Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:27, курсовая работа
Цель работы – исследование характера в трудовой деятельности человека.
Цели соответствуют следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия характера и его влияния на деятельность человека
2. Анализ характера человека с точки зрения занимаемой им должности.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕР
4
1.1. Понятие характера и его свойств
4
1.2. Акцентуации характера
6
1.3. Типы акцентуаций характера
7
ГЛАВА II АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ИСПЫТУЕМОГО
14
2.1. Описание предприятия и деятельности испытуемого
14
2.2. Исследование характера испытуемого
17
2.3. Рекомендации
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Титульный лист
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА I. ХАРАКТЕР | 4 |
1.1. Понятие характера и его свойств | 4 |
1.2. Акцентуации характера | 6 |
1.3. Типы акцентуаций характера
| 7 |
ГЛАВА II АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ИСПЫТУЕМОГО | 14 |
2.1. Описание предприятия и деятельности испытуемого | 14 |
2.2. Исследование характера испытуемого | 17 |
2.3. Рекомендации | 20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 21 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 23 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Характер человека как более оформленная динамическая характеристика индивида, чем темперамент, не определяет успешность выполняемой деятельности, но, так или иначе, влияет на неё, так как накладывает свой отпечаток на стиль её выполнения.
Также, характер человека имеет большое значение в построении межличностных отношений в коллективе. Знание слабых и сильных сторон своего характера позволяют человеку избежать конфликтов и стрессовых ситуаций, помочь более органично организовать свою жизнь и профессиональную деятельность.
Рабочее место характеризуется повышенными требованиями и разнообразными конфликтными ситуациями, здесь слишком часты затруднительные положения, в которые люди попадают из-за отрицательных черт характера руководителя или служащего. Поэтому важно знать разнообразные недостатки, которые могут доставить неприятности представителям разных типов характера. Кто хочет достигнуть успеха в работе, тому необходимо знать все сильные и слабые стороны разных типов характера и наилучшим образом приспособиться к требованиям своей работы и коллективу.
Цель работы – исследование характера в трудовой деятельности человека.
Цели соответствуют следующие задачи:
1. Рассмотрение понятия характера и его влияния на деятельность человека
2. Анализ характера человека с точки зрения занимаемой им должности.
Объект исследования – характер. Предмет исследования – влияние характера на трудовую деятельность.
ГЛАВА I. ХАРАКТЕР
1.1. ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРА И ЕГО СВОЙСТВ
Ю.Б. Гиппенрейтер определяет характер как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования1.
Характер, как и темперамент, является динамической характеристикой, то есть черты характера влияют не на содержание деятельности, а на способ достижения цели2.
Этим характер отличается от личности, являющейся совокупностью отношений человека, его целей и мотивов1.
Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные (локальные). Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.)3:
1) самоуверенность — неуверенность;
2) согласие, дружелюбие — враждебность;
3) сознательность — импульсивность;
4) эмоциональная стабильность — тревожность;
5) интеллектуальная гибкость — ригидность. Такие черты, как экстраверсия — интроверсия, сопоставляются с такими глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность. Так, общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.
Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность — «толстокожесть», доверчивость — подозрительность, мечтательность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (зависимость от группы), самоконтроль — импульсивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миролюбивость — агрессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость — ригидность, демонстративность — скромность, честолюбие — непритязательность, оригинальность — стереотипность.
1 Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»
2 Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности
3 Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров
1.2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий, но являются вариантом нормы характера. В то время как психопатии являются патологией и отвечают трём критериям: тотальности, дезадаптации и стабильности характера на протяжении всей жизни, акцентуации характера являются вариантом характера, при котором определённые его черты заострены и выражены ярче, чем у большей части популяции.1
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. В то же время, акцентуации характера могут оставаться и после пубертатного периода и стать частью характера взрослого человека.
В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.2
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
При скрытой акцентуации характера черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера.1
1Леонгард К. Акцентуированные личности
2Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. Психология индивидуальных различий
1.3. ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Ниже приведены типы акцентуаций характера, описанные Личко.1
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП
Главная черта гипертимов – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго оно омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Также для них характерно хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, цветущий внешний вид, хороший аппетит и сон.
ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП
Выделяют два варианта циклоидной акцентуации: типичные к лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды характеризуются попеременной субдепрессивной и гипоманиакальной фазой. Субдепрессивная фаза обычно длится 2-3 недели.
Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному типу. Субдепрессивная и гипоманиакальная фазы здесь гораздо короче - несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих".
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения. Настроение людей лабильного типа меняется стремительно и круто, хотя поводы для изменений могут быть незначительными.
Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то 1 Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. Психология индивидуальных различий
представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП
Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются невыносимыми.
Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны.
СЕНСИТИВНЫЙ ТИП
У людей сенситивного типа с детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни.
У них рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в "гнусности" и "распутстве", жестокие укоры себя в неспособности удержаться от пагубной привычки. Онанизму приписываются также собственное слабоволие во всех областях, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду роста худоба, диспропорциональность телосложения и т. п.
Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям...
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП
Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами".
Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии – боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью и т. п. Реже можно наблюдать появление навязчивых действий, невротических тиков и т. п.
Главными чертами психастенического типа являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий.
ШИЗОИДНЫЙ ТИП
Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость (Kahn; 1926), отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении...
Таким людям свойственны дефицит интуиции и тесно с ним связанный недостаток сопереживании, эмпатии. Недостаток интуиции и сопереживания обусловливает, вероятно, то, что называют холодностью шизоидов. Их поступки могут быть жестокими, что скорее связано с неспособностью вчувствоваться в страдания других, чем желанием получить садистическое наслаждение. К гамме шизоидных особенностей можно добавить неумение убеждать своими словами других (Каменева, 1974).
Шизоиды обычно замкнуты и закрыты, хотя имеют несколько близких друзей, перед которыми открываются. Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружения многие поступки шизоидов, ибо все, что им предшествовало, – весь ход переживаний и мотивов – осталось скрытым. Некоторые выходки носят характер чудачества, но, в отличие от истероидов, они не служат цели привлечь в себе всеобщее внимание.
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП
Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, т.е. тоскливым, злобным эмоциональным состояниям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей.
Информация о работе Характер в трудовой деятельности человека