

Стремление перенести нормы  из виртуального мира в реальный

35%


 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица №2.

1-мерное

3-мерное

4-мерное

Вне измерений

Компьютерная игра

безгранична

Игра имеет границы

0

20

0

5

45

30


 

1 MMORPG – massivelymultiplayeronlinerole-playinggame разновидность онлайновых ролевых игр, позволяющая множеству людей одновременно играть в изменяющемся виртуальном мире через Интернет.




Информация о работе Формирование игровой зависимости у подростков