Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:33, шпаргалка

Краткое описание

1 Семья как объект психологического изучения.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Семья как объект психологического изучения шпоры готовые.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

1 Семья как объект  психологического изучения.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения.

Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных значимых для индивида, то есть они играют ведущую роль в системе взаимоотношений личности, кроме того, они многосторонни и зависимы друг от друга. Сфера досуга, домашнего хозяйства, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений тесно связаны, внесение хотя бы в одну из них даже незначительного изменения вызывает изменения в других сферах.

Семья    определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников.

 Брак    является  общественным институтом, регулирующим  отношения между полами. Мужчина  и женщина выступают в нем  и как личности, и как граждане  государства. Социальный характер  брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе  брачных партнеров, в наследовании  семейного имущества.

Брак – это свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Брак в древности.

 Возникновение городской  цивилизации, развитие навыков письма  и чтения привели к первым  письменным законам о браке, появившемся  в Древнем Вавилоне. Брак в  те времена являлся и экономической  сделкой: будущий муж должен был  выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах  брак-соглашение и брак-сделка  были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род. [8;8]

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так Клеопатра (69 – 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем после его смерти, – супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения,

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины. 2) матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры – образованные и одаренные женщины (так называемые «женщины для наслаждения»);

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Типолгия семей. Брачный возраст

Брачный возраст – это минимальный возраст , начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций , обычаев, и других условий страны.

     В прошлом  брачный возраст определялся  религиозными нормами и был  очень низок как для женщин, так и для мужчин. У католиков  он составлял 12 лет для женщин  и 14 лет для мужчин, протестантов 14 лет для лиц обоего пола

По количеству брачных партнеров:

1) моногамная семья –  один муж и одна жена;

2) полигамная семья: 

 а) полиандрия – многомужество;

 б) полигиния – многоженство.

 

По количеству поколений:

1) простая (нуклеарная) семья – состоит из представителей только двух поколений (родители и дети);

2) сложная (расширенную) семья  – состоит из представителей  не мене трех поколений (прародители, родители, дети).

 

По целям и характеру партнерских отношений:

1) традиционная семья  – характеризуется отсутствием  осознанности отношений, отсутствием  развития, творчества, свободы, привязанности  к быту, наличием собственнических  инстинктов. Основной целью такой  семьи является продолжение рода, сохранение стабильности, желание  не выделяться;

2) зависимая семья –  также характеризуется отсутствием  осознанности отношений, отсутствием  развития, привязанностью к быту, любовной иллюзией, наличием всевозможных  комплексов, зависимостей, патологических  привязанностей и т. д. Основной  целью такой семьи является  удовлетворение психологических  потребностей, избегание страха  одиночества, ответственности;

3) партнерская семья –  характеризуется осознанностью, развитием, ответственностью, участием в делах  семьи обоих всех членов, стремление  к открытости, к договору по  спорным вопросам, гибкости отношений, взаимопомощи и т. д. Основной  целью такой семьи является  саморазвитие, самореализация через  семью, помощь в развитии партнеру.

По критерию гармоничности:

1) гармоничная семья –  характеризуется открытостью, творческим  ростом и личностным развитием  всех ее членов, теплыми эмоциональными  отношениями между родителями  и детьми;

2) дисгармонические психологические  типы семей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Основные понятия  и характеристики семьи 

Структура семьи — одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Данный термин является ключевым в структурной теории семьи С. Минухина: “...Структурный подход к семьям основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индивидуальные био-психодинамики ее членов. Члены семьи соотносятся в соответствии с определенным устройством, которое управляет их трансакциями. Эти устройства... формируют целое — структуру семьи”

Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин “иерархия” не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие “иерархия” используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи (Черников А. В., 2001).

Гибкость - способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными.

Семейные роли — устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом (Минухин С, Фишман Ч., 1998). Кроме актуального поведения, в понятие “роль” включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются тому или иному члену семьи.

Выделяют следующие семейные роли:

1. Роли, описывающие взаимодействие  членов семьи на микросистемном  уровне:

□ супружеские роли: муж, жена;

□ роли, относящиеся к детско-родительской подсистеме: мать, отец, сын, дочь;

□ роли, относящиеся к сиблинговой подсистеме: брат, сестра.

2. Роли, описывающие взаимодействие  членов семьи на макросистемном уровне:

П роли, возникновение которых обусловлено супружескими связями: свекор, теща, невестка, зять и др.;

□ роли, обусловленные кровным родством: бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.

В функциональных семьях структура семейных ролей целостна, динамична, носит альтернативный характер и отвечает следующим требованиям:

□ непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;

□ выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи, при соблюдении баланса индивидуальные потребности — потребности других членов семьи;

□ соответствие принятых ролей возможностям личности;

□ способность членов семьи гибко функционировать в нескольких ролях.

Семейная история — понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений.

Семейный миф — это многофункциональный семейный феномен, формирующийся на макросистемном и проявляющийся на микросистемном уровне в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой. Для обозначения этого понятия используются и такие термины, как “образ семьи”, “образ мы”, “верования”, “убеждения”, “семейное кредо”, “согласованные ожидания”, “наивная семейная психология”. Функция семейного мифа заключается в сокрытии от сознания отвергаемой информации о семье в целом и о ее членах.

Негативное действие семейных мифов заключается в том, что семья становится ригидной; они препятствуют ее нормативным изменениям, связанным с динамикой жизненного цикла семьи.

Семейная легенда — искажающая реальные факты семейной истории интерпретация отдельных событий, позволяющая поддерживать миф о семейном благополучии. Семейная легенда выполняет защитную функцию. Она может относиться к микро-, макросистемному или к индивидуальному уровню психологического функционирования семьи. =.

Традиции и ритуалы — повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл. Это очень важный фактор стабилизации системы, укрепляющий семью и редуцирующий тревогу ее членов. Семейным ритуалом может служить совместный завтрак или совместное празднование семейных дат.

 

7 Хар-ка добрачного периода его функции и задачи. Добрачные факторы риска. Продолжительность добрачных отношений. Динамика добрачных отношений.

Такими добрачными факторами являются:

место и ситуация знакомства молодых людей;

первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);

социально-демографические характеристики вступающих в брак;

продолжительность периода ухаживания;

инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;

время обдумывания брачного предложения;

ситуация оформления брака; 

возраст будущей пары;

родители и отношение последних к браку своих детей;

динамические и характерологические особенности супругов;

отношение в семье с братьями и сестрами.

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения:

знакомство на работе или в учебном заведении;

взаимное положительное первое впечатление;

период ухаживания от одного до полутора лет;

инициатива брачного предложения со стороны мужчины;

принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); 

сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые особенности.

Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60 % благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье.

Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.

Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель).

 

 

 

 

5 Функции современной  семьи. Хар-ка гармоничной и дисгармоничной семьи

Экономическая функция — одна из основных. Все прежние формы семьи (до куклеарной) являлись производственными единицами: члены семьи, как правило, занимались одним видом труда, причем дети приступали к производственной деятельности с малых лет. В современных условиях профессиональная деятельность людей осуществляется вне рамок семьи, экономической функцией семьи остается организация потребления и быта. В перспективе сфера экономической функции семьи будет, вероятно, сужаться.

Репродуктивную функцию называют еще функцией деторождения или воспроизводства населения. Исследования выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. В современной семье репродуктивная функция имеет некоторую специфику. Во-первых, наметилась устойчивая тенденция к малолетнему типу воспроизводства населения. Во-вторых, семья, сохраняя за собой функцию ранней социализации детей, все больше разделяет ее с общественными учреждениями (подготовка к трудовой деятельности, привитие профессиональных навыков почти целиком осуществляются общественными учреждениями). Семья, формируя нравственно-психологическое отношение к трудовой деятельности, в основном утратила возможность профессиональной подготовки детей.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"