Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной психологии"
1.Предмет, задачи
и основные проблемы
Возрастная психология -
это область психологии, которая изучает
психологические особенности формирования
личности на разных возрастных этапах.
Предметом возрастной психологии является
изучение и представление в виде научных
фактов и соответствующих теорий основных
особенностей психического развития детей
при их переходе из одного возраста в другой,
включая разносторонние содержательные
психологические особенности детей разного
возраста.Задачи возрастной психологии:
1. Изучение влияний наследственных и социальных
факторов на развитие;2. Влияние стихийного
и организованного обучения и воспитания
на развитие детей (что больше влияет,
семья, улица, школа?);3. Соотношение и влияние
задатков и способностей;4. Соотношение
интеллектуальных и личностных изменений
в психическом развитии ребенка;5. Изучение
кризисных и стабильных периодов в развитии;6.
Влияние семьи на психическое развитие;7.
Проведение психодиагностической работы;8.
Разработка рекомендаций для коррекционной
работы.
В развитии возрастной психологии выделяется ряд проблем:Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека, Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);Проблема соотношения и выявления задатков и способностей,Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.
Выделяется 4 раздела возрастной психологии:
1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого процесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;
2) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;
3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии,
4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.
2.Понятие о методах возрастной психологии. Классификация методов.
В возрастной психологии используются те же методы, что и в общей психологии:
1. Метод срезов - в
достаточно больших детских
2. Сравнительный метод
– сравниваются данные по
3. Лонгитюдный метод - здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.
.Кроме этого в возрастной психологии используются
1.Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми.Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.
2.Эксперимент, различают следующие виды эксперимента:
-констатирующий, определяется уровень развития на настоящее время.
-формирующий, создаются
специальные условия, где
3.Беседа - эмпирический
метод получения сведений о
человеке в общении с ним,
в результате ответов на
4.Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету);
5.Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его;
6.Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов
7.Проективные методики – перенесение на других людей своих потребностей и отношений.
3.Сущность
и содержание основных
Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.
Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Хронологически выделяют
следующие возрастные кризисы:
кризис новорожденности;
4.Проблема
периодизации психического
Поиск научных основ
периодизации психического развития ребенка
выступает как коренная проблема возрастной психологии,
от разработки которой во многом зависит
стратегия построения целостной системы
воспитания растущих людей. Существуют
разные возрастные периодизации развития.
Л.С. Выготский различал три группы периодизаций,
по внешнему критерию, по одному и нескольким
признакам детского развития.
Для первой группы характерно построение
периодизации на основе внешнего, но связанного
с самим процессом развития критерия.
Примером могут служить периодизации,
созданные по биогенетическому принципу.
Согласно этой позиции онтогенез в кратком
и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому
процесс индивидуального развития ребенка
выстраивается в соответствии с основными
периодами биологической эволюции и исторического
развития человечества.
Еще один пример — периодизация Р. Заззо.
В ней этапы детства совпадают со ступенями
системы воспитания и обучения детей.
После стадии раннего детства (до 3 лет)
начинается стадия дошкольного возраста
(3—6 лет), основное содержание которой
составляет воспитание в семье или дошкольном
учреждении. Далее следует стадия начального
школьного образования (6—12 лет), на которой
ребенок приобретает основные интеллектуальные
навыки; стадия обучения в средней школе
(12—16 лет), когда он получает общее образование;
и позже — стадия высшего или университетского
образования.
Во второй группе периодизаций
используется не внешний, а внутренний
критерий. Этим критерием становится какая-либо
одна сторона развития, например развитие
костных тканей в периодизации П.П. Блонского
и развитие детской сексуальности у З.
Фрейда. Блонский выбрал объективный,
легкодоступный наблюдению, связанный
с особенностями конституции растущего
организма признак — появление и смену
зубов. Детство делится поэтому на три
эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев —
2—2,5 лет), детство молочных зубов (примерно
до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до
появления зубов мудрости).
Фрейд считал главным источником, двигателем
человеческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное
развитие, следовательно, определяет развитие
всех сторон личности и может служить
критерием возрастной периодизации. В
третьей группе периодизаций периоды
возрастного развития выделяются на основе
нескольких существенных особенностей
этого развития. Примером могут служить
периодизации Выготского и Эльконина.
5.Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину.
, Л.С.Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л.С.Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.
Чередование стабильных
и критических периодов по Л. С. Выготскому:
Кризис новорожденности. Младший возраст
(2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной
социальностью младенца и минимальными
возможностями общения.
Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года).
Деятельность "серьезная игра", предметно-орудийная.
Появляются жест,ходьба, речь.
Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет).
Тенденция к эмансипации (отделению от
взрослого) и тенденция не к аффективной,
а к волевой форме поведения. Возникновение "Я
сам".
Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет).
Утрата детской непосредственности из-за
дифференциации внутренней и внешней
жизни. Возникновение обобщений, логики
чувств, переживания приобретают смысл,
появляется самооценка.
Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18
лет). Чувство взрослости - ощущение своей
личности, развитие самосознания.
При построении периодизации
Д. Б.Эльконин основывался на следующем:
- возрастное развитие - это общее изменение
личности, формирование нового плана отражения,
изменение в деятельности и жизненной
позиции,
- на диалектическом
представлении о процессе
- на конкретно-историческом понимании
природы детства (каждая историческая
эпоха имеет свою периодизацию детства);
- в основе периодизации должны лежать
закономерности развития деятельности
и растущего человека.
Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
1 эпоха. Младенчество (до
1 года) - ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение.
Раннее детство - предметно-манипулятивная
2 эпоха. Дошкольный возраст - ролевая игра.
Младший школьник - учебная деятельность.
3 эпоха. Подросток - интимно-личностное
общение. Старший школьный возраст - учебно-профессиональная
деятельность.
6.Специфика
периода новорожденности.
Педагогу необходимо знать, что переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Кризис может возникать на разных этапах развития. Наиболее ярко проявляются кризисы новорожденности, трех лет и кризис при переходе к подростковому возрасту.
Советские ученые кризисом новорожденности называют переход с биологического типа развития к социальному, т.е. ребенок рождается.
К моменту рождения ребенка его нервная система в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга. С первых дней жизни у ребенка имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако их недостаточно чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить не одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых вырабатывается условный рефлекс на положение во время кормления. Уже после 5-6 дней жизни ребенок способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. Первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением.
Младенческий возраст – 0-1 год (по Эльконину). Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
На втором месяце жизни ребенок замирает и сосредотачивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в 6 месяцев отличает своих от чужих. Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающем предмет, и самим предметом. У ребенка формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются новые слова.
Особое место занимает развитие движения рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к 5 месяцам – элементы захватывания предметов.
Во втором полугодии у него формируются целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться со всеми новыми их свойствами, устанавливать устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.