Чувство одиночества в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование особенностей переживания чувства одиночества в юношеском возрасте.
Объект исследовании: одиночество как психологическая категория.
Предмет исследования: специфика переживания одиночества в юности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по дананной проблеме. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;
3. Сопоставить особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у ребят предпосылки субъектности.
4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии Оля Серикова.docx

— 78.59 Кб (Скачать файл)

Готовность к самоопределению - это основное новообразование ранней юности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Он проявляется в открытии своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремлении к самопознанию; формировании личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; самоуважении; становлении личностного способа бытия, принятие на себя личной ответственности.13

На основе исследования материала, можно прийти к следующим выводам:

1) юношество - особо важный период в становлении личности;

2) юношеству присущи некоторые особенности развития: быстрое развитие мышечной системы; стремление к углублению и расширению своего психологического пространства, своего Я; необходимость в общении с противоположным полом; интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные; осязаемость проблем взрослой жизни; нарастающий груз ответственности; готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни и др.;

3) период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста.

Обращенность в будущее указывает, что юноша или девушка уже должны не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.  На фоне этого формируется самоуважение – обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности.  Уровень самоуважения является относительно устойчивым, но, несмотря на это, представление о собственной личности подвергается сомнению в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием  своих личностных качеств.  Довольно часто уровень самоуважения психологи связывают с появлением чувства одиночества: чем ниже уровень самоуважения, тем вероятнее, что человек страдает от одиночества. Поэтому юношам и девушкам с низким самоуважением свойственно стремление к самоизоляции, уходу от действительности в мир мечты. Вместе с тем,  некоторые ученые  считают, что одиночество, как осознаваемое чувство, как потребность в уединении и желание побыть наедине с самим собой, может носить возрастной характер14.

 

 

 

1.2 Факторы одиночества  в юношеском возрасте

Психологи выделяют несколько  групп факторов, способствующих возникновению  одиночества в юношеском возрасте.

Первая группа. Это некоторые  особенности данного возрастного  периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которое порождает потребность познать себя на уровне собственных требований к самому себе. В то же время трудно реализовать эту потребность из-за недостаточного развития навыков самонаблюдения и самоанализа. Поэтому часто возникает чувство неуверенности, в том числе и в том, что они соответствуют избранному идеалу или общепринятой норме. Невозможность принять себя приводит к выводу, что вряд ли кто-либо еще сможет понять и оценить всю глубину внутреннего мира. Переход на новый уровень самосознания позволяет осознать себя как уникальную личность, отличную от окружающих людей. А переживание собственной непохожести на других в сочетании с уверенностью в том, что другие не смогут понять и оценить их уникальность, и порождает одиночество в юности15.

Происходящая в юношеском  возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.

Недостаток таких навыков  и плохо развитые способности  к самораскрытию и эмпатии мешают удовлетворить в процессе общения потребности в признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к переживанию одиночества. Кроме того, в юношеском возрасте обостряется потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.

Играют свою роль в возникновении одиночества в юношеском возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки. Первый проявляется в том, что юноше или девушке сложно уравновесить два противоположных на первый взгляд фактора формирование идентичности – идентификацию (отождествление) и обособление. В случае если идентификация преобладает над обособлением, происходит потеря своего «я», что сопровождается переживанием собственной никчемности и потерей самоуважения, (а если происходит отождествление с отрицательными героями, то и уважения окружающих). Если же преобладает механизм обособления, то происходит чрезмерное отделение от окружающих, отказ от построения близких отношений и общения. Кризис самооценки, проявляющийся в ее неустойчивости, повышенной критичности по отношению к себе и частом переживании недовольства собой, лежит в основе того, что подростки приписывают себе различные недостатки и отрицательные качества, а также проецируют на других подобное негативное отношение к себе. Из-за этого повышается уровень агрессивности и тревожности, возрастает чувствительность к критике и неудачам, особенно в сфере общения16.

Другую группу факторов составляют личностные особенности : застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п.

Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают  окружающие, или непременно стараются  им понравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с  личной общительностью включая знакомства, представления другим людям, соучастие  в разных делах, рискованность и  открытость в общении.

Одинокие люди в большей  степени считают себя менее компетентными, чем неодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения17.

Самооценка зависит от степени достижения целей, тогда  любая неудача должна повредить  нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку опосредованно  личным объяснением причины этой неудачи.

То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю  нашу жизнь. Люди, осознающие собственную  значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки  и одобрения окружающих, поскольку  научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью  и инициативой заставляют вращаться  социальный механизм, и, соответственно, им достается львиная доля, предоставляемых  обществом благ.

Люди с высокой самооценкой  не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить  за «конструктивный совет». Получив  отказ, они не воспринимают его как  унижение своей персоны. Причины  его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна  или, наоборот, несущественная; время  и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-либо проблем и потому нуждается  в понимании. В любом случае причины  отказа – не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять  новое наступление более надежными  средствами. Таким людям легко  быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Одинокие люди нередко  видят в самих себе причину  своего одиночества, приписывая его  недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности  в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания  контактов, неэффективность применяемых для этого средств и пр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные индивидуальные качества, как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи18.

Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество – депрессия  или агрессия – зависит от того, как человек объясняет свое собственное  одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем – агрессия.

Одинокие люди часто чувствуют  себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств, способствует повышенная самокритичность.

Связь, существующая между  низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом.

Во-первых, ссылками на то, что  низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека;

во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих  тенденций, которые сами по себе существенно  затрудняют межличностное общение.

Индивиды, невысоко оценивающие  себя, ожидают, что и другие так  же к ним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем люди с низкой самооценкой  особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно  враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны  к критике и рассматривают  ее как подтверждение собственной  неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в общении и повышенно осторожны.

В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших  личных взаимоотношений с окружающими  людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной  некомпетентности и многое другое.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие группой сверстников (социальное отторжение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием, как личностных особенностей юности, так и результатов влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства, смены школы, потери близкого друга и т.п.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать  смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные  причины и одновременно следствия  одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов  проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный  прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще  более усиливает чувство одиночества19.

В отдельные группу можно  вынести факторы, связанные с семьей юноши или подростка , в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать. Отсутствие эмоциональной близости между ребенком и родителями (эмоциональное отвержение), недостаток родительского внимания и заботы о ребенке (гипоопека) не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. Чрезмерные требования и контроль, отсутствие позитивного отношения к ребенку и признания его ценности как личности, недостаток эмоционального, физического и духовного контакта с родителями и значимыми взрослыми способствуют возникновению у ребенка восприятия себя как ненужного, «плохого» и недостойного любви и формируют у него представление о себе как неспособном и никчемном человеке. В этом случае юноша не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кому-то он может быть нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, все больше уходит в свое одиночество. Вместе с тем чрезмерная забота и повышенное внимание (гиперопека), характерные для воспитания ребенка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, такие черты характера, отвергается сверстниками20.

Следует также отметить, что влияние одиночества на юношу или подростка, а зависит и от длительности переживания. Наиболее тяжкие последствия для юности имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА

2.1 Методы исследования 

Одним из самых популярных методов для изучения одиночества  является метод социометрии. Это  один из методов изучения межличностных  отношений в группе на основе выбора (предпочтения). Теория социометрического  теста основана на пяти ключевых положениях (или законах), сформулированных Дж. Морено для оценки межличностных отношений в малой группе. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации. При этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных в тесте предпочтений.

Данный метод решает ряд  задач:

1.измерение степени сплочённости - разобщённости в группе;

2.выявление авторитета  членов группы по признакам  симпатии- антипатии (лидеры, предпочитаемые, отвергаемые, изолированные);

3.обнаружение внутригрупповых  сплочённых образований во главе  с неформальными лидерами.

Самыми популярными среди  психологов для изучения одиночества  подростков являются методы тестирования. Причём, существует ряд разработанных  конкретных методик:

1) методика шкала «UCLA»   предназначена для измерения одиночества. Разработана Дениелом Расселом в 1978 году. 25 пунктов этой шкалы были взяты Расселом из методики определения одиночества Сизенвейна (1964), там же была взята и система ответов: никогда, редко, иногда, часто. В1980 году шкала была усовершенствована и разработан сокращённый вариант шкалы, состоящий из четырёх пунктов;

2) методика определения  коммуникативных и организаторских  склонностей (КОС).

Цель данной методики - определить уровень развития коммуникативных  и организаторских умений и склонностей.

Методика базируется на принципе отражения и оценки школьником некоторых  особенностей своего поведения в  различных ситуациях, знакомых по личному  опыту и затрагивают различные  стороны взаимодействия человека с  окружающим миром.

Опросник содержит 40 вопросов:

- 20 из них включены  в программу изучения коммуникативных способностей проявляет ли школьник стремление к общению, много ли у него друзей;

Информация о работе Чувство одиночества в подростковом возрасте