Шпаргалка по "Психоконсультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 03:22, шпаргалка

Краткое описание

Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Психоконсультирование.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

По задачам консультирование разделяют на консультирование, связанное с коррекцией, и консультирование, обеспечивающее условия роста и развития личности клиента. В ТА разделительная линия обозначается типом контракта, который заключается между клиентом и консультантом. Контракт по социальному контролю над симптомом, используется для коррекционной, исправительной работы. Контракт направлен на чувства, мысли и поведение клиента, которые не удовлетворяют его в настоящее время. Например, клиент агрессивен по отношению к ребенку. Контракт - не бить ребенка, даже если он провоцирует на это.

Задачи развития включают в себя как устранение негативных характеристик, так и усиление положительных качеств. В ТА используется контракт на автономию. Контракт на автономию заключается, когда симптомы негативного поведения прошли, и клиент желает продолжить работу.

Автономия - основная цель ТА. Автономность характеризуется высвобождением или восстановлением трёх человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.

Получение автономии и формирование интегрированного Взрослого позволяют достигнуть главной цели ТА - обрести жизненную позицию “Я благополучен - Ты благополучен”.

3. Особенности консультирования  личности умирающего.

Прежде всего неплохо посоветовать ему привести в порядок жизненные дела (последние желания, завещание и т.п.). Можно не говорить пациенту прямо, что, возможно, он вскоре умрет: “Каждый должен быть готов к самому худшему, особенно тяжелобольной”. Некоторые люди не склонны думать о завершении своих земных дел, потому что им кажется, что решение подобных проблем открывает дверь смерти. С ними можно обсудить проблему страха перед смертью.

Вопрос об откровенности с неизлечимо больным представляется одним из самых трудных. Существуют самые разные мнения на этот счет. Одни думают, что пациенту надо сказать всю правду, другие подчеркивают необходимость бережного отношения к тяжелобольному и ничего не говорят ему о приближающейся смерти, третьи считают, что следует вести себя так, как хочет пациент.

консультанту или врачу следует уметь квалифицированно разобраться в желаниях умирающего и связанных со смертью фантазиях и страхах. Это позволяет не только выслушать пациента, но и помочь ему поделиться мыслями о смерти, собственном негодовании и о том, что он потеряет вместе с жизнью. Консультант, по сути, способен побудить неизлечимо больного человека изведать жизнь до последнего мгновенья.

Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.

Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, — это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.

Психологам и врачам следует признаться в своих сомнениях, чувстве вины, ущемленном нарциссизме и мыслях о собственной смерти.

Персоналу, работающему с умирающим и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам важно преодолеть унижение профессионального достоинства.

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __24__.

1. Невербальное общение в консультативном  контакте.(см. Билет 9, в.2)

2. Особенности использования методов  индивидуальной психологии А. Адлера  в психологическом консультировании.

В концепции психологического Адлер выделял 3 аспекта: понимание и принятие клиентом индивидуального стиля жизни; помощь клиенту в понимании себя; тренировка и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации.

Как правило, сессия психологического консультирования начинается с анализа индивидуального стиля жизни клиента, т. е. поиска тех проблем, которые отражаются в поведении его на разных этапах онтогенеза. Этому помогает анализ самых ранних воспоминаний или наиболее значимых событий детства. Воспоминания, которые первыми придут на ум, по мнению Адлера, далеко не случайны, а соответствуют тем психологическим проблемам, которые клиент самостоятельно решить не мог как в прошлом, так и в настоящем. В рассказе клиента найдут отражение негативные обстоятельства, повлиявшие на его личностный рост, а именно — органическая неполноценность, эмоциональное отвержение или избыточное потворство со стороны родителей. Важно также обращать внимание на невербальные сообщения клиента — мимику, жесты, интонацию голоса, а также ключевые слова (глаголы), которыми он выражает прошлые действия (прообраз практики нейролингвистического программирования).

Само психологическое консультирование представляет собой процедуру, отличную от психоанализа Фрейда. В беседах с клиентом психолог создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки. Он собирает материал, интегрирует те части прошлого и настоящего опыта клиента, которые ускользали от его осознания. А затем возникшая вновь целостность «с улыбкой возвращается психологом клиенту». Непременными условиями психологического консультирования является установление визуального контакта и эмпатического раппорта.

Следующий шаг в психологическом консультировании Адлера — оказание помощи клиенту в понимании себя. Что в прошлом опыте переживалось и переживается как слабость, недостаточность, некомпетентность? Какие цели ставит перед собой клиент, чтобы достигнуть невротических атрибутов превосходства? Если когнитивное осознание этих реалий клиентом достигнуто, то он оказывается готовым воспринять этот опыт и эмоционально, а в дальнейшем через выполнение конкретных заданий психолога реализовать его в поведении. Наконец, сотрудничество психолога и клиента становится предметом их совместного обсуждения. Что испытывает клиент по отношению к психологу? Какие переживания из его раннего опыта он проецирует на психолога-консультанта? Клиент, удовлетворив свою потребность быть услышанным, понятым, принятым, становится способным открыться альтруистическому опыту и осознать собственную противоречивость. Своим новым поведением, интересом к проблемам ближних он инициирует изменения в социальном контексте, от которого, в свою очередь, сам зависит.

Таким образом, схема развития психологического процесса консультирования в И. п. выглядит следующим образом:

1) вхождение психолога-консультанта  в контакт с клиентом с помощью  эмпатии, доброты, поддержки;

2) формирование ответственности  клиента за успех психологического  консультирования (сигналом о готовности  его к сотрудничеству с психологом служит, в частности, желание вспомнить собственное прошлое);

3) когнитивное осознание клиентом  жизненного стиля и проблем  самости;

4) эмоциональное отреагирование  и соприкосновение с ранее  неосознаваемым чувственным опытом;

5) проверка в реальности нового опыта

3. Консультирование при сексуальных  расстройствах.

Даже если эти проблемы являются основной причиной обращения, клиенты далеко не всегда прямо говорят о них. И консультант не всегда может свободно расспрашивать клиента об интимных сторонах его жизни. Поэтому изучение сексуальности клиента нередко начинается со стандартного вопроса и ответа или своеобразной игры консультанта и клиента: “Что Вы могли бы рассказать о своей половой жизни?” — “Все хорошо” или “Нормально”. Однако консультант не должен удовлетворяться таким поверхностным ответом, необходимы уточняющие вопросы: “Что значит “хорошо”?”, “Что является для Вас нормой в половой жизни?”. Тем самым мы даем клиенту понять, что краткий ответ возможен, но недостаточен. Как упоминалось, даже если клиент обратился не из-за сексуальных расстройств, большинство психологических проблем тесно связаны с сексуальной сферой. Поэтому когда клиент ничего не говорит о своей сексуальности, консультант должен навести его на эту тему: “Вы ничего не рассказываете о своей сексуальной жизни”. Такое замечание бывает более ценно, чем вопрос. Если клиент отвечает вопросом: “А что Вы хотите узнать?”, замечание можно перефразировать в вопрос: “Почему Вы ничего не говорите о половой жизни?” При сопротивлении обсуждению подобных вопросов не следует оказывать давления, однако необходимо указать, что без такого обсуждения гораздо труднее понять другие проблемы.

Консультирование клиентов с сексуальными проблемами бывает трех видов: сексуальное просвещение, формирование адекватного сексуального поведения и сексотерапия. “Просвещение является процессом, в котором предоставляется фактическая информация о сексуальности и поощряется изменение установок по отношению к ней. Собственно консультирование заключается в помощи индивидам превратить свое сексуальное образование в социально ответственное сексуальное поведение. Во время терапии помогают осознать и устранить ненормальности в сексуальной жизни”.

Сексуальное просвещение и собственно консультирование, как правило, происходят вместе.

При консультировании взрослых сексуальное просвещение подразумевает изменение установок по отношению к сексуальности. Проблемы часто возникают из-за превратных представлений о половой жизни, т.е. разного рода псевдоидей и мифов.

Очень важно, чтобы сам консультант не находился под воздействием всяческих мифов.

Помощь клиентам в освобождении от мифов и стереотипов — очень важный аспект консультирования при сексуальных проблемах.

1. Консультант  не должен быть отягощен собственными  сексуальными проблемами. Это необходимое условие для адекватного реагирования на соответствующие затруднения клиентов.

2. Консультант  должен уметь свободно и открыто  говорить о сексуальных проблемах, т.е. не употреблять обтекаемых  выражений и правильно использовать сексологическую терминологию.

3. Консультант  в некоторых случаях должен  первым начать разговор о возможных  сексуальных проблемах клиента, поскольку клиент может проявлять  робость.

4. Консультант  обязан уметь интерпретировать  сексуальные проблемы, когда клиент представляет их в замаскированной форме.

5. Консультант  должен быть хорошо осведомлен  в различных вопросах сексуальности  человека, чтобы предоставить клиентам  соответствующую информацию (анатомия, психология полов, фармакология, контрацептивные  средства).

6. Консультант  должен иметь в виду при  консультировании подростков и  юношей, что их знания о сексуальности  могут быть неполными и искаженными. Следует обратить особое внимание  на ранние половые отношения, мастурбацию, использование предохранительных средств.

7. Консультант  должен понимать пределы своих  возможностей. Не следует заниматься  сексотерапией без специальной  подготовки.

8. Консультант  обязан знать, в каких случаях  направлять клиента к другим  специалистам, и адреса этих специалистов.

9. Консультант должен отказаться от осуждающих оценок в отношении сексуального поведения и достоинств клиентов.

ЕКЗАМЕНАЦІЙНИЙ  БІЛЕТ  № __25__.

1. Вербальная коммуникация в  консультативном контакте. Активное  слушание клиента. (см.б.9,в.2)

1) Слушание клиента. В начале беседы вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

Выслушивание, прежде всего, представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Правильное выслушивание — это активный процесс. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными "ключами" к пониманию проблем клиента.

Выслушивание может служить не только пониманию другого человека. но может быть и само по себе исцеляющим.

2. Особенности использования методов  сказкотерапии в психологическом консультировании.

Сказкотерапия - уникальный метод консультирования, коррекции, развития и реабилитации. Работа в формате сказкотерапии придает процессу консультирования новые оттенки и полутона.

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

3. Этапы работы терапевтической группы.

Мы выделяем 4 основные стадии развития группы: начальную, которой свойственны поиск стиля работы, структуры, конкретизация личных целей, большая зависимость от терапевта; переходную, на которой решаются вопросы доминирования во взаимоотношениях и возникает особенно много конфликтов как между участниками, так и с терапевтом; продуктивную, когда через решение конфликтов участники движутся к заботе о гармонии взаимоотношений, когда они ради сплоченности группы отказываются от некоторых индивидуальных потребностей, когда ведется глубокий и зрелый анализ самих себя и взаимных отношений; и завершающую, на которой происходит консолидация группового опыта, оценка ее эффективности и эмоциональная подготовка к расставанию.

Информация о работе Шпаргалка по "Психоконсультированию"