Формирование профессиональных способностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить формирование профессиональных способностей личности.

Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть способности как фактор формирования личности;

2. Изучить этапы развития способностей в профессиональной сфере;

3.Исследовать профессиональные способности студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

вся.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

     И все же, по крайней мере, в некоторых  случаях, мужчины способны лучше  концентрироваться.

     Женский мозг интенсивнее реагирует на эмоцииСканируя мозг мужчин и женщин в тот момент, когда они вспоминали об испытанных ими эмоциональных потрясениях, Марк Джордж обнаружил различия в реакциях на эмоции, например печаль. Хотя и вызванное примерно одинаковыми переживаниями, у женщин чувство грусти активирует нейроны на площади, в восемь раз большей, чем у мужчин. Теоретически то, каким образом наш мозг реагирует на печальные события, может увеличивать риск депрессии, которая у женщин развивается вдвое чаще, чем у мужчин.  
         Женский мозг способен также более точно определять эмоциональный настрой других людей. Д-р Ракел Гур, психоневролог из Пенсильванского университета, и ее муж, психолог Рубен Гур, проводили сканирование мозга испытуемых добровольцев. Просматривая фотографии актеров, лица которых выражали различные эмоции, представители обоих полов легко определяли счастливые лица, но распознать печальное женское лицо мужчинам    было намного труднее. “На лице женщины должно быть написано    поистине неизбывное горе, чтобы мужчина это заметил”, - говорит Рубен Гур.                   

     У женщин особые отношения со словом. Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, а у мальчиков - зрительно-пространственный. Уже к 18 месяцам девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 месяцам. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше. Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию.

     Причина может состоять в том, что при  чтении женщины используют нейронные  области обоих полушарий мозга, говорят д-р Салли и д-р Беннетт Шейуиц, преподаватели педиатрии и неврологии из Йельского университета. В отличие от них мужчины пользуются только нейронными зонами левого полушария[26.c118].  
         Во взрослом возрасте женщины также обладают лучшими вербальными навыками. При тестировании женщины придумывают больше слов, начинающихся с одной буквы, приводят больше синонимов, быстрее мужчин подбирают названия для цвета и формы предметов.  
        Но, пожалуй, еще важнее следующее: оба полушария женского мозга обрабатывают все, что связано с речью, и это помогает женщинам быстрее выздороветь после перенесенного инсульта или мозговой травмы. “Благодаря тому что у женщин, когда они говорят или читают, задействована более широкая сеть нейронов, чем у мужчин, - рассказывает д-р Джордж, - они лучше защищены от последствий частичных поражений мозга”.

     Женщины иначе ориентируются. В дороге женщины обращают больше внимания на то, что видят, в особенности на такие запоминающиеся детали, как кафе на перекрестке или церковь напротив детской площадки. Когда они возвращаются обратно или объясняют маршрут другим, то опираются в основном на эти ориентиры, в то время как мужчины мыслят категориями направления и расстояния (“полкилометра на север, потом три километра на запад”).    “Я подозреваю, что мужчины рождаются с неким биологическим преимуществом в отношении пространственного мышления”, - пишет автор научно-популярных книг Дебора Блум. Она отмечает, что мужчины постоянно получают более высокие баллы в тестах на мысленное вращение предмета в трех плоскостях.

     У женщин острее память. В любом возрасте память у женщин лучше, чем у мужчин, сообщает психолог Томас Крук, президент “Сайколоджикс”, исследовательского учреждения, испытывавшего свойства памяти более чем у 50 тысяч мужчин и женщин, говорил “Женщины способны лучше, чем мужчины, ассоциировать имена и лица людей, они также лучше запоминают перечни предметов”. “События, которые люди хорошо запоминают, связаны, как правило, с эмоциями”.

     Поскольку женщины используют большие участки  правого полушария, ответственного за переработку эмоций, это происходит у них автоматически.

     Джей  Гид, занимающийся вопросом детской  психиатрии в Национальном институте  психического здоровья, обнаружил, что  мозг девочек развивается быстрее. Так, наибольшая толщина серого вещества у них отмечается уже в одиннадцать лет, тогда как у мальчиков - в двенадцать лет.

     Миндалевидное тело, отвечающее за эмоциональные  реакции, которое насыщено рецепторами  к мужскому половому гормону тестостерону, развивается быстрее у мальчиков, а гиппокамп, отвечающий за процессы запоминания, имеет много рецепторов к женскому половому гормону эстрогену и раньше развивается у девочек.

     Для узнавания лиц дети в возрасте 8-11 лет также пользуются разными  участками мозга. Результаты выполнения тестов у них были примерно одинаковыми, но, как установили при помощи регистрации электрической активности, мальчики использовали преимущественно правую половину мозга, а девочки - левую.

     Ученые  из медицинской школы Университета Пенсильвании отметили значительные различия между распределением серого и белового вещества в головном мозгу мужчин и женщин. У женщин больше серого вещества, состоящего из нервных клеток и коротких отростков, а у мужчин - белого, состоящего из длинных отростков клеток.

     Ученые полагают, что это откладывает отпечаток на функциональные особенности головного мозга. Они считают, что у женщин лучше проходит централизованная обработка информации, в то время как у мужчин, благодаря большой массе аксонов, лучше налажена связь между удаленными участками мозга.

     Также существуют гормональные различия. Предполагается, что половые различия в развитии способностей связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период.

     Некоторые исследователи считают, что половые различия в зрительно-пространственных способностях возникают в подростковом возрасте, есть данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. И даже у младших детей были обнаружены различия в понимании пространственных отношений. Когда в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием[28.c 322].

       Среди учеников начальной школы  различия в уровне математических  способностей мальчиков и девочек  незначительны, они начинают проявляться  в подростковом возрасте и  касаются в основном сложных  форм математического мышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают в пользу юношей. В то же время девочки, которые в младшем школьном возрасте мечтали об успехах в школе, о будущих достижениях, проявляли хорошие математические способности, в подростковом возрасте начинают мечтать о близкой дружбе, популярности, симпатиях окружающих.

       Казалось бы, эти особенности  развития способностей мальчиков  и девочек легко объясняются  воздействием половых гормонов  на мозг подростка. Однако ряд  исследований показал, что девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови выше, лучше выполняют тесты на зрительно-пространственное восприятие, чем их обычные сверстницы. Интересно, что у мужчин зависимость обратная - чем выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на зрительно-пространственную ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Это значит, что чем выше уровень мужского гормона тестостерона, влияющего на развитие первичных и вторичных половых признаков и "мужское" поведение, тем хуже выполняются тесты на выявление способностей, традиционно считающихся мужскими.

     В 1961 году Р.Е. Стеффорд получил данные, свидетельствующие о том, что  способности к пространственному  воображению передаются от матери к сыну и от отца к дочери, но не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существование генетического механизма наследования пространственных способностей, сцепленного с полом. Однако факты, полученные позже другими исследователями, заставляют усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий в познавательной сфере.

     Различия  способностей людей может заключаться  в социальных аспектах. Понятно, что только гормонального и генетического критериев недостаточно, чтобы ответить на вопрос об истоках половых различий в развитии интеллектуальных способностей.

       В настоящее время активнее  всего разрабатывается направление,  связывающее половые различия  в познавательной сфере с функциональной  специализацией мозговых полушарий.

       Био-социальный подход связывает  универсальность патриархата, главенство мужчины в социальной жизни, большую степень мозговой асимметрии у мужчин и относительную диффузность мозга женщин, высокий уровень невербального мастерства и зрительно-пространственной ориентации у мужчин и развитые вербальные способности у женщин с эволюционным процессом, а именно с гармонизирующей эволюцией.

       Так, генетик и философ Н.П.Дубинин  высказал гипотезу, что в ходе  гармонизирующей эволюции селективные  преимущества получили мужчины занимавшиеся охотой, проектированием и строительством защитных сооружений, а также воины, лидеры, руководители переселений, организаторы защиты, все те, кто обладал лучшими зрительно - пространственными способностями. Одновременно происходил естественный отбор женщин. В соответствии с принятой ими половой ролью матери, хранительницы очага и традиций, в воспитательницы отбирались индивиды, обладающие развитой социальной чувствительностью, различными приемами вербального и невербального общения.

       Нейробиологами установлено, что половая дифференциация мозга не исключает его бипотенциальности. В мозге одновременно существуют две альтернативные системы: одна из них актуальная и определяет психический статус человека, а другая находится в пассивном, задавленном состоянии. При гормональном воздействии на определенные участки мозга можно вызывать как маскулинное, так и фемининное поведение. Следовательно, мозг содержит потенциальные возможности программирования поведения как по мужскому, так и по женскому типу.

       Понятно, что общественные представления  накладывают определенные обязательства  на исполнение половых ролей  мальчиками и девочками, мужчинами  и женщинами, что не может  не влиять на половую дифференциацию  в развитии их способностей. В  то же время, половые гормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего детства. Можно предположить, что имеется кольцевая зависимость между гормонами, мозгом, поведением и условиями воспитания.

       В зависимости от того, в каком  мотивационном стиле воспитывается ребенок, биологически предопределенные черты могут изменяться, в результате закрепляющихся в мозге новых форм поведения. Вес мозга младенца при рождении составляет лишь 40 процентов от веса мозга взрослого человека. Так как рост мозга обеспечивается за счет разрастания новой коры (высших отделов мозга), весьма восприимчивой к воздействию факторов среды и воспитания, то образцы поведения, закладывающиеся в детском и подростковом возрасте, влияют на формирование личности и способностей человека на протяжении всей жизни.

       Интересно, что в пожилом возрасте, по мере того, как мужчины и  женщины избавляются от своих  ранневозрастных ролей, начинают  проявляться способности, к которым  ребенок был склонен с детства,  но не мог реализовать из-за  жесткого противопоставления "мужских" и "женских" ценностей. Нетрудно предположить, что в семье, где нет этого противопоставления, ребенок начнет развиваться в соответствии со своими склонностями, а не ожиданиями окружающих.

     В 1985 году Т.Л. Хилтон суммировал результаты выполнения тестов на понимание пространственных отношений большой выборки американских школьников старших классов (общее число испытуемых более двадцати трех тысяч) и обнаружил, что юноши справлялись с ними значительно лучше девушек. Сравнение с данными аналогичного эксперимента, выполненного двадцать лет назад, показало, что различия между мужчинами и женщинами за этот период сократились.

         По мере демократизации общества  психические и интеллектуальные  различия между мужчинами и  женщинами становятся все менее заметными. Женская эмансипация и все больше набирающее силу женское движение приводят к тому, что женщины начинают заниматься "мужскими" делами, а мужчины "женскими".

         С одной стороны, если мужчины  и женщины не созданы от  природы для определенных ролей, а истоки половых различий в познавательных способностях лежат лишь в социальной деятельности людей, выполняющих различные половые роли, предопределенные требованиями общества, то смена половых ролей может привести к определенным социальным последствиям.

Информация о работе Формирование профессиональных способностей личности