Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:07, курсовая работа
Объект исследования: процесс самосознания личности.
Предмет исследования: процесс формирования самооценки.
Цель исследования: изучить особенности формирования личности и выявит основные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.
Задачи:
- изучить сущность понятия самооценки в психологии и механизм ее формирования;
- рассмотреть особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах;
- выявить основные факторы, влияющие на формирование самооценки;
- исследовать влияние на уровень самооценки от особенностей семейного воспитания.
Введение.
I.Формирование самооценки личности.
1.Сущность понятия самооценки в психологии, механизмы ее формирования.
2.Особенности формирования самооценки на разных возрастных этапах.
3.Условия формирования адекватной самооценки детей.
II.Исследование зависимости уровня самооценки подростка от типа родительского отношения.
Заключение.
Список литературы.
Принятие – это созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. «Родители должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения» [19, с.408], пишет В.Сатир. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.
Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.
Оценку не личности ребенка,
а его действий и поступков
важно осуществлять, меняя их
авторство. Действительно,
Контроль за негативными
Изучив вопрос факторов, оказывающих влияние на процесс формирования самооценки, мы пришли к следующим выводам:
- исследования в области психологии демонстрируют важность особенностей семейных отношений и типов поведения родителей для формирования у ребенка позитивной самооценки;
- в детстве самооценка ребенка зависит от того, как с ним обращаются родители, насколько эмоционально связаны родители и ребенок, чувство внутреннего благополучия или неблагополучия закладывает основу восприятия себя в будущем;
- школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников; отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями;
-
важными условиями
-
особое значение имеет
С целью выявления влияния родительского отношения на процесс формирования самооценки нами был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие подростки МОУ №26 г. Междуреченска (8 класс) в количестве 26 человек и их родители. Эксперимент проводился в сентябре-ноябре 1007 года.
На первом этапе было проведено анкетирование родителей с целью выявления типа родительского отношения к подросткам. Нами был использован тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В. Столина [27].
Родительское отношение понимается здесь как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник предполагает выявление следующих типов отношений родителей к детям: «Принятие-отверждение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник». Причем авторы методики выделяют 2 типа отношений («Кооперация», «Симбиоз») как «желательными образами родительского отношения», остальные 3 нежелательным. В семьях при типе «Кооперации» и «Симбиоз» родитель доверяет ребенку, может встать на его точку зрения, понять его, уважает его самостоятельность, принимает его достоинства и недостатки. При других типах родительского отношения в процессе взаимоотношений не удовлетворяются возникших потребностей в самореализации и развитии собственного «Я», в успехе, потребности в независимости и потребности в любви. Родители не прислушиваются к ребенку, считают свою линию поведения «единственно правильной» и считают, что поступают «во благо ребенку».
Нами было выбраны 12 подростков, в семьях которых выявлено желательный тип родительского отношения (1 группа), и 12 подростков, в семьях которых - нежелательный тип (2 группа). Со всеми подростками была проведена методика личностного дифференциала.
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана по принципу семантическго дифференциала Ч.Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.
ЛД используется во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или другим людям.
В ЛД отобрана 21 личностная черта, представленные в виде антонимичных пар. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности ( 7-балльные шкалы).
Ф.И.О.___________________ возраст____ пол____ дата________
О + Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
С - Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
А + Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
О - Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
С + Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
А - Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
О + Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
С - Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
А + Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
О - Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
С + Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
А - Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
О + Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
С - Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
А + Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
О - Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
С + Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный
А - Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
О + Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
С - Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
А + Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый
В нашем исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная шкала. Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала (общие шкалы):
1. Фактор Оценки (О). Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя.
2. Фактор Силы (С). Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность низкие - на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.
Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале.
При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но в рамках нашего исследования именно они сами по себе имеют первостепенное значение для изучения.
Для выявления различий в содержании самооценки детей с разными типами родительского отношения мы сравнили показатели 2-х групп.
Средние значения по методике ЛД.
№ | Название шкалы | Средние значения | |
1 группа | 2 группа | ||
О | фактор Оценки | 12,8 | 8,9 |
С | фактор Силы | 13,7 | 10,6 |
А | фактор Активности | 13,6 | 11,9 |
Результаты тестирования показывают, что у подростков первой группы (подростки, в семьях которых желательный тип отношений - «Сотрудничество» и «Симбиоз») уровень самооценки ниже, чем у подростков второй группы (подростки, в семьях которых нежелательный тип отношений). Так значения по фактору оценки у первой группы говорят о том, испытуемые принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителя позитивных социальных характеристик, в определенном смысле они удовлетворены собой. Результаты тестирования подростков второй группы указывают на критическое отношение к самому себе, их неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.