Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 14:56, шпаргалка
Краткое описание
1.Предмет и задачи психологии. Классификация отраслевой психологии. Этапы развития психологии как науки. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.
Восприятие — это целостное отражение
предметов и явлений объективного мира
при их непосредственном воздействии
в данный момент на органы чувств.
Вместе с процессами
ощущения восприятие обеспечивает
непосредственно чувственную ориентировку
в окружающем мире. Восприятие — результат
деятельности системы анализаторов; оно
предполагает выделение из комплекса
воздействующих признаков основных и
наиболее существенных, с одновременным
отвлечением от несущественных. Восприятие
делает возможным создание интегральной
картины действительности в отличие от
ощущений, отражающих отдельные качества
реальности.
Поскольку восприятие
требует объединения основных существенных
признаков и сопоставления воспринятого
с прошлым опытом, возникает явление стереотипизации. Стереотип —
определенное, устойчивое
на данный отрезок времени, представление
о предмете или явлении.
Восприятие субъективно,
так как одну и ту же информацию люди воспринимают
по-разному, в зависимости от интересов,
потребностей, способностей и т.п. Зависимость
восприятия от прошлого опыта, от общего
содержания психической деятельности человека и его индивидуальных
особенностей называется апперцепцией.
Свойства восприятия:
Целостность — внутренняя органическая
взаимосвязь частей и целого в образе.
Это свойство проявляется в двух аспектах:
а) объединение разных элементов
в целом;
б) независимость
образованного целого от качества составляющих
его элементов.
Предметность
— объект воспринимается
нами как обособленное в пространстве
и времени отдельное физическое тело.
Наиболее ярко это свойство проявляется
во взаимообособлении фигуры и фона.
Обобщенность
— отнесение каждого
образа к некоторому классу объектов.
Константность — относительное постоянство
восприятия образа. Наше восприятие
в определенных пределах сохраняет за
параметрами их размеры, форму и цвет независимо
от условий восприятия (расстояния до
воспринимаемого предмета, условий освещенности,
угла восприятия).
Осмысленность — связь с пониманием
сущности предметов и явлений через процесс
мышления.
Избирательность — преимущественное
выделение одних объектов перед другими
в процессе восприятия.
Восприятие
подразделяется на следующие виды:
восприятие предметов
и явлений окружающего мира;
восприятие человека человеком;
восприятие времени;
восприятие движений;
восприятие пространства;
восприятие вида деятельности.
Восприятия времени, движений
и пространства
— это сложные формы восприятий,
имеющие многочисленные характеристики: продолжительный — краткосрочный,
большой — маленький, высокий — низкий,
далекий — близкий, быстрый — медленный.
Восприятие деятельности
подразделяется по видам: художественное, техническое,
музыкальное и т.д.
Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие
предметов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными
(восприятие собственных
мыслей и чувств).
По времени возникновения
восприятия бывают:
- актуальными и
- неактуальными.
Восприятие может
быть ошибочным
(иллюзорным). Иллюзия — это
искаженное восприятие реально существующей
действительности. Иллюзии обнаруживаются
в деятельности различных анализаторов. В наибольшей
степени известны зрительные иллюзии,
которые имеют самые различные причины:
практический опыт, особенности анализаторов,
изменение привычных условий. Например,
вследствие того, что движение глаз по
вертикали требует больших усилий, чем
движение по горизонтали, возникает иллюзия
восприятия прямых одной
длины, расположенных по-разному: нам кажется, что вертикальные
линии длиннее, чем горизонтальные.
Восприятие может
быть не только ошибочным, но и неэффективным. Опытным путем можно убедиться
в том, что уровень восприятия текста
при его чтении путем проговаривания вслух
гораздо ниже, чем при чтении про себя.
Дело в том, что пропускная способность
слуха ниже, чем пропускная способность
зрения.
Развитие восприятия
имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое
восприятие помогает усваивать больший
объем информации с меньшей
степенью энергетических затрат.
7 ВНИМАНИЕ, ВИДЫ И
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Направленность и сосредоточенность
сознания на определенных объектах или
определенной деятельности при отвлечении
от всего остального называют вниманием.
С вниманием связаны направленность
и избирательность познавательных процессов.
Вниманием определяются:
- точность и детализация
восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим
различать детали изображения);
- прочность и избирательность
памяти (внимание выступает как фактор,
способствующий сохранению нужной информации
в кратковременной и оперативной памяти);
- направленность
и продуктивность мышления (внимание
выступает как обязательный фактор правильного
понимания и решения задачи).
В системе
межличностных отношений внимание способствует
лучшему взаимопониманию, адаптации людей
друг к другу, предупреждению и своевременному
разрешению межличностных конфликтов. Внимательный
человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.
виды внимания.
В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное,
произвольное и постпроизвольное внимание.
Непроизвольное
внимание возникает без намерения
человека увидеть или услышать
что-либо, без заранее поставленной цели,
без усилий воли. Оно может быть вызвано
неожиданностью или новизной раздражителя,
его силой, подвижностью, контрастом между
раздражителями.
Произвольное внимание — активное, целенаправленное
сосредоточение сознания,
поддержание уровня которого связано
с определенными волевыми усилиями, необходимыми
для борьбы с более сильными воздействиями.
Раздражителем в этой ситуации является
мысль или приказ, произносимый про себя
и вызывающий соответствующее возбуждение
в коре головного мозга. Этот вид внимания
необходим для усвоения трудовых навыков,
от него зависит работоспособность.
Характеристика постпроизвольного
внимания содержится уже в самом его названии:
оно наступает после произвольного, но
качественно от него отличается. Когда
при решении задачи появляются первые
позитивные результаты, возникает интерес,
происходит автоматизация деятельности,
выполнение ее уже не требует специальных
волевых усилий и ограничено лишь утомлением,
хотя цель работы сохраняется.
Этот вид внимания имеет большое значение
в учебной и трудовой деятельности.
По характеру направленности выделяют внешненаправленное и внутреннее внимание.
- внешненаправленное
(перцептивное) внимание направлено на окружающие
объекты и явления,
- внутреннее —
на собственные мысли и переживания.
По происхождению выделяют природное и социально
обусловленное внимание.
Природное внимание
— врожденная способность человека избирательно
реагировать на те или иные внешние или
внутренние стимулы, несущие в себе элементы
информационной новизны.
Социально
обусловленное внимание складывается в
течение жизни субъекта
(прижизненно) в результате обучения и
воспитания; оно связано с избирательным
сознательным реагированием на объекты,
с волевой регуляцией поведения.
По механизму регуляции выделяют непосредственное
и опосредованное внимание.
Непосредственное
внимание не управляется ничем, кроме того
объекта, на который оно направлено и который
соответствует актуальным интересам и
потребностям человека.
Опосредованное
внимание регулируется с
помощью специальных средств, например
жестов и слов.
По своей направленности на объект различают следующие
формы внимания:
- сенсорное (направлено на восприятие),
- интеллектуальное (направлено на мышление,
работу памяти),
- моторное (направлено на движение).
Основными свойствами
внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем,
распределение и переключаемость.
Сосредоточенность
внимания — это удержание внимания на одном объекте или
одной деятельности при отвлечении от
всего остального. Сосредоточенность
внимания зависит от возраста и опыта
работы (с годами незначительно повышается),
а также от состояния нервной системы
(при небольшой нервно-психической напряженности
несколько повышается, а при высокой —
понижается).
Устойчивость
внимания — это длительность
сосредоточения на объекте или явлении.
Устойчивость внимания определяется различными
причинами:
- индивидуальными физиологическими
особенностями организма (свойствами нервной
системы и общим состоянием организма
в данный момент времени);
- психическим
состоянием (возбужденностью, заторможенностью
и т.д.);
- мотивацией (наличием
или отсутствием интереса к
предмету деятельности, его значимостью
для личности);
- внешними обстоятельствами
при осуществлении деятельности.
Общая устойчивость
внимания чаще всего определяется сочетанием
всех этих факторов.
Объем
внимания определяется количеством
объектов, на которые может быть одновременно
направлено внимание в процессе их восприятия.
Численная характеристика среднего объема
внимания — 5—7 единиц информации.
Распределение
внимания — возможность одновременного
выполнения индивидом
двух или более видов деятельности. Это
не означает, что эти виды деятельности
в буквальном смысле слова выполняются
параллельно. Такое впечатление создается
за счет способности человека быстро переключаться
с одного вида деятельности на другой,
успевая возвращаться к прерванному действию
до того, как наступит забывание. Распределение
внимания зависит от психологического
и физиологического состояния человека.
Переключаемость
внимания — способность быстро
выключаться из одних видов
деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся
условиям. Подобный процесс может осуществляться как
на непроизвольной, так и на произвольной
основе. Непроизвольная переключаемость
внимания может свидетельствовать о его
неустойчивости. Однако это не всегда
негативное качество, так как оно способствует
временному отдыху организма и анализатора,
сохранению и восстановлению нервной
системы и работоспособности организма
в целом. Переключаемость внимания зависит
от подвижности нервной системы; и, следовательно,
она выше у людей более молодого возраста.
Различные свойства
внимания в значительной степени независимы
друг от друга. Так, высокая сосредоточенность
может сочетаться со слабой переключаемостью.
Внимание — это
сложная, многогранная психическая функция.
Оно характеризует состояние психических
процессов и является одной из сторон
психической деятельности. Внимание характеризует
общий склад личности, социальную направленность человека. Оно может
выражаться в наблюдательности (интеллектуальное качество)
и внимательности (нравственное свойство
личности, которое проявляется в чуткости,
отзывчивости, понимании другого человека). Внимание
является необходимым условием овладения
любыми видами деятельности. Изменения
внимания зависят от индивидуально-типологических,
возрастных и других характеристик человека.
8.ПОНЯТИЕ О
ПАМЯТИ ,КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ. ЗАКОНЫ
ПАМЯТИ
Являясь одной из
самых сложных психических функций человека,
память имеет разные виды и формы. Прежде
всего, можно выделить такие виды памяти,
как генетическая
(наследственная), и прижизненная.
Генетическая память включает в основном
инстинкты и почти не зависит от условий
жизнедеятельности человека. Генетическая
память хранится в генотипе, передается
и воспроизводится по наследству. Это
единственный вид памяти, на который мы
не можем влиять через обучение и воспитание.
Генетическим путем из поколения в поколение
происходит передача необходимых биологических,
психологических и поведенческих свойств.
Что касается прижизненной
памяти, она является хранилищем информации,
полученной с момента рождения и до смерти.
Прижизненную память
можно классифицировать
по разным основаниям.
1. По наличию
целевой установки и затрачиваемым на
запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную
и произвольную.
Непроизвольная
память — это автоматическое
запоминание и воспроизведение
информации, происходящее без усилий со
стороны человека и установки на запоминание.
Произвольная
память — запоминание со специальной
установкой запомнить и требующее определенных
волевых усилий.
2. По степени
осмысленности память подразделяют
на механическую и смысловую.
Механическая
память основана на повторении материала без его осмысливания.
При таком запоминании слова, предметы, события,
движения запоминаются точно в таком порядке,
в каком они и воспринимались. Механическая
память выступает в форме способности
к научению и приобретению жизненного опыта.
Смысловая
память предполагает осмысливание
запоминаемого материала, которое
основано на понимании внутренних логических
связей между его частями. Осмысленное
запоминание более действенно, поскольку
требует от человека меньше усилий и времени.
3. В зависимости от
установки на время хранения
информации можно выделить
кратковременную, оперативную и долговременную память.