Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:22, курсовая работа
Цели:
- рассмотреть феномен «команда» и конкурентоспосбность» ,
- ознакомить с технологиями формирования и управления конкурентоспособной командой
- выработать свою концепцию управления персоналом с помощью деловых игр, тестов и практических упражнений.
- провести тренинговую программу по формированию конкурентоспособной команды в организации
Задачи:
1. Провести теоретический анализа литературы на данню тему.
2.Изучить феномен «команда», «конкуренция» и «конкурентоспособная команда».
3.С помощью подобранных методик провести экспериментальное исследование .
4. Разработать и провести тренинговую программу.
5. Провести повторное тестирование и сравнить полученные данные.
Вступление
Раздел 1 Теоретический подход к психологическому анализу содержания и существенных характеристик конкурентоспособной команды
Блок 1 Информационно - смысловой
Общая характеристика феномена «команда» и «командная работа»
Основная характеристика понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность»
Мини - лекция
Раздел 2 «Диагностика конкурентоспособности и командной сплоченности в организации»
Блок 2 Диагностический
2.1 Организация исследования
2.2 Методики диагностики
Раздел 3 Система тренинговых занятий для формирования конкурентоспособной команды
Блок 3 Коррекционно – развивающий
3.1 Организационно-направляющие интерактивные техники
3.2 День 1 «Тренинг формирования психологической готовности персонала организаций к работе в команде»
3.3 День 2 «Тренинг навыков партнерского взаимодействия персонала организаций в команде»
3.4 День 3 «Тренинг развития конкурентоспособности команды»
3.5 День 4 «Итоговый. Освобождение и релаксация»
Раздел 4 Результаты тестирования, методик, тренинговой программы
4.1 Методики и тестирования
4.2. Тренинг
4.3. Рекомендации психолога
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
1. Роли в команде задаются
изнутри, с учетом цели, индивидуальных
особенностей членов команды
и др., зато как в «обычных»
рабочих группах роли в
2. В команде роли гармонично
взаимодействуют и дополняют
друг друга, а в рабочей
3. В команде ролевая
иерархия отсутствует или
4. В команде руководитель
является лидером группы, а в
«обычной» рабочей группе он
преимущественно выполняет
5. Команда имеет открытую
ролевую структуру, но
1.3 Типология и факторы формирования команд
Команды принято различать по нескольким основаниям. Одна из самых распространенных классификаций основана на выделении в качестве индикатора рода деятельности, которой призвана заниматься команда[11].
Выделяют следующие типы команд:
1) занимающиеся подготовкой рекомендаций. Это проектные группы, группы по аудиту, качеству или безопасности. В деятельности команд такого рода должны всегда присутствовать быстрое и конструктивное начало и разработка итоговой формулировки, чтобы их рекомендации могли бы быть внедрены;
2) занимающиеся непосредственным изготовлением чего-либо. Деятельность такой группы, как правило, не имеет временных ограничений. Для эффективного руководства ею важно концентрироваться на производительности команды[11];
3) управляющие процессом.
Для такого рода команд важно,
чтобы они правильно
Рассмотрим факторы, которые оказывают влияние на образование команды как организационной формы коллективного управления [12].
Обсуждение начнем с того, что любая команда изначально формируется для выполнения какой-либо задачи. Поэтому представляется вполне естественным, что такая характеристика, как тип совместной деятельности, определяющий структуру, сложность и нестандартность решаемой задачи, будет рассматриваться нами в качестве одной из главных в образовании команды.
Тип задачи (совместной деятельности) определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством; ролевой состав; перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; сроки выполнения поставленной задачи; степень контроля рабочей группы со стороны руководства.
Следующий важный параметр
образования команды связан с
характеристикой внешней
В командном менеджменте принято говорить не о среде, а об организационно-культурном контексте существования команды. Он делится на внешний и внутренний. К внешнему будут относиться такие характеристики, как 1) организационный климат; 2) компетентность руководящих органов материнской организации в управлении командной деятельностью; 3) сложность/структурированность внешнего мира; 4) наличие/качество систем контроля; 5) уровень ее неопределенности; 6) частота и сила стрессовых воздействий[22].
При описании культуры той
или иной организации предлагается
также учитывать и такие
Внутрикомандный культурный контекст характеризуется через описание следующих индикаторов: 1) принятые и разделенные всеми участниками нормы команды; 2) способы распределения власти; 3) сплоченность и связанность членов команды; 4) характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов — координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); 5) организация ролевого распределения.
Можно сказать, что процесс образования команды — есть процесс образования ее внутреннего культурного контекста, другими словами, ее субкультуры[13].
Преимущества работы в команде:
Отдельная личность может успешно справляться с работой, но когда это касается ограниченной задачи. Когда же проблема становится больше и сложнее, необходима коллективная работа, или даже встает вопрос создания команды.
1)Коллективный подход – это признак сильного и решительного стиля управления.
2)Если браться за решение проблем сообща, то стрессовые ситуации уменьшатся.
3)Вырабатывается больше идей, и инновационная способность агентства возрастает.
4)Крупные и междисциплинарные
проблемы лучше решаются
5)Внутри команды успешнее решаются проблемы нечеткого распределения обязанностей и низкого личного вклада, устраняются межличностные трения.
1.4 Оценка эффективности деятельности команды
Эффективная команда имеет следующие характеристики[24]:
1.Члены группы обладают
навыками исполнения всех
2.Группа существует
3. Группа привлекательна для ее членов, они лояльны по отношению друг к другу.
4.Отношения членов группы и руководителей имеют высокую степень конфиденциальности, они доверяют друг другу.
5. Ценности и цели группы
удовлетворяют требованиям
6. Поскольку члены группы
выполняют взаимосвязанные
7. Чем важнее ценность
кажется группе, тем больше вероятность,
что члены группы будут
8. Члены группы высоко
мотивированы общими
9. Любое взаимодействие,
принятие решений и т.д.
10. Руководитель каждой
рабочей группы оказывает
11. Группа стремится помочь
каждому своему члену развить
способности и использовать
12. Каждый член группы
добровольно и без возмущения
принимает цели группы и
13. Руководитель и члены
группы уверены, что каждый
может достичь «невозможного». Эти
ожидания максимально
14. При необходимости члены
группы оказывают помощь друг-
15. Поддерживающая атмосфера
высокоэффективных групп
16. Группа знает ценность «конструктивного конформизма» (подчинения), понимает, когда его использовать и для каких целей.
17. Члены группы высоко
мотивированы
18. Группа эффективно использует коммуникационный процесс для достижения целей группы.
19. Члены группы также
высоко мотивированы на
20. В высокоэффективных
группах существует высокий
21. Групповой процесс в
высокоэффективных группах
22. Члены группы способны влиять на работу друг друга, гибкость и адаптацию группы.
23. В высокоэффективных
группах люди чувствуют
24. Руководителя
Внутрикомандная эффективность основана на эмоциональном интеллекте членов команды и положительных нормах, к которым относятся искренность идей и чувств, открытость, экспериментирование, помощь другим быть искренними и открытыми относительно их идей и чувств, помощь другим в экспериментировании, индивидуальность, размышление, заинтересованность, внутреннее обязательство.
Ролевой состав команды как
фактор эффективности дает представление
о том, что группа, в которой
есть исполнители всех ролей, будет
эффективно работать над выполнением
любого задания. Также была установлена
зависимость эффективности
В целях достижения устойчивой
эффективности рекомендовано
Внутригрупповая поддержка
также обеспечивает лучшую результативность,
поскольку эффективные
Эффективность групповой работы обусловливается характером взаимодействия субъектов и объектов лидерства, взаимодействием в группе и содержанием установленных правил взаимодействия. Кратко охарактеризуем критерии эффективности работы группы.
Возраст группы свидетельствует о стадии развития группы, ее объективной способности эффективно работать[16].
Формирование и поддержание групповых процедур (правил, норм) необходимы для удовлетворения потребностей в обсуждении интересующих всех вопросов, таких, как:
-достижение групповых целей;
-поддержание рабочих
взаимоотношений и обмен
Групповые нормы определяют качественные и количественные показатели групповой работы, а также удовлетворенность членов группы условиями деятельности и ее конечным результатом.
Согласие свидетельствует о единстве в понимании цели групповой деятельности, методов и способов ее достижения, а удовлетворенность предполагает осознание тесной связи деятельности с конкретной потребностью или интересом.
Степень сплоченности и взаимозависимости членов группы определяет их готовность и способность эффективно взаимодействовать при выполнении задания.
Позитивная взаимозависимость — восприятие членами команды межличностных коммуникаций, обеспечивающих успешность деятельности каждого[17]. Взаимозависимость характеризуется тем, что каждый индивид уверен в том, что:
-остальные члены группы
стараются во благо общей
-другие участники группы
разделят общую судьбу в
-достижение групповых
целей обусловлено усилиями
-коллеги разделяют чувство идентичности, основанное на членстве в группе.
1.5 Основная характеристика понятия конкуренция и конкурентноспособность
Информация о работе Формування конкурентоздібної команди в організації