Цвет как психологическое и психофизиологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.

Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.

Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.

Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.

Содержание

Введение...............................................................................................

Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................

1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................

1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................





Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................

2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему

и его использование в психодиагностике...................................................

2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........

2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................

Выводы...................................................................................

Заключение...................................................

Библиографический список.........................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 Далее, в  1952 г. Р.Хейсом и Г.Хилтманом  на основе работ М.Пфистера  был создан «Тест цветных пирамид». Также широко используются Цветовой тест отношений (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд), методика цветовых порогов (Э.Т.Дорофеева).

 В заключение  нужно отметить несколько особенностей  цветовых психодиагностических  методик. Они относятся к экспресс  — методам: в этом понятии, кроме указания на скоростной характер тестирования, неявно содержится и намек на определенную поверхностность данных методов, как чересчур «торопливых». Но здесь в большей степени присутствует первое достоинство, чем второй недостаток. Большинство цветовых тестов классифицируются как проективные методы, если исходить из того, что «проективный» означает способный выявлять неосознаваемое. Важно отметить и такое достоинство как их игровой характер, особенно у методов, основанных на процедуре цветового ранжирования. Это немаловажно там, где больной или здоровый человек настроен негативно по отношению к тестированию. Не следует забывать и о не выраженности эффекта привыкания по отношению к цветовым тестам: это освобождает от проблемы создания эквивалентных форм. Итак, цветовая психодиагностика является эффективным и информативным средством в арсенале практического психолога.

  

2.2. Связь цвета  с психосоциальными характеристиками  личности  

В этом параграфе  мы рассмотрим связь цвета с эмоциями, характером, мышлением, сравним цветовые предпочтения детей и взрослых, а также выявим особенности восприятия и предпочтений цвета у людей с некоторыми отклонениями в психическом и физическом здоровье. Цвет и эмоции. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они сами предстают перед человеком как эмоции, точнее как объективно воплощенные эмоции. . Воздействие цвета вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Вторым существенным фактом является остаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, начиная с трех-четырех лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку [25].

 Как мы  уже отмечали, стремясь нарисовать  что-то «хорошее», «красивое»  дети трех-четырех лет чаще  всего используют светлые, яркие  краски – желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую.

 Взаимосвязь  цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания  являются символами эмоций, их  внешним воплощением, опредмеченной  формой; во-вторых, эмоциональные состояния  человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в-третьих, устойчивые эмоциональные особенности субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

 Взаимосвязь  эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, с другой – психофизиологической организацией человека. Из этого следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах – темпераменте, характере и личности.

Цвет и характер. Люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих  аспектах (экстравертированными), чем  те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.

 Главной особенностью этого гипертимного типа с точки зрения цветовых предпочтений является исключительно выраженное положительное отношение к красно-желтому цвету. Эпилептоидный тип отрицательно относится к сине-зеленому цвету. А подростки истероидного типа также отвергают зеленый цвет, но они отличаются устойчивым положительным отношением к красному цвету.

 Таким образом,  цветовые предпочтения и состояния  порогов цветоразличения несут  определенную информацию о характере  человека.

Цвет и мышление. Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего – мышление. Речь идет не об информационной, а об энергетической стороне цветового воздействия и тем самым не о содержании мыслительного процесса, а о его динамических, энергетических характеристиках.

 Г.Фриллинг  и К.Ауер [29] не рекомендуют производить  окраску темными, «холодными»  тонами тех помещений, в которых  люди занимаются умственным трудом: школьных классов, студенческих  аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками.

 Также есть  сильная положительная корреляция  между чувством уверенности в  правильном решении задачи и  предпочтением красного цвета. 

 Как правило, люди, которых относят к интеллектуальной элите, избегают в повседневной жизни, особенно в одежде, ярких и вычурных оттенков, предпочитая спокойные, пастельные тона.

 Связь цвета  и мышления, интеллекта носит  сложный, неоднозначный характер. Причем эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности. Исследования восприятия и отношения к цвету при различных формах психической патологии представляют собой особый интерес, так как цвет может быть использован в качестве средства ранней и дифференциальной диагностики психических отклонений.

 О психиатрических  учреждениях нередко говорят  – «желтый дом». В.Кандинский  видит в «охлажденном» желтом  «красочное выражение безумия», причем, как принято выражаться  в быту, не тихого помешательства, а яркого безумия, слепого бешенства [15]. Надо признать, что это не просто остроумная метафора: желтый цвет при ряде психических болезней занимает особое место.

 При проведении  больными шизофренией процедуры  оценивания цветов по собственным  конструктам выясняется, что многие из конструктов являются «неработающими», а другие охватывают один-два элемента (цвета) [3]. Это свидетельствует о бедности «языка цветов». Цвета, исключая красный, черный и белый, практически теряют свое эмоционально-личностное значение для больных. В отношении же цветов «основной триады» может наблюдаться своеобразная генерализация – как у первобытных людей, они выступают в качестве универсальных символов, охватывающих основные стороны жизни человека.

 При обследовании  больных с органическими поражениями ЦНС по методу Роршаха бросается в глаза «конкретность» цветовых интерпретаций, а также повышенная требовательность в отношении соответствия цвета и формы [3].

 Л.В.Калягина [2] обнаружила у больных с сосудистыми  заболеваниями головного мозга  частые выборы на первые позиции в тесте Люшера красного и желтого, в то время как синий выбирался гораздо реже.

 Т.А.Айвазян,  В.П.Зайцев [10] выявили, что больные  сердечно-сосудистыми заболеваниями  отдают предпочтение синему, а  желтый и красный – отвергают. На основе этих результатов можно предположить, что цветовой выбор способен отражать локализацию сосудистой патологии. М.Люшер [22] писал, что характер отношения к синему и красному, их взаимное расположение в ряду цветовых выборов несет информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы человека.

 Изучение  отношения к цвету при различных  формах психической и психосоматической  патологии не только еще раз  подтверждает тесную взаимосвязь  цвета и психической деятельности  человека, но имеет и большое  практическое значение. Часто там, где традиционные методы клинического и психологического исследований не позволяют глубоко проанализировать характер и содержание психосимптоматики либо даже ее не обнаруживают, цвет остается, пожалуй, единственным психодиагностическим средством, способным решать, казалось бы, бесперспективные задачи.

Предпочтение  цвета изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. В пределах шкалы чистых спектральных цветов цветовое предпочтение с возрастом изменяется от группы теплых к группе холодных цветов. По мере взросления дети все чаще в качестве излюбленных оттенков называют более сложные, приглушенные, "ломаные" тона, меняется и принцип построения цветовой пары. Дети младшего возраста строят пары преимущественно по принципу контраста, у детей старшего возраста наиболее распространенным становится принцип нюансного сочетания цветов в паре.

 На цветовые  предпочтения влияет множество  факторов. Часть из них связана  с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с  индивидуальными особенностями человека, третьи — с характеристиками цветового раздражителя.

 Дети в  возрасте до одного года независимо  от национальности и места  проживания обнаруживают одинаковые  цветовые предпочтения: красный,  желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому. .

 Любовь детей  к цветам «активной стороны»  проявляется и в их рисунках. Это касается использования «подражательного»  и «неподражательного» цветов, описанного  у В.С.Мухиной [25]. Так возникают  красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д.

 Г. Фрилинг  и К. Ауэр [29], изучая цветовые  симпатии людей в зависимости  от их пола и возраста, выявили,  что дети от четырех до десяти  лет отдают предпочтение красному, пурпурному, розовому и бирюзовому  и отвергают черный, темно-коричневый и серый. Причем, в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями: «Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании, главным образом, желтый...» [3, с. 88].

 При обосновании  своего цветового выбора дети  не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно. .

 Подобные  факты дают основание считать,  что нервная система здорового  ребенка действительно объективно  нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка. . Если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь, определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д. Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у взрослых, поэтому выявление какой-то одной общей тенденции для последних, весьма, проблематично. Однако такие попытки неоднократно предпринимались. .

 Г. Фрилинг  и К. Ауэр [29] указывают на то, что с возрастом растет предпочтение более темных, спокойных тонов — коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по прежнему, чаще предпочитаются красный, желтый, зеленый и синий. При этом мужчины больше симпатизируют красному и желтому, а женщины — синему. В целом, воздействие синего и зеленого оценивается взрослыми испытуемыми (через цветовые выборы), как более желательное, чем — красного и желтого.

 Цветовые  выборы взрослых можно рассматривать  как отражение превалирования  потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности, росте и развитии, которая доминирует у детей. .

 Л.Н. Миронова [24], анализируя различия в цветовых  предпочтениях в зависимости  от возраста и образовательного  уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.

Информация о работе Цвет как психологическое и психофизиологическое явление