Цвет как психологическое и психофизиологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.

Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.

Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.

Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.

Содержание

Введение...............................................................................................

Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................

1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................

1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................





Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................

2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему

и его использование в психодиагностике...................................................

2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........

2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................

Выводы...................................................................................

Заключение...................................................

Библиографический список.........................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

3. Что касается  развития восприятия цвета в  онтогенезе, нужно сказать, что  ключевым здесь является этап  усвоения сенсорных эталонов, которое  происходит в четыре-пять лет. До этого ребенок обладал очень субъективным восприятием цвета, а с наступлением данного этапа происходит приобщение ребенка к некоторым стандартам, принятым в обществе.

4. Влияние красно-желтой  и сине-зеленой частей спектра  на ВНС и ЦНС различно и, в целом, противоположно: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться.

5. Вероятно, наиболее  важным будет вывод, касающийся  связи цвета с различными психическими явлениями. Так, связь эмоций и цвета является многоуровневой, так как с одной стороны, цвет непосредственно вызывает определенные эмоции, а с другой, эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, существуют определенная зависимость цветовых предпочтений от характера и влияние цвета на мышление. Особенно интересно то, что цвет является полноценным и во многом универсальным средством психодиагностики и терапии.

6. Использование  цвета в различных сферах деятельности  основано на его функциях, таких как коммуникативная, номинативная, выразительная и побудительная.

Заключение 

В процессе анализа  литературы нами были выполнены поставленные задачи.

 Было выявлено, что анализ цветовых стимулов  проходит ряд этапов: сначала  на рецепторном уровне, затем на таламическом и кортикальном. Одновременно с этим активизируются сложные психологические процессы, такие как возникновение ассоциаций, восприятие семантики цвета, появление эмоционального состояния. Таким образом, механизмы восприятия цвета являются психофизиологическими.

 Возрастную  динамику восприятия цвета можно  охарактеризовать следующим образом:  до четырех - пяти лет цвет  не соотносится с предметом,  после этого возраста ребенок  устанавливает эту связь и  усваивает сенсорные эталоны  цвета, а после 11-летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребенок освобождается о некоторых стереотипов в области цвета.

 Также были  раскрыты многоуровневые связи  цвета с психосоциальными характеристиками  личности. Так, цвет вызывает строго определенные эмоции и в то же время эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, экстраверты предпочитают цвета красно-желтой части спектра, в то время как интроверты выбирают сине-зеленые цвета и оттенки. Продуктивной мыслительной деятельности способствуют теплые и яркие цвета. Цветовые предпочтения меняются в соответствии с возрастом: от ярких и теплых к холодным и сложным оттенкам. Существует определенная зависимость цветовых предпочтений от вида патологии.

 Были приведены примеры применения цвета в психодиагностике, которая основана на способности цвета выявлять неосознаваемое. В психотерапии цвет используется как средство снятия напряжения, создания благоприятного эмоционального состояния. В сфере искусства и рекламы применяются символическая, эстетическая и побудительная функции цвета.

 Итак, в результате  данной работы поставленные задачи  были реализованы, а также были  систематизированы данные о цвете.  Очень интересным представляется  дальнейшее углубление знаний  о цвете. Возможно, например, сравнить значимость влияний восприятия цвета и пространства. В этом направлении актуальным будет выявление возрастных особенностей, поскольку существует недостаток современных экспериментальных данных в этой области. 
 

Библиографический список 

 

Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика. СпБ.: Речь, 2005. 205 с.

Беспалько, И.Г. О соотношении между цветовыми  порогами, соматотипом и эмоциональным  состоянием // Мат. методы в психиатрии и невралгии. Л.: 1972. с. 176-178.

Бурлачук, Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. К.: 1979. 176 с.

Волков, Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. 213 с.

Ворсобин, В.Н., Жидкин, В.Н. Изучение выбора цвета при переживании  положительных и отрицательных  эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. 1980. №3. с. 121-124.

Габриелян, Ж. Еще  раз о цвете // Реклама. 1999. №4. с. 28-30.

Гете, И.В. Трактат  о цвете // Избран. сочинения по естествознанию. М.: 1957. 261 с.

Демидов, В. Как  мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 240 с.

Ефимов, А.В. Колористика  города. М.: Стройиздат, 1990. 215 с.

Зайцев, В.П., Айвазян, Т.А., Таравкова, И.А. и др. Изучение диагностических  возможностей цветового теста у  больных сердечно-сосудистыми заболеваниями // Психологический журнал. М.: 1989. Т. 10. №3. с. 38-44.

Ивенс, Р.М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. 342 с.

Измайлов, Ч.А. Цветовая характеристика эмоций //Вест. МГУ. Сер. психол. 1995. №4. с. 27-35.

Измайлов, Ч.А., Соколов, Е.Н., Сукретная, Л.П., Шехтер, Л.М. Семантическое  пространство искусственных цветовых названий // Вест. МГУ. Сер. псих. 1992. №1. с. 3-14.

Измайлов, Ч.А., Соколов, Е.Н., Черноризов, А.М. Психофизиология  цветового зрения. М.: Издательство МГУ, 1989. 206 с.

Кандинский, В. О  духовном в искусстве // К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи. М.: 1989. с. 3-48.

Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1980. 368 с.

Колос, Г.Г. Сенсорная  комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. АРКТИ, 2006. 80 стр.

Копонова, В.Н., Глубинная  невербальная проективная методика Г.Фриллинга «Цветовое зеркало» в исследовании личностных особенностей летчиков-испытателей // Вест. МГУ. Сер. псих. 1995. №3. с. 5-9.

Корж, Н.Н., Ребеко, Т.А. Красный цвет: существует ли он? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. 207 с.

Кравков, С.В. Цветовое зрение. М.: Издательство АН СССР, 1951. 175 с.

Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Мысль, 1991. 534 с.

Люшер, М. Цветовой тест Люшера. М.: АСТ, 2005. 190 с.

Миронова, Л.Н. Семантика  цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. 207 с.

Миронова, Л.Н. Цветоведение. Минск: Вышэйшая школа, 1984. 285 с.

Мухина, В.С. Изобразительная  деятельность ребенка как форма  усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.

Пономарева, Е.С. Цвет в интерьере. Минск: Вышэйшая школа, 1984. 167 с.

Соколов, Е.Н., Вартанов, А.В. К исследованию семантического цветового пространства // Психологический  журнал. 1987. Т 8. №2. с. 58-65.

Тонквист, Г. Аспекты  цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. с. 5-53.

Фриллинг, Г., Ауер, К. Человек-цвет-пространство. М.: 1973. 120 с.

 Черноризов, А.М. Цветовое зрение рыбы как  модель цветового зрения человека // Вест. МГУ. Сер. психол. 1995. №4. с. 22-26.

Шашлов, Б.А. Цвета  и цветовоспроизведение. М.: Книга, 1986. 280 с.

Яньшин, П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология. 2000. №4. с. 14-27


Информация о работе Цвет как психологическое и психофизиологическое явление