Шпаргалка по "Основам нейропсихологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 14:22, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Направления современной нейропсихологии. Значение нейропсихологии для медицинской практики. 2. Лурия А.Р. – основоположник отечественной нейропсихологии. История изучения локализации высших психических функций. 3. Определение нейропсихологических симптома, синдрома, фактора.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к зачету по нейропсихологии.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

нарушения произвольной регуляции собственного поведения, особенно в трудных для них  ситуациях. Так,

еще в ранних работах У. Пенфилда и Дж. Эванса (W. Penfield, J. Evans, 1935) описывалось поведение одной

больной, перенесшей операцию на лобных долях мозга: оно  было внешне сохранно, однако приглашенные

ею гости, придя  в назначенный час, обнаружили, что  в доме полнейший беспорядок, хозяйка  не одета и 

ничего не готово к их приему. Подобные примеры бесконтрольного поведения приводятся в работах многих

авторов, изучавших  последствия поражения лобных долей  мозга у человека. Во всех этих примерах общим 

является  нарушение  управления  собственным  поведением  посредством  программ,  созданных  на  основе

полноценных  мотивов  и  намерений.  Неустойчивость  программ  поведения,  их  потеря  и  замена  более 

простыми программами  типичны для таких больных.

Условиями, способствующими  потере программ поведения, являются сильные  внешние раздражители. У

«лобных» больных  обычно

223

повышена реактивность на изменения, происходящие вокруг них, в особых случаях переходящая  в «полевое

поведение»,  основой  которого  являются  патологически  усиленное  непроизвольное  внимание  и 

неустойчивость  собственных программ поведения. Такие больные вмешиваются в разговоры соседей по

палате,  отвечают  на  вопросы,  которые  адресуются  другим  больным,  однако  не  отвечают  на  вопросы,

заданные лично  им, поскольку это требует определенного  напряжения произвольного внимания. Высокая

«полезависимость» больных с поражением лобных долей  мозга отражает слабость собственных  внутренних

регулирующих  влияний.

Таким  образом,  поражение  конвекситальных  отделов  лобных  долей  мозга  приводит  к  генеральному

нарушению механизмов произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и

сознательного целесообразного поведения. Страдает произвольное, сознательное, опосредованное речью 

подчинение психических  процессов и поведения в целом  различным программам — не только сложным или

только что  заданным в инструкции, но и относительно простым и часто встречавшимся  в прошлом 

опыте.

Механизм  произвольной  регуляции  высших  психических  функций  можно  рассматривать  как 

самостоятельный принцип работы мозга, нарушение которого вызывает целую совокупность дефектов, или

«лобный»  нейропсихологический  синдром.  Как  показали  наблюдения  и  специальные  исследования,

произвольная  речевая регуляция высших психических  функций связана преимущественно  с работой левой 

лобной доли. Этот факт установлен по отношению  к двигательным функциям, произвольному  запоминанию,

интеллектуальной  деятельности («Лобные доли...», 1996; «Функции лобных долей...», 1982 и др.). Различное

отношение левого и правого полушарий мозга  к произвольной регуляции высших психических функций в 

настоящее время  изучается в контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга  и межполушарного

взаимодействия. В соответствии с целым рядом данных, полученных при изучении произвольной регуляции

двигательных, мнестических и интеллектуальных процессов, не только левая лобная область, но и левое 

полушарие  в  целом  имеют  большее  отношение  к  произвольному  контролю,  чем  правое

(«Нейропсихологический  анализ...», 1986; «Нейропсихология сегодня», 1995 и др.).

Преимущественное  участие  левого  полушария (у  правшей)  в  механизмах  произвольного  контроля

объясняется прежде всего его связью с речевыми процессами. Произвольное управление психическими

функциями и  поведением в целом в значительной степени опосредуется

224

речью  и  в  большей  степени  нарушается  при  поражении  мозговых  структур, обеспечивающих

речевые  процессы.  Правое  полушарие,  и  прежде  всего  правая  лобная  доля,  преимущественно

связано с другими  — образными и эмоциональными — формами регуляции поведения, которые 

изучаются пока в основном на феноменологическом уровне. Несмотря на то что проблема роли

левого и правого  полушарий мозга в произвольной регуляции психических функций еще далека от

окончательного  решения,  тот  уровень  знаний,  которым  располагает  современная 

нейропсихология, является важным этапом в изучении мозговой организации произвольного  акта

— одной из центральных задач не только нейропсихологии, но и других наук о мозге.

29. Психологическая  структура речи. Экспрессивная и импрессивная речь.

 

 

Экспрессивная речь 

Экспрессивная речь — или процесс высказывания с помощью языка — начинается с замысла 

(программы  высказывания),  затем  проходит  стадию  внутренней  речи,  обладающей  свернутым

характером, и  наконец переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в  виде

устной речи или письма).

Импрессивная  речь 

Импрессивная  речь — или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного)

— начинается с  восприятия речевого сообщения (слухового  или зрительного), затем проходит

стадию 

декодирования  сообщения (т.  е.  выделения  информативных  моментов)  и  наконец  завершается

формированием во внутренней речи общей смысловой  схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми

семантическими  структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следующие единицы:

а) фонемы (смыслоразличительные звуки речи);

б) лексемы (слова  или фразеологические словосочетания, обозначающие отдельные предметы или  явления);

в) семантические  единицы (обобщения в виде системы  слов, обозначающие понятия);

г) предложения (обозначающие определенную мысль сочетания слов);

д) высказывания (законченные сообщения).

Лингвистический анализ применим как к импрессивной, так и к экспрессивной, внешней  речи.

Импрессивная  речь

Импрессивная  речь - понимание устной и письменной речи. В психологическую структуру импрессивной речи входят:

-1- этап первичного  восприятия речевого сообщения; 

-2- этап декодирования  сообщения; и 

-3- этап соотношения  сообщения с определенными семантическими  категориями прошлого или собственного  понимания устного или письменного сообщения. Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи и завершается развернутым речевым высказыванием

.

30. Виды  речевой деятельности. Речевые функции.  Периферические и центральные  механизмы речи.

Речь — высшая форма передачи информации с помощью  акустических сигналов, письменных или  пантомимических знаков. Ее социальная функция — обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте — это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления. Существуют два относительно самостоятельных вида речи. Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь — начинается с мотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающую свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность — речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь, может быть самостоятельной или под диктовку. Импрессивная (понимающая) речь — начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться непонятными.

 

Устная речь и устное речевое высказывание формируется до 2-3 лет, в то время как письмо и чтение, связанные с овладением грамотой — существенно позднее. В возрасте 4-5 мес возникает «лепетная речь», к 6 мес в речи ребенка начинают встречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике напоминающие слово. Этапами формирования речевой коммуникации ребенка являются овладение произвольной слухоречевой памятью и восприятием, использование в целях коммуникации интонационных средств речи, а также формирование фонематического слуха. Заменяя более ранний сенсорный и моторный опыт, знания об окружающем мире, благодаря речи, начинают базироваться на операциях с символами. В возрасте 5-7 лет начинается формирование внутренней речи, которая, помимо собственно мыслительной стороны, несет нагрузку программирования как замысла высказывания, так и сложного поведения. Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм гностической деятельности находят свое отражение и в их мозговой организации. Начало исследований мозговой организации речевой деятельности человека было положено работами Брока и Вернике. Они показали структурную дифференцированность нарушений речи в случаях локальной патологии мозга, а не общее снижение речевых возможностей. Исторически первым названием зарегистрированного снижения речевой деятельности по предложению Брока стал термин «афемия» (aphemia), но в 1864 г. Труссо предложил для подобных расстройств термин «афазия» (R47.0), который и закрепился в науке. К речевым зонам, помимо 41-го первичного поля слухового анализатора, относят вторичные отделы височной коры (42-е и 22-е поля), некоторые отделы конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобные доли мозга, при поражении которых делается малодоступным понимание сложных форм речи и, тем более, подтекста сложных высказываний. Кроме того, некоторые исследователи особо выделяют небольшое дополнительное моторное поле, расположенное в верхней части медиальной поверхности лобных долей, которое активируется при поражении других речевых зон.

 

Несмотря на относительное территориальное разобщение, все речевые зоны объединены внутрикорковыми связями (пучками коротких и длинных волокон) и действуют как единый механизм. Кооперация различных речевых областей происходит следующим образом. После прохождения по слуховым путям, акустическая информация попадает в первичную слуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике, расположенную в непосредственной близости от третичных полей, где при необходимости осуществляются операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы.

 

Для произнесения слова необходимо, чтобы представление  о нем через группу волокон, называемых дугообразным пучком, из зоны Вернике  поступило в зону Брока, расположенную  в нижней лобной извилине. Следствием этого является возникновение детальной программы артикуляции, которая реализуется благодаря активации части моторной коры, управляющей речевой мускулатурой. Экспрессивно-эмоциональное окрашивание высказывания, как и интонационное различение речи, требует связи левой коры с ресурсами правого полушария. Для осуществления сложного законченного высказывания, как упорядоченной во времени последовательности моторных действий, необходимо привлечение лобных конвекситальных отделов. Если речевая информация поступает через зрительный анализатор (как результат чтения), то пришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в область угловой извилины, которая обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова с его акустическим аналогом, с последующим извлечением смысла в зоне Вернике. Вместе с тем, только внутрикорковой обработки информации для обеспечения целостности речевой деятельности недостаточно, поскольку рассечение участков коры между речевыми зонами не приводит к ее заметным нарушениям. По-видимому, это объясняется тем, что взаимодействие между указанными зонами происходит не только по горизонтали, но и по вертикали — через таламо-кортикальные связи.

 

Из клинического опыта известно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают при левосторонних поражениях коры, что традиционно трактовалось в пользу соответствующей полушарной доминантности по речи. Однако ряд фактов — отсутствие речевых двигательных расстройств при повреждениях зоны Брока во время удаления части лобных долей (лоботомии), восстановление речи у больных с нарушенной двигательной активностью (кататонией) после удаления в правом полушарии зоны, симметричной зоне Брока и др. — явились прецедентами, указывающими на роль взаимодействия полушарий. Кроме того, было установлено, что при возникновении патологии в различных участках коры, отвечающих за речь, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария. Таким образом, благодаря широте распределенности в мозгу речевых структур, можно говорить об их известной полифункциональности, причем принципиально важным является не роль какой-либо ограниченной зоны, а сохранение возможности их полноценного взаимодействия. При этом участие одной из них в том или ином звене речевого акта является обязательным. Таким звеном, без которого осуществление речевого акта невозможно, у взрослого человека и является левополушарная кора.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам нейропсихологии"