Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:50, курсовая работа
В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Таким образом, игра служит средством передачи культурных приобретений старшего поколения младшему, подготавливает детей к труду. В этом заключается социальное назначение игры. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, так как дети отображают в игре то, что их окружает.
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы исследования.
Проблема игры в психолого-педагогической науке.
Развитие игры в дошкольном детстве.
Педагогические условия формирования игровых умений у детей дошкольного возраста.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию игровых умений у детей в дошкольном возрасте.
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы
2.2. Особенности овладения детьми дошкольного возраста игровыми умениями.
2.3. Реализация комплекса педагогических воздействий по формированию игровых умений у дошкольников.
2.4. Определение эффективности педагогических воздействий.
Заключение
Библиография
В младшем дошкольном возрасте могут иметь место простейшие совместные игры детей при условии, если педагог выполняет роль ведущего: регулирует детские взаимоотношения, поощряет хорошие поступки, осуждает плохие, как участник игр, объединяя двух-трех детей, учит их наблюдать за игрой, включаться в нее, подсказывает, чем нужно помочь (принести одеяло, чтобы укутать больную куклу, кубики, чтобы завершить постройку), помогает договориться, распределить обязанности в игре. Воспитатель подсказывает детям, как сделать, чтобы действия каждого могли быть использованы другими участниками игры, создает игровые ситуации, объединяющие детей общими предметами и действиями. Сначала это сравнительно простые ситуации. Например, двум детям предлагают из крупных кирпичиков построить дорожку и водить кукол друг к другу в гости. Потом задания усложняют. Зная, что Саше, Лизе и Мише нравится играть с куклой Катей, воспитатель предлагает каждому сделать что-то для своей любимицы: Саше - уложить Катю спать и смотреть, чтобы она не проснулась раньше времени, Лизе - сварить кашу на плите и вскипятить молоко, а Мише – построить стол и, стул и расставить посуду. Катя проснется и захочет кушать. Так детей готовят к следующему этапу сюжетно-ролевой игры, когда деятельность осуществляется уже по собственному замыслу и ведущее место принадлежит умению ребенка определить свою роль, составить элементарный сюжет.
В младшем дошкольном возрасте дети еще не научились согласовывать свои действия друг с другом: не заботясь о партнере, они легко производят действия, не предусмотренные сюжетом. Воспитатель подсказывает образцы поведения, требуемого ролью, объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия в ходе игры и роль, которую он выполняет.
Во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими игрушками, разнообразными материалами, в частности с природными, общаются друг с другом и взрослыми. Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей.
Для успешной реализации формирующего
эксперимента нами была составлена программа
формирования игровых навыков детей
младшего дошкольного возраста, которая
проиллюстрирована в таблице 2.
Таблица №2 Программа развития игровых
умений и навыков детей младшего дошкольного
возраста
Порядковый номер |
Краткая характеристика занятия |
Занятие 1 |
Мама кормит и одевает
дочку, укладывает ее спать. |
Занятие 2 |
Мама стирает, гладит белье. |
Занятие 3 |
Мама убирает в комнате. |
Занятие 4 |
Мама с дочкой покупают
продукты в магазине |
Занятие 5 |
Мама и дочка встречают
гостей. |
Занятие 6 |
Мама готовит обед для
семьи |
Занятие 7 |
Мама и дочка гуляют
в парке |
Занятие 8 |
Мама лечит дочку |
Занятие 9 |
Мама играет с дочкой |
Программа развития игровых умений и навыков может быть изменена и дополнена в зависимости от поставленных задач.
2.3 Анализ результатов
опытно-экспериментальной
После проведения формирующего
эксперимента нами было проведено контрольное
исследование с целью определения
эффективности проделанной
Диагностика уровня сформированности игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста проводилась по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты представлены в таблице 3.
Таблица № 3
№ п/п |
Имя ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
1 |
Глеб К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
В | ||||||
2 |
Ярослав Ч. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
С | ||||||
3 |
Миша С. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Н | ||||||
4 |
Дильшот Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
В | ||||||
5 |
Ваня Ф. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
С | ||||||
6 |
Саша Ю. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
В | ||||||
7 |
Настя Г. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
С | ||||||
8 |
Лиза И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
С | ||||||
9 |
Ксюша Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
В | ||||||
10 |
Женя Б. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
В | ||||||
|
2.4 Сотрудничество с родителями
Обогащение игрового опыта дошкольника, развитие его игровых навыков и умений - задача, эффективность решения которой зависит не только от воспитателей детского сада, но и от участия семьи.
В связи с этим мы использовали следующие формы и методы работы с родителями.
Организовали родительские собрания:
- на тему «Наша группа» с целью повышения педагогической культуры в вопросах общего развития дошкольников;
- на тему «Путь к здоровью» с целью поделиться опытом закаливания, лечения детей и профилактики детских заболеваний;
- на тему «Итоги года» с целью рассказать родителям об успехах детей в достижение поставленных обучающих, развивающих задач в начале учебного года.
Подготовили рекомендации для
родителей Адаптация,
Совместно с родителями обогащали предметно - развивающую среду, а именно:
Для развития звуковой культуры речи, памяти детей приготовили родителям сборник потешек и песен, разучиваемые в детском саду; предложили картотеку подвижных игр, проводимые как на прогулке, так и в помещении.
Представили родителям фотоальбом, отражающий игровую деятельность детей в группе.
2.5 Завершающий
этап: проверка эффективности
Результативность проведенной работы подтверждается следующими показателями:
к концу учебного года по показателям воспитателя Юртайкиной Ф.К. 72% детей показали высокий и средний уровень развития игровых навыков;
заболеваемость с января по май в 2013 учебном году в сравнении с тем же периодом прошлого учебного года снизилась на 18%;
индекс здоровья вырос на 12%;
в группе отсутствует детский травматизм;
в 2013 учебном году адаптация у всех детей прошла в легкой и средней форме.
Заключение
Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.
Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов: от предметно-действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.
Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры).
Методическая работа по организации
руководства сюжетными играми дошкольников
заключается в обогащении представлений
воспитателей о значении игры в жизни
ребенка, о этапах становления игровой
деятельности детей и особенностями руководства
на каждом этапе (планирование, организация
предметно-игровой среды, организация
игровых действий ребенка адекватных
соответствующему этапу игровой деятельности).
Список использованных
источников
1. А.В. Запорожец, А.П. Усова, Психология
и педагогика игры дошкольника / Под ред.
А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966.
2. А.П. Усова, Роль игры в воспитании детей.
– М., 1976.
3. Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Практикум
по детской психологии. – М., 1995.
4. Д.Б. Эльконин, Психология игры. – М.,
1999.
5. Д.В. Менджерицкая, Воспитателю о детской
игре. – М., 1982.
6. Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова,
Педагогические условия
7. Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Особенности
формирования игровой деятельности детей
в средней группе // Игра дошкольника /
Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
8. Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Перспективное
планирование работы по формированию
игры // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.
Новоселовой. – М., 1989.
9. К.Ю. Белая, Методическая
работа в дошкольном
10. Л.А. Венгер, Сюжетно-ролевая игра и психическое
развитие ребенка // Воспитание детей в
игре. – М., 1996.
11. Л.А. Парамонова, А.Н.
Давидчук, К.В. Тарасова и др., Истоки: Базисная
программа развития ребенка-дошкольника
// Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук,
К.В. Тарасовой и др. – М., 1997.
12. М.А. Васильева, Руководство играми детей
в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.
Васильевой. – М., 1986.
13. Н.А.Поздняков, Д.В. Менджерицкая, Исследователь
игры детей дошкольного возраста // Дошкольное
воспитание. – 1995. - №12.
14. . Н.Я. Михайленко, Педагогические проблемы
руководства и управления игрой // Дошкольное
воспитание. – 1983. - №12.
15. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Как играть
с ребенком. – М., 1990.
16. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Организация
сюжетной игры в детском саду: Пособие
для воспитателей. – М., 2000.
17. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Формирование
сюжетной игры у детей пятого года жизни
// Дошкольное воспитание. – 1989. - №7.
18. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Взрослые,
дети, игра // Дошкольное воспитание. –
1984. - №8.
19. Р.И.Жуковская, Воспитание ребенка в игре. – М., 1963.
20. С.А.Козлова, Т.А.Куликова,
Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов
21. С.Л. Новоселова, Игра дошкольника / Под
ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
22. С.Л.Новоселова, Е.В. Зворыгина,
Руководство формированием игры
// Дошкольное воспитание. – 1981. -
№4.
Информация о работе Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста