Ценности человека в контексте консультативных теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель изучения: в настоящей работе, изучив теоретические основы ценности человека и ценности человека в контексте консультативных теорий, я планирую в своей консультативной практике взять за основу ту модель консультирования, которая более всего соответствует моим внутренним ценностям, моим внутренним убеждениям.
Задачи изучения:
Рассмотреть содержание понятия «ценность», дать ее общую характеристику.
Изучить систему ценностей личности, классификацию ценностей, рассмотреть высшие ценности личности.
Сделать анализ ценностей человека в контексте классического психоанализа.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….
4
Глава 1. Теоретические ОСНОВЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА….
6
1.1. Содержание определения «ценность», ее общая характеристика ….
6
1.2. Система ценностей человека, классификация ценностей, высшие ценности личности ………………………………………………………….

10
Вывод по 1 главе …………………………………………………………….
18
Глава 2. Ценности человека в контексте консультативных теорий ……………………………………........

19
2.1. Ценности человека в контексте классического психоанализа …….
19
2.2. Ценности человека в контексте экзистенциально-гуманистического направления ………………………………………………………………….

24
Вывод по 2 главе …………………………………………………………….
28
Заключение ……………………………………………………………..
29
Список используемой литературы …………………………………………
32

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. ценности человека.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Система ценностей человека, классификация ценностей, высшие ценности личности

 

Каждый человек имеет свою систему  ценностей или иерархию ценностей: что-то для него имеет первостепенное значение, что-то вторичное, а что-то вообще не важно.  Система ценностей человека – стержень его личности и у каждого человека она индивидуальна. Мы характеризуем человека как личность в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего – это этические и религиозные ценности. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей.

Ценностей нет у животных, и практически они отсутствуют  у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы, а приобретаются в обществе – в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей – результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в  чем-либо, но и процесс социального сравнения. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а, осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими – прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке – выражает стремление к самореализации и самоутверждению.

По мнению А.И. Кравченко  ценности – не только механизм, но и результат социального сравнения, способ упорядочивания элементов культуры6. Человеческая культура базируется на том, что идеи, нормы, обычаи, правила и даже материальные памятники строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности. Предпочтение – это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ.

Если бы человек был  запрограммирован природой, у него никогда не появились ценности. С  другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, то у него сформировалась одномерная шкала ценностей. Поведение  человека в такой ситуации легко  прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих действиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.

В нормальном обществе шкала  индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом7.

В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.

Следует отметить, что единого подхода  к решению этой проблемы в современной  аксиологии также нет. Поэтому, обобщая  имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические духовные8.

Материальные ценности –  это ценностнозначимые природные объекты и предметы, т.е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям – предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности – это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Духовные ценности – это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.

При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и  в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести  и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых – жизнь, здоровье, свобода и т. п.

Второе основание классификации  ценностей – по субъектам. Здесь различают ценности: индивидуальные, групповые, общечеловеческие.

Индивидуальная, или личностная, ценность – это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей. Если же мы говорим о групповых или общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление положительно оценивает не один индивид, а некая их совокупность.

Групповые ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.

Общечеловеческие ценности – это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

Классификации ценностей по разным основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной. Во-первых, с изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. Во-вторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние ценности. В-третьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, следует различать множество разновидностей. Например, в группе духовных ценностей можно четко выделить моральные ценности, эстетические, познавательные (гносеологические) и др.

С точки зрения той роли, которую  ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить  на три следующие группы9:

  1. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
  2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
  3. Высшие ценности – это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.

К высшим ценностям относится часть  материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.

Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют: жизнь как ценность (ценности жизни), человека как ценность, здоровье как ценность и свободу как ценность.

Жизнь относится к наивысшим ценностям потому, что вне жизни человека вообще нет и не может быть ценностей. Для индивида жизнь выступает как самая высокая ценность, благо безотносительно к чему бы то ни было. В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку10.

Вопрос о том, является ли сам человек ценностью, имеет две стороны: 1) в чем для него состоит ценность другого человека и человека вообще? 2) в чем ценность его собственной жизни? Ответ на эти вопросы не может быть однозначным. Дело в том, что интерес индивида к другим людям зависит не только от того, каковы люди, но и того, каков он сам. К этому следует добавить, что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и самого человека находится в прямой зависимости от исторических условий. Например, в Средние века убийство феодалом своего крепостного не считалось грехом и не каралось. В настоящее же время право на жизнь признано за каждым, и нет страны, в которой бы убийство не каралось, так или иначе. Итак, человек – это особая, абсолютная ценность. С его интересами соотносятся все иные ценности.

Здоровье как ценности. Здоровье – естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни человека и общества. Так, полнота и интенсивность жизни конкретного человека находятся в непосредственной зависимости от уровня его здоровья, его «качественных» характеристик. В свою очередь, здоровье населения оказывает большое влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества.

Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости11. Свобода всегда и всюду остается величайшей ценностью. Как и в других случаях, свобода становится ценностью, если человек ее осознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя как равного с другими людьми, там нет ни подлинной самооценки, ни человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы наиболее полно проявляется в период резких социальных трансформаций12.

Таким образом, система ценностей человека предполагает индивидуальное ранжирование ценностей, которые можно классифицировать по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества. В   соответствии с основными сферами общественной жизни ценности делятся на три группы: материальные, социально-политические и духовные. По субъектам ценности подразделяют на индивидуальные, групповые и общечеловеческие. По роли ценностей в жизни общества классифицируются на ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества; на ценности повседневного спроса и повседневного обихода и высшие ценности. К высшим ценностям относят: жизнь как ценность (ценности жизни), человека как ценность, здоровье как ценность и свободу личности как ценность. Классификации ценностей по разным основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной.

 

Вывод по главе 1

 

 

В данной главе мы изучили теоретические  основы ценностей и пришли к выводу, что ценность – это объективная положительная значимость, она социальна по своей природе и возникает в ходе практической деятельности человека. Любая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом и имеет три формы существования: общественный идеал, мотивационную структуру личности, побуждающую к предметному воплощению этих идеалов. 

Изучив систему ценностей  личности, классификацию ценностей, и высшие ценности личности пришли к выводу, что система ценностей человека предполагает индивидуальное ранжирование ценностей, которые можно классифицировать по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества. В   соответствии с основными сферами общественной жизни  ценности делятся на три группы: материальные, социально-политические и духовные. По субъектам ценности подразделяют на индивидуальные, групповые и общечеловеческие. По роли ценностей в жизни общества классифицируются на ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества; на ценности повседневного спроса и повседневного обихода и высшие ценности. К высшим ценностям относят: жизнь как ценность (ценности жизни), человека как ценность, здоровье как ценность и свободу личности как ценность. Мы так же отметили, что классификации ценностей по разным основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной.

Информация о работе Ценности человека в контексте консультативных теорий