Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Таким образом, игра служит средством передачи культурных приобретений старшего поколения младшему, подготавливает детей к труду. В этом заключается социальное назначение игры. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, так как дети отображают в игре то, что их окружает.

Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы исследования.
Проблема игры в психолого-педагогической науке.
Развитие игры в дошкольном детстве.
Педагогические условия формирования игровых умений у детей дошкольного возраста.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию игровых умений у детей в дошкольном возрасте.
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы
2.2. Особенности овладения детьми дошкольного возраста игровыми умениями.
2.3. Реализация комплекса педагогических воздействий по формированию игровых умений у дошкольников.
2.4. Определение эффективности педагогических воздействий.
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курс.раб..docx

— 100.97 Кб (Скачать файл)

В младшем дошкольном возрасте могут иметь место простейшие совместные игры детей при условии, если педагог выполняет роль ведущего: регулирует детские взаимоотношения, поощряет хорошие поступки, осуждает плохие, как участник игр, объединяя двух-трех детей, учит их наблюдать за игрой, включаться в нее, подсказывает, чем нужно помочь (принести одеяло, чтобы укутать больную куклу, кубики, чтобы завершить постройку), помогает договориться, распределить обязанности в игре. Воспитатель подсказывает детям, как сделать, чтобы действия каждого могли быть использованы другими участниками игры, создает игровые ситуации, объединяющие детей общими предметами и действиями. Сначала это сравнительно простые ситуации. Например, двум детям предлагают из крупных кирпичиков построить дорожку и водить кукол друг к другу в гости. Потом задания усложняют. Зная, что Саше, Лизе и Мише нравится играть с куклой Катей, воспитатель предлагает каждому сделать что-то для своей любимицы: Саше - уложить Катю спать и смотреть, чтобы она не проснулась раньше времени, Лизе - сварить кашу на плите и вскипятить молоко, а Мише – построить стол и, стул и расставить посуду. Катя проснется и захочет кушать. Так детей готовят к следующему этапу сюжетно-ролевой игры, когда деятельность осуществляется уже по собственному замыслу и ведущее место принадлежит умению ребенка определить свою роль, составить элементарный сюжет.

В младшем дошкольном возрасте дети еще не научились согласовывать  свои действия друг с другом: не заботясь о партнере, они легко производят действия, не предусмотренные сюжетом. Воспитатель подсказывает образцы  поведения, требуемого ролью, объясняет  неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия в ходе игры и роль, которую он выполняет.

Во время активного  бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими игрушками, разнообразными материалами, в частности  с природными, общаются друг с другом и взрослыми. Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей.

Для успешной реализации формирующего эксперимента нами была составлена программа  формирования игровых навыков детей  младшего дошкольного возраста, которая проиллюстрирована в таблице 2.  
 
 
Таблица №2 Программа развития игровых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста

Порядковый номер 
занятия

Краткая характеристика занятия

Занятие 1 

Мама кормит и одевает  дочку, укладывает ее спать.  
Методические приемы: Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать». Чтение С. Капутикян «Маша обедает»

Занятие 2 

Мама стирает, гладит белье.  
Методические приемы: Рассматривание иллюстраций. 
Чтение стихотворенья С. Капутикян. «Стираем»  
Продуктивная деятельность: «Ленточки сушатся на веревке»

Занятие 3

Мама убирает в комнате. 
Методические приемы: Рассматривание иллюстраций. 
Дидактическая игра: «У нас порядок» 
Чтение стихотворенья С. Капутикян «Пылесос» 
Продуктивная деятельность: «Убираем игрушки»

Занятие 4

Мама с дочкой покупают продукты в магазине  
Дидактические игры «Какие продукты продаются в магазине»; «Поможем кукле выбрать покупку» 
Продуктивная деятельность: «В магазине продаются красные яблоки»

Занятие 5 

Мама и дочка встречают гостей. 
Методические приемы. Рассматривание иллюстраций.  
Дидактические игры: «Покажем мишке, как надо встречать гостей» 
Продуктивная деятельность: «накрываем стол»

Занятие 6

Мама готовит обед для  семьи  
Методические приемы: рассматривание иллюстраций. 
Внесение нового атрибута – газовой плиты.  
Продуктивная деятельность: «Варим суп»

Занятие 7

Мама и дочка гуляют в парке  
Методические приемы: рассматривание иллюстраций  
Беседа с детьми что мы делам на прогулке. 
Внесение нового атрибута – прогулочной коляски. 

Занятие 8 

Мама лечит дочку  
Методические приемы: рассматривание иллюстраций  
Объединение с игрой «Больница»

Занятие 9

Мама играет с дочкой  
Рассматривание иллюстраций. 
Чтение стихотворения С. Капутикян «Игрушки». 
Дидактическая игра: «Что мы видим на картинке» 


Программа развития игровых  умений и навыков может быть изменена и дополнена в зависимости от поставленных задач.

2.3 Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы  по формированию словаря детей  младшего дошкольного возраста  

После проведения формирующего эксперимента нами было проведено контрольное  исследование с целью определения  эффективности проделанной работы.

Диагностика уровня сформированности игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста проводилась по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента. 

Результаты представлены в таблице 3.

Таблица № 3

№ п/п

 

Имя ребенка

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
9

 
10

 
Средний 
уровень

1

Глеб К.

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

В

2

Ярослав Ч.

+

+

+

-

+

-

+

-

+

-

С

3

Миша С.

+

+

-

-

+

+

-

-

-

-

Н

4

Дильшот Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

В

5

Ваня Ф.

+

-

+

-

+

-

-

+

+

-

С

6

Саша Ю.

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

В

7

Настя Г.

+

-

+

+

-

-

+

-

-

+

С

8

Лиза И.

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

С

9

Ксюша Р.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

В

10

Женя Б.

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

В

 

 

Высокий

50 %

Средний

40 %

Низкий 

10 %



 

2.4 Сотрудничество  с родителями

Обогащение игрового опыта  дошкольника, развитие его игровых  навыков и умений - задача, эффективность  решения которой зависит не только от воспитателей детского сада, но и  от участия семьи.

В связи с этим мы использовали следующие формы и методы работы с родителями.

Организовали родительские собрания:

-  на тему «Наша группа» с целью повышения педагогической культуры в вопросах общего развития дошкольников;

-  на тему «Путь к здоровью» с целью поделиться опытом закаливания, лечения детей и профилактики детских заболеваний;

-  на тему «Итоги года» с целью рассказать родителям об успехах детей в достижение поставленных обучающих, развивающих задач в начале учебного года.

Подготовили рекомендации для  родителей Адаптация, Агрессивный ребенок, Игрушка в жизни ребенка,Влияние родительских установок на развитие ребенка, Капризы и упрямство, Здоровье всему голова.

Совместно с родителями обогащали  предметно - развивающую среду, а  именно:

  • приобрели 2 больших самосвала и кукольную коляску для катания кукол и других игрушек, предметов;
  • изготовили гусеницу" для перешагивания, мягкие поролоновые мячики для метания, а также вязаные для физических упражнений и подвижных игр;
  • обшили постельные принадлежности кукол, а также сшили приданное для куклы для проведения игровой ситуации Оденем куклу на прогулку;
  • приобрели муляжи овощей и фруктов для познавательного развития детей;
  • утеплили окна на зиму.

Для развития звуковой культуры речи, памяти детей приготовили родителям  сборник потешек и песен, разучиваемые в детском саду; предложили картотеку подвижных игр, проводимые как на прогулке, так и в помещении.

Представили родителям фотоальбом, отражающий игровую деятельность детей  в группе.

2.5 Завершающий  этап: проверка эффективности проведенной  работы

Результативность проведенной  работы подтверждается следующими показателями:

к концу учебного года по показателям воспитателя Юртайкиной Ф.К. 72% детей показали высокий и средний уровень развития игровых навыков;

заболеваемость с января по май в 2013 учебном году в сравнении с тем же периодом прошлого учебного года снизилась на 18%;

индекс здоровья вырос  на 12%;

в группе отсутствует детский  травматизм;

в 2013 учебном году адаптация у всех детей прошла в легкой и средней форме.

 

Заключение

Значение сюжетных игр  заключается в том, что они  влияют на развитие всех психических  процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря  игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта  дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.

Сюжетная игра в своем  развитии проходит ряд этапов: от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения  и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.

Условиями, способствующими  развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой  среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые  игры).

Методическая работа по организации  руководства сюжетными играми дошкольников заключается в обогащении представлений  воспитателей о значении игры в жизни  ребенка, о этапах становления игровой деятельности детей и особенностями руководства на каждом этапе (планирование, организация предметно-игровой среды, организация игровых действий ребенка адекватных соответствующему этапу игровой деятельности). 
 

 

 

 

Список использованных источников 
1. А.В. Запорожец, А.П. Усова, Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966. 
2. А.П. Усова, Роль игры в воспитании детей. – М., 1976. 
3. Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Практикум по детской психологии. – М., 1995. 
4. Д.Б. Эльконин, Психология игры. – М., 1999. 
5. Д.В. Менджерицкая, Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

6. Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Педагогические условия формирования  сюжетно-ролевой игры // Дошкольное  воспитание. – 1989. - №5. 
7. Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. 
8. Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Перспективное планирование работы по формированию игры // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

9. К.Ю. Белая, Методическая  работа в дошкольном учреждении. - М., 1991. 
10. Л.А. Венгер, Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Воспитание детей в игре. – М., 1996.

11. Л.А. Парамонова, А.Н.  Давидчук, К.В. Тарасова и др., Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника // Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасовой и др. – М., 1997. 
12. М.А. Васильева, Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986. 
13. Н.А.Поздняков, Д.В. Менджерицкая, Исследователь игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1995. - №12. 
14. . Н.Я. Михайленко, Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12. 
15. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Как играть с ребенком. – М., 1990. 
16. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей. – М., 2000. 
17. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Формирование сюжетной игры у детей пятого года жизни // Дошкольное воспитание. – 1989. - №7. 
18. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Взрослые, дети, игра // Дошкольное воспитание. – 1984. - №8.

19. Р.И.Жуковская, Воспитание  ребенка в игре. – М., 1963.

20. С.А.Козлова, Т.А.Куликова, Дошкольная педагогика: Учебное  пособие для студентов среднего  педагогического учебного заведения.  – М., 2000. 
21. С.Л. Новоселова, Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

22. С.Л.Новоселова, Е.В. Зворыгина,  Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. – 1981. - №4. 
 


Информация о работе Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста