Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:22, курсовая работа
Цель исследования: исследование особенностей переживания чувства одиночества в юношеском возрасте.
Объект исследовании: одиночество как психологическая категория.
Предмет исследования: специфика переживания одиночества в юности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по дананной проблеме. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;
3. Сопоставить особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у ребят предпосылки субъектности.
4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Готовность к самоопределению - это основное новообразование ранней юности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Он проявляется в открытии своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремлении к самопознанию; формировании личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; самоуважении; становлении личностного способа бытия, принятие на себя личной ответственности.13
На основе исследования материала, можно прийти к следующим выводам:
1) юношество - особо важный период в становлении личности;
2) юношеству присущи некоторые особенности развития: быстрое развитие мышечной системы; стремление к углублению и расширению своего психологического пространства, своего Я; необходимость в общении с противоположным полом; интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные; осязаемость проблем взрослой жизни; нарастающий груз ответственности; готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни и др.;
3) период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста.
Обращенность в будущее указывает, что юноша или девушка уже должны не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. На фоне этого формируется самоуважение – обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения является относительно устойчивым, но, несмотря на это, представление о собственной личности подвергается сомнению в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личностных качеств. Довольно часто уровень самоуважения психологи связывают с появлением чувства одиночества: чем ниже уровень самоуважения, тем вероятнее, что человек страдает от одиночества. Поэтому юношам и девушкам с низким самоуважением свойственно стремление к самоизоляции, уходу от действительности в мир мечты. Вместе с тем, некоторые ученые считают, что одиночество, как осознаваемое чувство, как потребность в уединении и желание побыть наедине с самим собой, может носить возрастной характер14.
1.2 Факторы одиночества в юношеском возрасте
Психологи выделяют несколько
групп факторов, способствующих возникновению
одиночества в юношеском
Первая группа. Это некоторые
особенности данного
Происходящая в юношеском возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.
Недостаток таких навыков и плохо развитые способности к самораскрытию и эмпатии мешают удовлетворить в процессе общения потребности в признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к переживанию одиночества. Кроме того, в юношеском возрасте обостряется потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.
Играют свою роль в возникновении одиночества в юношеском возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки. Первый проявляется в том, что юноше или девушке сложно уравновесить два противоположных на первый взгляд фактора формирование идентичности – идентификацию (отождествление) и обособление. В случае если идентификация преобладает над обособлением, происходит потеря своего «я», что сопровождается переживанием собственной никчемности и потерей самоуважения, (а если происходит отождествление с отрицательными героями, то и уважения окружающих). Если же преобладает механизм обособления, то происходит чрезмерное отделение от окружающих, отказ от построения близких отношений и общения. Кризис самооценки, проявляющийся в ее неустойчивости, повышенной критичности по отношению к себе и частом переживании недовольства собой, лежит в основе того, что подростки приписывают себе различные недостатки и отрицательные качества, а также проецируют на других подобное негативное отношение к себе. Из-за этого повышается уровень агрессивности и тревожности, возрастает чувствительность к критике и неудачам, особенно в сфере общения16.
Другую группу факторов составляют личностные особенности : застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п.
Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются им понравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с личной общительностью включая знакомства, представления другим людям, соучастие в разных делах, рискованность и открытость в общении.
Одинокие люди в большей степени считают себя менее компетентными, чем неодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения17.
Самооценка зависит от степени достижения целей, тогда любая неудача должна повредить нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку опосредованно личным объяснением причины этой неудачи.
То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и, соответственно, им достается львиная доля, предоставляемых обществом благ.
Люди с высокой самооценкой
не огорчаются, когда их критикуют,
и не опасаются быть отвергнутыми.
Они скорее готовы поблагодарить
за «конструктивный совет». Получив
отказ, они не воспринимают его как
унижение своей персоны. Причины
его они рассматривают иначе:
следовало приложить больше усилий,
не идти напролом; просьба была чрезмерна
или, наоборот, несущественная; время
и место были выбраны неудачно;
человек, давший отказ, сам страдает
от каких-либо проблем и потому нуждается
в понимании. В любом случае причины
отказа – не в них, а вне их;
эти причины следует
Одинокие люди нередко
видят в самих себе причину
своего одиночества, приписывая его
недостаткам характера, отсутствию
способностей, личной непривлекательности
в большей степени, чем факторам,
подвластным сознательному
Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество – депрессия или агрессия – зависит от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем – агрессия.
Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств, способствует повышенная самокритичность.
Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом.
Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека;
во-вторых, исходя из предположения,
что низкая самооценка сопровождается
системой таких установок и
Индивиды, невысоко оценивающие себя, ожидают, что и другие так же к ним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в общении и повышенно осторожны.
В целом же низкая самооценка
порождает взаимосвязанный
Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие группой сверстников (социальное отторжение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием, как личностных особенностей юности, так и результатов влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства, смены школы, потери близкого друга и т.п.
Одним из факторов, способствующих
одиночеству, является нежелание человека
оказаться в такой ситуации межличностного
общения, при которой он подвергается
риску получить отказ в установлении
нужных для него взаимоотношений, почувствовать
смущение и разочарование. Враждебность
и пассивность, как возможные
причины и одновременно следствия
одиночества, часто сопровождают его.
Из-за боязни отрицательных результатов
проявления инициативы в установлении
межличностных контактов
В отдельные группу можно вынести факторы, связанные с семьей юноши или подростка , в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать. Отсутствие эмоциональной близости между ребенком и родителями (эмоциональное отвержение), недостаток родительского внимания и заботы о ребенке (гипоопека) не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. Чрезмерные требования и контроль, отсутствие позитивного отношения к ребенку и признания его ценности как личности, недостаток эмоционального, физического и духовного контакта с родителями и значимыми взрослыми способствуют возникновению у ребенка восприятия себя как ненужного, «плохого» и недостойного любви и формируют у него представление о себе как неспособном и никчемном человеке. В этом случае юноша не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кому-то он может быть нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, все больше уходит в свое одиночество. Вместе с тем чрезмерная забота и повышенное внимание (гиперопека), характерные для воспитания ребенка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, такие черты характера, отвергается сверстниками20.
Следует также отметить, что влияние одиночества на юношу или подростка, а зависит и от длительности переживания. Наиболее тяжкие последствия для юности имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.
ГЛАВА 2.ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА
2.1 Методы исследования
Одним из самых популярных методов для изучения одиночества является метод социометрии. Это один из методов изучения межличностных отношений в группе на основе выбора (предпочтения). Теория социометрического теста основана на пяти ключевых положениях (или законах), сформулированных Дж. Морено для оценки межличностных отношений в малой группе. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации. При этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных в тесте предпочтений.
Данный метод решает ряд задач:
1.измерение степени
2.выявление авторитета членов группы по признакам симпатии- антипатии (лидеры, предпочитаемые, отвергаемые, изолированные);
3.обнаружение внутригрупповых
сплочённых образований во
Самыми популярными среди психологов для изучения одиночества подростков являются методы тестирования. Причём, существует ряд разработанных конкретных методик:
1) методика шкала «UCLA» предназначена для измерения одиночества. Разработана Дениелом Расселом в 1978 году. 25 пунктов этой шкалы были взяты Расселом из методики определения одиночества Сизенвейна (1964), там же была взята и система ответов: никогда, редко, иногда, часто. В1980 году шкала была усовершенствована и разработан сокращённый вариант шкалы, состоящий из четырёх пунктов;
2) методика определения
коммуникативных и
Цель данной методики - определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей.
Методика базируется на принципе отражения и оценки школьником некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях, знакомых по личному опыту и затрагивают различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром.
Опросник содержит 40 вопросов:
- 20 из них включены в программу изучения коммуникативных способностей проявляет ли школьник стремление к общению, много ли у него друзей;
Информация о работе Чувство одиночества в подростковом возрасте