Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 14:56, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи психологии. Классификация отраслевой психологии. Этапы развития психологии как науки.
В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 244.33 Кб (Скачать файл)

 

Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Мышление органично связано с речью.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от отдельного человека.

Речь выполняет ряд функций:

- выражает индивидуальное своеобразие  психологии человека;

- выступает носителем информации, памяти, сознания;

- является средством мышления;

- выступает регулятором человеческого  общения и поведения;

- выступает средством управления  поведением других людей.

Речь является основным средством человеческого общения и характеризуется такими качествами, как: конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального.

Виды речи:

Устная речь – представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, делится на:

- монологическая речь – развернутая  речь человека, обращенная к другим  людям;

- диалогическая речь – представляет  собой попеременный обмен репликами  или развернутыми прениями двух  и более людей.

Внутренняя речь – беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.

Письменная речь – представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.

 

 

14.Понятие интеллекта. Его виды. Факторы развития интеллекта

В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:

  1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»

  1. Педагогическая трактовка: «способность к обучению и обучаемость»

  1. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект — это совокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Ч. Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Ч. Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь:

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Позже Дж. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

По мнению Р. Б. Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

С начала 80-х гг. XX в. некоторые психологи стали рассматривать интеллект как сложную систему. Так возникли первые системные теории интеллекта. Наиболее известны теория множественности форм интеллекта Г. Гарднера и триархическая теория интеллекта Р. Стернберга.

Новый подход к концепции многостороннего интеллекта предложил Г. Гарднер в книге Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. Он выделил 7 типов интеллекта:

- вербально-лингвистический (языковой) интеллект. Это интеллект писателей и поэтов, актеров и ораторов. Он включает способность к абстрактному мышлению, изложению вербальных текстов, употреблению метафор и аналогий. Вербально-лингвистический интеллект наиболее подвержен воздействию обучения;

- логико-математический интеллект. Интеллект работников науки, программистов и юристов. Он предполагает способности оперировать числами и другими символами, устанавливать аналогии;

- визуально-пространственный интеллект. Такой интеллект характерен для архитекторов и навигаторов. Он чаще всего представлен в контексте тестовых заданий - в структуре умственных действий и предполагает наличие способностей к визуальному представлению;

- телесно-двигательный интеллект. Это интеллект актеров и спортсменов, танцоров и изобретателей. Он соотносится с понятием «язык тела» и его использованием в процессе коммуникации;

- музыкально-ритмический интеллект. Он необходим музыкантам и рекламным агентам, а также положительно характеризует хорошего слушателя и влияет на эффективность межличностного общения. Музыкальный интеллект включает способности к распознанию ритма, тональности голоса, чувствительности к звуку и звучанию музыкальных инструментов;

- внутриличностный интеллект или способность к самопознанию. Он ассоциируется с рефлексией, самосознанием, контролем над эмоциями, интуицией и духовностью. Если говорить о профессиональной принадлежности, то он есть у философов, психиатров и духовных наставников;

- межличностный интеллект. Он представляет собой совокупность способностей (вербальных и невербальных) к коммуникации и сотрудничеству. По содержанию межличностный интеллект наиболее близок к характеристике социального интеллекта.

Теория Г. Гарднера привлекла внимание как психологов, так и преподавателей. Ее критики, однако, отмечают, что это скорее, не формы интеллекта, а специфические таланты. Все 7 типов интеллектов не являются неизменными, они развиваются и подвержены воздействию образования и культуры. Недостатками теории множественности форм интеллекта Г. Гарднера являются, во-первых, разная нагрузка видов интеллекта с точки зрения их прогностичности успеха личности в реальной жизни; во-вторых, высокая положительная корреляция между ними, что позволяет говорить наличии общего интеллекта. При этом наименее жизненно важными, по сравнению с другими, оказались музыкальный и телесно-кинестетичский интеллекты.

Понятие эмоционального интеллекта (Emotion quotient - EQ) является непривычным даже для психологов, которые не придерживаются когнитивной парадигмы. Не существует и общепринятого теста EQ (или на EIQ, если обозначать по аналогии с коэффициентом интеллектуальности).

Уровень EQ не связан с нашим образованием и должностью. Результаты тестов на эмоциональный интеллект являются официальным основанием для работодателей или академических учреждений. Однако, отвечая на вопросы теста, вы занимаетесь осознанием и самопознанием, что является одним из аспектов внутриличностното интеллекта.

Базовая модель эмоционального интеллекта (Дж. Мейер, П. Сэловей, Д.Карузо, 1997) включает четыре компонента: различение (идентификация) и выражение эмоций; фасилитация мышления (использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности); понимание (осмысление) эмоций и осознанная регуляция эмоций.

Согласно концепции Д. Гоулмана, коэффициент эмоционального интеллекта определяется как суммарный показатель следующих способностей: самоосознанности, самомотивированности, устойчивости к фрустрации, контроля над импульсами, регуляции настроения, эмпатии и оптимизма.

Для диагностики эмоционального интеллекта можно использовать тест Н. Холла, который состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

- эмоциональная осведомленность;

- управление своими эмоциями (скорее, эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

- самомотивация (скорее, как раз произвольное управление своими эмоциями);

- эмпатия;

- распознавание эмоций  других людей (скорее, умение воздействовать  на их эмоциональное состояние).

При оценке интеллекта наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.ПОНЯТИЕ О  ВООБРАЖЕНИИ И ЕГО ФУНКЦИЯХ.ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.


Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н. В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

 

функции.

Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности — составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФАНТАЗИИ

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"