Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:01, дипломная работа
На сегодняшний деньпроблемы стрессоустойчивости (в частности, профессиональной), рассматриваются в больших объемах с разных позиций, как психологической, психофизиологической, так и философско–абстрактной.
Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………….…………….....……….………….4
ГЛАВА 1 Проблема стрессоустойчивости в психологической науке …..……7
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости ………………………………..………7
1.2. Особенности управления стрессом в организации. Стресс-менеджмент….…..13
1.3. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности сотрудников МЧС России …………………………………………………………………………31
1.4. Возможности социально-психологических тренингов в формировании стрессоустойчивости личности …………………………………………………......34
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования………………....….………39
2.1. Организация исследования…………………………………………….………..39
2.2. Характеристика выборки исследования….………………………………...…...39
2.3. Характеристика используемого социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………………………………....……..…………..40
2.4. Методы оценки эффективности социально-психологического тренинга стрессоустойчивости………………………………………………...………………41
2.5. Методы статистической обработки……………………………………….43
ГЛАВА 3. Оценка эффективности социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………........…………..……….45
3.1. Оценка состояния испытуемых до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости……………………………………..45
3.2. Оценка состояния испытуемых после проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости………………………………….….49
3.3. Динамика психологических характеристик стрессоустойчивости под влиянием социально-психологического тренинга стрессоустойчивости……………………...55
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………...…………….61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..…………
Таблица 5
Результаты по методике самочувствие, активность, настроение (САН) у экспериментальной и контрольной групп после проведения тренинга
Показатели |
Экспериментальная группа после исследования |
Контрольная группа после исследования |
U-критерий | ||
среднее значение |
стандартное отклонение |
среднее значение |
стандартное отклонение | ||
Самочувствие |
4,2 |
0,7 |
-1,2 |
0,9 |
10 |
Активность |
5,6 |
0,8 |
0,6 |
0,8 |
8,2 |
Настроение |
4 |
0,7 |
-1,4 |
0,7 |
12,1 |
U-критерий находится в зоне значимых изменений (Uкритич. 0,01 ≤ 338)
Как видно из Таблицы 5 и Рис 3 показатели контрольной и экспериментальной группы по шкалам самочувствия, активности и настроения имеют существенные различия.
В экспериментальной группе показатели самочувствия говорят о благоприятном состоянии испытуемых. В контрольной группе, как и до исследования, показатели говорят о преобладании у испытуемых плохого настроения
Показатели активности в экспериментальной группе говорят о повышенной активности, в контрольной группе – о пониженной.
Приподнятое настроение характерно для испытуемых в экспериментальной группе. Испытуемые контрольной группы отличаются пониженным настроением.
Рис. 3 Результаты по методике САН после проведения тренинга
Анализ результатов по методике Спилбергера-Ханина
Таблица 6
Результаты по методике Спилбергера-Ханина
у экспериментальной и контрольной групп после проведения тренинга
Показатели |
Экспериментальная группа после исследования |
Контрольная группа после исследования |
U-критерий | ||
среднее значение |
стандартное отклонение |
среднее значение |
стандартное отклонение |
||
Ситуативная тревожность |
28,8 |
2,7 |
41,9 |
4,5 |
15,1 |
Личностная тревожность |
29 |
3,1 |
38,9 |
6 |
20 |
U-критерий находится в зоне значимых изменений (Uкритич. 0,01 ≤ 338)
После проведения социально-психологического тренинга стрессоустойчивости контрольная и экспериментальная группы показали разныя уровни ситуативной и личностной тревожности (Таблица 6, Рис. 4).
Показатели ситуативной тревожности у испытуемых в экспериментальной группе свидетельствуют о низкой тревожности субъектов на момент времени проведения исследования. В контрольной группе показатель тревожности испытуемых – умеренный.
Показатели личностной тревожности у испытуемых показывают низкий уровень тревожности.
Рис. 4 Данные по методике Спилбергера-Ханина у экспериментальной и контрольной групп после проведения тренинга.
Анализ результатов по шкале Бека
Таблица 7
Результаты по шкале Бека
у экспериментальной и контрольной групп до проведения тренинга
Показатель |
Экспериментальная группа после исследования |
Контрольная группа после исследования |
U-критерий | ||
среднее значение |
стандартное отклонение |
среднее значение |
стандартное отклонение | ||
Шкала депрессии |
5,7 |
3 |
7,2 |
3,7 |
14 |
U-критерий находится в зоне значимых изменений (Uкритич. 0,01 ≤ 338)
Как и до проведения социально-психологического тренинга формирования стрессоустойчивости у испытуемых обеих групп по шкале депрессии Бека наблюдается отсутствие депрессивных симптомов, что показано в Таблице 7.
Анализ результатов по методике Диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств «Опросникопределения доминирующего состояния и настроения» (ДС-6)
Таблица 8
Результаты по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения у контрольной и экспериментальной групп после проведения тренинга
Показатели |
Экспериментальная группа после исследования |
Контрольная группа после исследования |
U-критерий | ||
среднее значение |
стандартное отклонение |
среднее значение |
стандартное отклонение | ||
Активное-пассивное отношение к жизненной ситуации |
67,5 |
11,8 |
35,9 |
11,4 |
35,0 |
Тонус высокий-низкий |
68,7 |
9,4 |
48,7 |
15,6 |
110,0 |
Спокойствие-тревога |
67,8 |
7,8 |
33,3 |
10,1 |
1,0 |
Устойчивость-неустойчивость эмоционального тона |
66,4 |
8,0 |
34,9 |
12,3 |
7,9 |
Удовлетворенность- |
69,1 |
7,5 |
32,6 |
10,4 |
5,5 |
Положительный-отрицательный образ самого себя |
45,7 |
6,4 |
32,4 |
10,8 |
124,5 |
U-критерий находится в зоне значимости (Uкритич. 0,01 ≤ 338)
После проведения социально-психологического тренинга стрессоустойчивости контрольная и экспериментальная группы показали приблизительно азличные уровни отношения к жизненной ситуации, тонуса, устойчивости эмоционального тона, удовлетворенности жизнью в целом и образа самого себя (Таблица 8, Рис. 5).
У испытуемых экспериментальной группы, по шкале «Ак» (активное-пассивное отношение к жизненной ситуации) выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей. У испытуемых в контрольной группе преобладает пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке многих жизненных ситуаций преобладает пессимистическая позиция, неверие в возможность успешного преодоления препятствий.
Полученные данные по шкале «То» (тонус высокий-низкий) показывают, что для испытуемых характерна повышенная возможность проявлять активность и расходовать энергию, стенически реагировать на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Повышена готовность к работе, в том числе длительной.
Оценки по шкале «Сп» (спокойствие-тревога) в экспериментальной группе говорят о большей уверенности в своих силах и возможностях, чем у большинства людей. У испытуемых в экспериментальной группе преобладает ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняется адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.
Высокие оценки по шкале «Уд» в экспериментальной группе показывают удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией, тем, как идет жизнь. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор, в котором слышен голос собственного "Я". Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.
По шкале «По» (положительный-отрицательный образ самого себя) у испытуемых в экспериментальной группе результаты характеризуют степень принятия личностью себя. Есть основания говорить о достаточной искренности в ответах, выраженном стремлении к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.
Рис. 5 Результаты по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения у контрольной и экспериментальной групп после проведения тренинга
3.3. Динамика психологических
Анализ результатов по методике самочувствие, активность, настроение (САН)
Таблица 9
Результаты по методике САН
у экспериментальной группы до и после проведения тренинга
Показатели |
Экспериметальная группа до исследования |
Экспериметальная группа после иследования |
Т-критерий | ||
среднее значение |
Стандартное отклонение |
среднее значение |
стандартное отклонение |
||
Самочувствие |
-1,3 |
0,9 |
4,2 |
0,7 |
855,5 |
Активность |
0,8 |
0,8 |
5,6 |
0,8 |
282,0 |
Настроение |
-1,4 |
0,7 |
4 |
0,7 |
807,5 |
Т-критерий находится в зоне значимости при р 0,01 ≤ 292
Как видно из Таблицы 9 по методике самочувствие, активность, настроение (САН) в экспериментальной группе в процессе проведения тренинга достоверная динамика произошла по шкале Активность.
Рис. 6 Результаты пометодика САН у экспериментальной группы до и после проведения тренинга.
Анализ по методике Спилбергера-Ханина
Таблица 10
Результаты по методике Спилбергера-Ханина
у экспериментальной группы до и после проведения тренинга
Показатели |
Экспериментальная группа до исследования |
Экспериментальная группа после исследования |
Т-критерий | ||
среднее значение |
стандартное отклонение |
среднее значение |
стандартное отклонение |
||
Ситуативная тревожность |
42,2 |
6,1 |
28,8 |
2,7 |
102,3 |
Личностная тревожность |
39,4 |
8,1 |
29 |
3,1 |
87,9 |
Т-критерий находится в зоне значимости при р 0,01 ≤ 292
По методике Спилбергера-Ханина у испытуемых в экспериментальной группе достоверная динамика прослеживается по шкалам ситуативной и личностной тревожности (Таблица 10)
Рис. 7 Результаты по методике Спилбергера-Ханина у экспериментальной группы до и после проведения тренинга
Анализ результатов по шкале Бека
Таблица 11
Результаты по шкале Бека у экспериментальной группы до и после проведения тренинга
Показатель |
Экспериментальная группа до исследования |
Экспериментальная группа после исследования |
Т-критерий | ||
среднее значение |
стандартное отклонение |
среднее значение |
стандартное отклонение | ||
Шкала депрессии |
7,2 |
3,7 |
5,7 |
3 |
761 |
Т-критерий находится в зоне значимости при р 0,01 ≤ 292
Как видно из Таблицы 11, проведение тренинга в экспериментальной группе не повлияло на динамику по шкале депрессии.
Анализ результатов по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения у экспериментальной группы до и после проведения тренинга
Таблица 12
Результаты по Опроснику определения доминирующего состояния и настроения у экспериментальной группы до и после проведения тренинга
Показатели |
Экспериментальная группа до исследования |
Экспериментальная группа после исследования |
Т-критерий | ||
среднее значение |
стандартное отклонение |
среднее значение |
стандартное отклонение | ||
Активное-пассивное отношение к жизненной ситуации |
36,1 |
14,7 |
67,5 |
11,8 |
91,4 |
Тонус высокий-низкий |
48,2 |
17,3 |
68,7 |
9,4 |
105,8 |
Спокойствие-тревога |
33,2 |
9,9 |
67,8 |
7,8 |
87,1 |
Устойчивость-неустойчивость эмоционального тона |
35,7 |
8,1 |
66,4 |
8,0 |
88,5 |
Удовлетворенность- |
31,7 |
7,6 |
69,1 |
7,5 |
79,0 |
Положительный-отрицательный образ самого себя |
32,9 |
12,1 |
45,7 |
6,4 |
95,6 |