Формирование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 156.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Фамилия Имя

Тип людей

Тип профессии

до тренинга

Тип профессии

после тренинга

Александрова Анастасия

А

Х

Т

Боровая Ксения

А

Х

Т

Дубовик Юлия

Р

Х

Т

Жаврид Анастасия

А

Х

Х

Клезович Мария

А

Х

Т

Ладутько Николай

Р

З

Х

Маринич Анастасия

Р

Х

Т

Николаева Анастасия

Р

Х

Х

Орловская Диана

Р

Х

Ч

Пархомчук Вероника

А

Х

Т

Петрова Александра

А

Х

Т

Сидорчик Влада

А

Х

Т

Сытько Анастасия

П

Х

Х

Тихонова Анна

К

Х

Т

Тысевич Алина

-

Х

П



Приложение 4

Сравнительная характеристика

изменений выбора типа профессий до и после тренинга в 11 «А»

 

 

 

 

 

 

Сравнительная характеристика

изменений выбора типа профессий

до и после тренинга в 11 «Б»

Фамилия Имя

Тип людей

Тип профессии

до тренинга

Тип профессии

после тренинга

Бобко Варвара

А

Х

Х

Занская Любовь

А

-

Т

Исаченко Кирилл

Р

Т

П

Клишевич Роман

А

П

Т

Козырицкая Александра

А

П

Х

Костюкевич Дарья

С

З

П

Лещенко Александра

С

П

Т

Мальковский Иван

С

Х

Ч

Пилевина Александра

С

Х

Х

Разумовская Валерия

А

Х

Х

Садрисламова Маргарита

А

Х

Х

Семак Данил

П

Т

Т

Семенов Андрей

К

Ч

Х

Якель Дмитрий

А

Ч

П

Яшина Юлия

А

Х

Х



 

 

 

 

Приложение 5

Анкета

Готов ли ты к выбору профессии?

 

         Прочитайте ниже перечисленные  утверждения и выразите свое  согласие и несогласие с помощью  «да» или «нет».

 

  1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию?
  2. Основной мотив выбора – материальные интересы?
  3. В избранной профессии вас привлекает прежде всего сам процесс труда?
  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение, потому что туда пошли учиться ваши друзья?
  5. Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома?
  6. Если вам не удастся получить избираемую профессию, то у вас есть запасные варианты?
  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией?
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии?
  9. Не важно, кем работать, важно, как работать?
  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат?
  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности вам не достает?
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств?
  13. Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
  14. Учителя одобряют ваш выбор профессии?
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии?
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии?
  17. Вы консультировались с выбором профессии у врача?
  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение?
  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение?
  20. Вам известно о трудоустройстве по избираемой профессии?
  21. Вы уверенны, что родственники помогут вам устроиться на работу (учебу)?
  22. Вы знаете о возможностях заработка у представителей избираемой вам профессии?
  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться еще раз?
  24. Для правильного выбора профессии достаточно вашего «хочу»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Словарь основных понятий

 

• Профориентация — это определение человеком своего места в профессиональном мире.

• Цель профориентации — подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

• Психолог-профконсультант — специалист, обучающий школьников самостоятельному планированию профессионального пути.

• Профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. (Примеры.)

• Специальность — это вид занятия в рамках одной профессии. (Примеры.)

• Квалификация — это:

1) профессия, специальность;

2) степень  годности к какому-либо виду  труда, уровень подготовленности.

Должность — это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения. (Примеры.)

• вакансия— незамещенная, незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося,

• Карьера — это:

достижение наивысших результатов;

род занятий;

продвижение по служебной лестнице.

• Призвание — наивысшая степень взаимное соответствие конкретного человека и его работы.

Приложение  7

Шесть профессиональных типов личности

(по  Дж. Голланду).

 

 

 

• Первый тип личности — реалистический (практический). Любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии связиста, пиротехника, радиомонтажника, водителя, лесника, пчеловода. Коммуникативные навыки требуются в минимальной мере.

• Второй тип личности — интеллектуальный. Сообразителен, наблюдателен, независим, оригинален, обладает нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Предпочитает научные профессии: эколога, философа, футуролога и т.п. Межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль.

• Третий тип личности — социальный. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Главное содержание труда — взаимодействие с людьми.

• Четвертый тип личности — стандартный (конвенциальный). Усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус и т.п.).

• Пятый тип личности — предприимчивый. Находчивый, практичный, подвижный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству. Любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны (следователь, журналист, политик, предприниматель и т.п.).

• Шестой тип личности — артистический. Высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, переводчик, художник, музыкант, актер и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

ТРЕНИНГ: «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ»

 

Цикл занятий рассчитан на учащихся 9-11 классов и представляет собой 12 занятий от 40 минут до 3-х часов учебного времени в зависимости от насыщаемости. Желательно проводить их в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.

Структура занятий:

• вступительная часть (знакомство, установление контакта с подростками);

• диагностический блок;

• информационный блок;

• игровые занятия (тренинг профессионального самоопределения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступительная часть

 

Занятие 1

Тема: Давайте познакомимся!

Цели:

• установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса;

• знакомство со спецификой работы практического психолога, с особенностями психологии как науки;

• активизация процесса рефлексии.

Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников