Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ в настоящее время приобретает особое значение. Это обусловлено тремя обстоятельствами. Первое - возрастанием объема эмоциогенных факторов на человека в военной деятельности. Второе – глубоким влиянием социальных кризисных явлений, на личность военнослужащего. Третье – настоятельным требованием времени к изменению подхода к военнослужащим с технократического на гуманитарный.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эмоционально-волевые процессы личности военнослужащих ВВ МВД РФ 6
Глава 2. Особенности формирования эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 12
Глава 3. Психологическая подготовка как один из факторов эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 21
Заключение 28
Литература 30

Вложенные файлы: 1 файл

трафарет.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)
 

      Оглавление 
 

 

      

Введение

 
 
 

      Проблема  эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ в настоящее  время приобретает особое значение. Это обусловлено тремя обстоятельствами. Первое - возрастанием объема эмоциогенных факторов на человека в военной деятельности. Второе – глубоким влиянием социальных кризисных явлений, на личность военнослужащего. Третье – настоятельным требованием времени к изменению подхода к военнослужащим с технократического на гуманитарный.

      Объективная реальность сегодняшнего дня свидетельствует  о том, что идейно-нравственные ориентации общественного сознания размыты, стимулирующие факторы военной службы минимальны, а иногда и отсутствуют вовсе, всестороннее обеспечение сил ВВ МВД РФ недостаточно. В этой связи решение служебно-боевых и многих социальных задач перекладывается на плечи офицера. На него ложится весь груз ответственности не только за обучение и боевую готовность, но и за воспитание подчиненных, что с неизбежностью повышает эмоциогенные нагрузки и ставит вопрос о более внимательном отношении к личностным регуляторным характеристикам офицера.

      В настоящее время личность офицера  становится своеобразным эпицентром нравственно-ценностных и социально-экономических проблем  флота. Личностные возможности решения  этих проблем не всегда адекватны  требованиям воинской деятельности, что, как правило, приводит к неоптимальной эмоциональной напряженности, негативно влияющей на успешность, надежность и продуктивность службы. Поэтому первоочередная задача заключается в том, чтобы создать психолого-педагогические предпосылки устойчивой служебной деятельности офицера ВВ МВД РФ.

      Изменение эмоциональной напряженности может  осуществляться с помощью саморегуляционных  процессов психики человека, высший, личностный уровень которых в  настоящем исследовании обозначается термином эмоционально-волевая саморегуляция (ЭВС). ЭВС офицера осуществляется в соответствии со стереотипами его индивидуального опыта. В свою очередь, индивидуальный опыт структурируется содержанием воинской деятельности: значениями и смыслами, знаками и символами, приемами и средствами, действиями и отношениями. При этом решающая роль в расширении и закреплении положительного опыта принадлежит процессам обучения, воспитания и самовоспитания офицера. Несмотря на то, что актуализация и совершенствование личностных регуляторных механизмов является исходно необходимой и весьма существенной предпосылкой устойчивости деятельности военного профессионала, в военно-образовательном процессе такая проблема напрямую не поставлена. Решение ее в контексте только профессионального обучения, нравственного воспитания, интеллектуального и волевого развития личности, которым традиционно уделяется большое внимание в учебно-воспитательной практике, принципиально не может автоматически обеспечить совершенствование системной структуры регуляторных процессов. Это в определенном смысле относится и к развитию саморегуляционных механизмов психики офицера в процессе его психологической подготовки к защите Отечества. Многоплановые исследования психологической подготовки офицеров, проведенные А.В. Барабанщиковым, В.И. Варваровым, А.Д. Глоточкиным, М.И. Дьяченко, А.Т. Иваницким, Л.А. Кандыбовйчем, В.П. Кашириным, М.П. Коробейниковым, В.Л. Марищуком, А.Т. Ростуновым, Н.Н. Силкиным, В.Я. Слеповым, A.M. Столяренко, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзовым и другими, позволяют выделить в процессе обучения и воспитания задачи повышения эффективности саморегуляции личности офицера ВВ МВД РФ. Это: формирование эмоционально-волевой устойчивости и накопление опыта волевой саморегуляции при действиях в условиях опасности; формирование адаптированности военнослужащих к раздражителям боевой обстановки

      Все вышесказанное говорит об актуальности исследований в этой области. Исходя из этого мы определили основной целью  нашей работы изучение формирования эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ.

      Для достижения цели нам необходимо решить такие задачи:

    1. Изучить информационные источники по теме исследования.
    2. Рассмотреть эмоционально-волевую сферу военнослужащих ВВ МВД РФ.
    3. Проанализировать аспекты формирования и развития эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ

      Предметом нашего исследования является эмоционально-волевая  сфера военнослужащих ВВ МВД РФ, а объектом исследования его будет личность военнослужащего ВВ МВД РФ.

 

      

Глава 1. Эмоционально-волевые процессы личности военнослужащих ВВ МВД РФ

 
 
 

    Эмоционально-волевые  процессы представляют собой общее  функциональное состояние психики человека, управляющее протекающими в ней процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом.

    Отмечено, что различные предметы и явления  объективного мира по-разному воздействуют на сознательную сферу человека - одни радуют, другие огорчают, третьи оставляют его равнодушным. Это результат осознанного реагирования на них психики (эмоций и чувств) в виде соответствующих переживаний.

    Эмоции - процесс отражения реакции психики  человека на предметы и явления объективного мира, проявляющиеся в биологически обусловленных переживаниях.1

    Считается, что физиологической основой  эмоций выступает соответствующее влияние на психическую деятельность адреналина, поступающего в кровь человека в результате физиологической реакции его организма на происходящее вокруг. Следовательно, длительность эмоционального процесса ограничивается временем действия этого биологически активного вещества.

    Чувства - устойчивое эмоциональное отношение  человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях.

    Физиологической основой чувств являются сложные  взаимодействия процессов, протекающих  как в организме в целом, так  и в подкорке и коре головного  мозга. Отсюда следует, что чувства, оказывая аналогичное эмоциям воздействие на психику, имеют духовную первооснову.

    Изменения, происходящие в организме при  тех или иных эмоциях и чувствах, передаются в кору головного мозга  и влияют на протекание всех познавательных процессов. В зависимости от этих и других обстоятельств выделяют различные виды эмоций и чувств: стенические (активизирующие) и астенические (закрепощающие); простые (биологически обусловленные) и сложные (духовно обусловленные), а также моральные, эстетические, интеллектуальные и другие.

    Эмоции  и чувства различаются по силе, длительности, глубине, скорости возникновения и действенности. В зависимости от их величины различают соответствующие эмоционально-чувственные состояния (иногда просто эмоциональные состояния), представляющие собой определенный временный уровень целостного функционирования психики человека.2

    Настроение - слабо выраженное эмоциональное  состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

    Страсть - длительное, действенное и глубокое эмоциональное состояние, возникшее на основе осознания необходимости достижения конкретной цели деятельности.

    Испуг - простейшая форма страха на основе действия инстинкта самосохранения.

    Боязнь - эмоциональное состояние на основе осознания реальной опасности.

    Страх - астеническое эмоциональное состояние с ослаблением сознательного контроля над своими действиями.

    Аффект - переживание большой силы с коротким периодом протекания, вызванное раздражителем большой силы.

    Стресс - непродолжительное эмоциональное  состояние, возникающее в результате осознания сложности ситуации, в которой находится человек.

    Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее  при осознании непреодолимости  возникшей для человека трудности.

    Аффективный страх - остро выраженное астеническое состояние, парализующее способность человека к сознательной деятельности.

    Паника - крайне выраженное астеническое состояние  с доминированием инстинкта самосохранения над сознанием.

    Наряду  с перечисленными, у военнослужащих могут возникать и специфические эмоционально-чувственные состояния. К ним, прежде всего, относят состояния ожидания (эмоциональное состояние, вызванное осознанием в условиях бездействия опасности для жизни, здоровья или социального положения предстоящих действий) и боевого возбуждения (сильное стеническое состояние, тормозящее аналитическую функцию сознания в активной деятельности военнослужащего).

    Одной из наиболее важных особенностей эмоций и чувств выступает их внешнее  проявление в мимике (гримаса, улыбка, конфигурация рта), в пантомимике (движение ног, рук, пальцев), в речи (темп, тембр, интонация). Специфической физиологической реакцией организма человека на эмоционально-чувственные состояния является побледнение лица, дрожь, расстройство работы внутренних органов и др.3

    Эмоции  и чувства, как психические явления, тесно связаны с физиологической сферой человека и, следовательно, оказывают существенное влияние на целостное состояние его здоровья. Доказано, что среди причин многих болезней можно выявить преобладание астенических эмоционально-чувственных состояний.

    Понимание сущности эмоционально-чувственных  состояний позволяет выделить их основные характеристики. К ним относятся сила и длительность возникающих эмоционально-чувственных состояний.

    Если  эмоции и чувства человека переводят  функционирование его психических процессов в подсознательную (неуправляемую) сферу, то сознательное управление ими осуществляется на основе его воли.

    Воля - способность человека сознательно  действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и психологические трудности (препятствия).

    Психологический анализ волевого действия позволяет  сделать вывод о его наиболее часто проявляющейся последовательности: постановке и осознании цели действия; борьбе мотивов; принятии решения; выработке плана действия; реализации (плана) решения; оценке и анализе выполненного действия.

    Физиологической основой волевого действия (воли) является блокирование (торможение) соответствующими участками коры головного мозга деятельности тех ее участков, которые отвечают за включение эмоционально-чувственных процессов личности. Однако следует отметить, что одновременно и эмоционально-чувственные процессы пытаются подавить волевые усилия и распространить свое влияние на познавательную сферу деятельности человека.

    В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации рассматриваемый волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные.4

    Простые волевые действия - это действия, направленные на достижение хорошо осознанной и представляемой цели ближайшей перспективы, когда способы ее достижения заранее определены и привычны.

    Сложные волевые действия представляет собой  ряд последовательно совершаемых  актов с внутренними противоречиями, каждый из которых связан с необходимостью преодоления частных препятствий и трудностей.

    Преднамеренные  волевые действия - сознательное действие по преодолению существующих физиологических или психологических трудностей в соответствии с поставленной целью.

    Непреднамеренные  волевые действия - как правило  подсознательное действие по преодолению  трудностей без предварительного формирования целевой установки. Зачастую этот вид волевого действия приобретает форму упрямства.

    Формирование, развитие и проявление того или иного вида волевого действия (воли) происходит в ходе личностного становления человека. О качестве рассматриваемого психического явления личности можно судить по соответствующим характеристикам воли. К их числу относятся:5

    • целеустремленность - строгое соответствие выполняемой деятельности (поступков) сознательно поставленной цели;
    • самообладание - способность сознательно управлять своими мыслями, эмоциями (чувствами) и действиями (поступками);
    • решительность - способность оперативно принимать наиболее целесообразные решения для незамедлительных действий;
    • самостоятельность - способность (поступать) в соответствии с собственным планом (реализовывать свой замысел);
    • настойчивость - проявление упорства для достижения поставленной цели деятельности;
    • инициативность - степень активности при поиске наиболее целесообразных путей достижения поставленной цели.

    В зависимости от уровня каждой из перечисленных  характеристик у человека формируются  соответствующие качества личности: решительность, дисциплинированность, мужество, смелость и др.6

      Таково  основное содержание психических процессов  личности. Его подробный анализ позволяет  сделать вывод, что рассмотренные  явления позволяют лишь отражать в сознании человека предметы и явления объективного мира в различных формах их проявления. Однако человек, помимо созерцания, еще выполняет и созидательную функцию - соответствующим образом воздействует на окружающий его мир. Это воздействие осуществляется на основе второй и третьей групп психических явлений, называемых психическими образованиями и психическими свойствами. 

Информация о работе Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ