Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа
нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.
Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.
Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.
Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.
Введение...............................................................................................
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................
1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................
Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................
2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему
и его использование в психодиагностике...................................................
2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........
2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................
Выводы...................................................................................
Заключение...................................................
Библиографический список.........................
Говоря об
историческом развитии
Таким образом, действительно, мы не обнаруживаем новых смыслов цвета, но «звучание» некоторых из них существенно меняется. В ХХ веке цвет активно используется как символ общественно-политических движений и явлений. Опосредованность жизни революционной России символикой красного цвета была настолько широкой, что он стал именем нарицательным. Если обратиться к ХХI веку, то можно вспомнить «оранжевую революцию» на Украине, которая наглядно показала важность невербальных компонентов тех или иных идей, которые приводят в движение народные массы.
Рассмотрим
теперь собственно процесс
Физиологические механизмы восприятия цвета. Возвращаясь к положению о том, что цвет – это сложное и многогранное явление, можно схематически изобразить, что собой представляет цвет с точки зрения физики, физиологии и психологии [24]. Пусть источник испускает световой поток, а поверхность наблюдаемого предмета отражает свет в соответствии с распределением ее коэффициента отражения. Тогда спектральный состав излучения, направленного в глаз наблюдателя, находится перемножением координат этих двух излучений. Другими словами, уже на этом этапе оказали свое влияние освещение и характеристики предмета, такие как его текстура (кроме того, нужно учитывать форму предмета, фон). Попав на сетчатку глаза, излучение вызывает реакцию фоторецепторов. Они ответственны за возникновение ощущений красного, зеленого и синего. Интегральные реакции фоторецепторов зависят от их спектральной чувствительности и мощности излучения, приходящихся на соответствующие участки спектра. Сигналы о величине реакций всех трех групп фоторецепторов передаются в мозг, вызывая соответственно ощущения красного, синего и зеленого цветов. Они складываются в единое ощущение. Например, при преобладании реакций рецепторов, ответственных за возникновение «зеленых» сигналов появляется ощущение зеленого цвета. Если перевес на стороне «зеленых» и «красных» одновременно, возникает ощущение желтого. Излучения разных спектральных составов могут перекрываться и поэтому могут давать одинаковые соотношения интенсивностей сигналов и, следовательно, вызывать ощущения одинаковых цветов. Процесс формирования цветового ощущения осложняется психологическими факторами. Далее, влияние цвета связано с его семантикой, сложившейся исторически, с индивидуальным опытом человека, особенностями его характера, эмоционально-мотивационной сферы и личности в целом; кроме того, влияет состояние здоровья, потому что люди с определенными заболеваниями совершенно иначе воспринимают цвет, чем здоровые люди.
Далее, хотелось бы подробнее остановиться на собственно физиологических механизмах цветового зрения [14, 30, 31]. В нервной системе существуют два пути обработки зрительной информации: «сетчатка – таламус - кора» и «сетчатка - переднее двухолмие – кора». Цветовой анализ излучения осуществляется по первому пути. Сущность теории цветового зрения состоит в том, что фоторецепторы, которые представлены палочками и колбочками, реагируют только на излучение видимой части спектра. Палочки и колбочки имеют общую схему строения: наружный сегмент, в мембранных дисках которого – зрительный пигмент и внутренний сегмент, содержащий митохондрии и аппарат Гольджи, тело с клеточным ядром и синаптическую ножку.
Кванты света
поглощаются в рецепторах
Каждый фоторецептор
содержит только один
Усилительное
взаимодействие между
Согласно
одной из гипотез
Горизонтальные
клетки контролируют
Собственно в слое ганглиозных клеток и завершается анализ излучения в сетчатке. Гранит в 1955 г. выделил среди них клетки, реагирующие на широкий спектр излучений (доминаторы), и клетки, избирательно настроенные на узкий диапазон длин волн (модуляторы) [14]. Доминаторам приписывалась функция кодирования яркости цвета, а модуляторам – функция кодирования цветового тона. В последующих работах других авторов установлено, что модуляторы являются «редуцированным вариантом» так называемых спектрально-оппонентных клеток, которые возбуждаются на одни длины волн и тормозятся на другие.
Далее, по
зрительному нерву импульсы
Дорсальный
отдел НКТ – основной для
окончаний зрительных волокон,
он имеет слоистое строение. По
размеру сомы и аксо-
Обобщая,
можно выделить в ретино-
Информация,
выделенная из светового
1.2. Восприятие
цвета в процессе
В этом разделе мы рассмотрим развитие восприятия цвета в онтогенезе, а также цветовые ассоциации, так как они формируются именно в процессе индивидуального развития человека.
Трехмесячные дети хорошо различают цвета и формы объемных и плоскостных геометрических фигур. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенцев в разной степени, причем, как правило, предпочтительными оказываются яркие и светлые (хотя это правило нельзя считать всеобщим: сказываются индивидуальные вкусы младенцев). Обнаружилось также, что дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые ребенок часто смотрит, поместить новый, отличающийся от них по цвету или форме, ребенок, заметив его, целиком переключается на новый предмет, надолго сосредоточивает на нем взор. Во второй половине первого года жизни становится заметно, что ребенок явно и стойко предпочитает красный цвет голубому или белому, хотя способен различать красный, желтый и сине-зеленый цвета. Также черно-белые контрасты надолго удерживают внимание младенцев [29].
В возрасте
двух лет цвет не имеет
В два с
половиной – три года от
сравнения свойств предметов
при помощи внешних
Если ребенок,
вступивший в пору раннего
детства, при сравнении
Восприятие
ребенком на всем протяжении
раннего возраста тесно
Информация о работе Цвет как психологическое и психофизиологическое явление