Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".
Вопрос2
Термин «психотехника» предложил еще в 1903 г. В. Штерн. Один из основателей психотехники Г. Мюнстенберг писал: «Психотехника — есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры». В дальнейшем понимание психотехники сузилось до современного понимания психологии труда. До 1939 г. (времени свертывания психотехники) было организовано и проведено восемь международных психотехнических конференций. В начале XX в. психотехника была одним из самых популярных направлений в психологии, о чем многие сейчас как-то забыли. Причиной такого забвения является-, скорее всего, быстрое разочарование в способности психотехников решать те грандиозные задача, которые были ими поставлены. Причина же ее первоначальной популярности — в смелой ориентации на широкую общественную практику. В начале XX в. лишь психотехники могли похвастаться столь широким размахом работ в сфере производства.
В 20-е гг. XX в. Г. Мюнстенберг выделял три основные проблемы психотехники: 1) выбор подходящих людей с помощью профотбора и профконсультации, 2) достижение наивысшей производительности труда (это традиционная задача многих современных психологов труда); 3) достижение желаемых психологических эффектов (например, воздействие экономики на личность работника).
По Г. Мюнстенбергу, в отличие от психологии, психотехника ориентирована именно на практику; психотехника — это часть прикладной психологии, но в отличие от прикладной психологии психотехника ориентирована на достижение цели, относящейся к будущему, а не только на решение сиюминутных проблем.
С самого начала возникновения психотехника столкнулась с комплексными задачами, которыми традиционная экспериментальная психология не занималась. В настоящее время особенно популярны идеи комплексного, системного подхода к изучению оптимизации труда.
В чем значение психотехники для развития научной психологии? — По Л. С. Выготскому, психотехника хотя «себя не раз компрометировала» и «ее практическое значение близко к нулю», а «теория просто смехотворна... но ее методологическое значение огромно», а именно: в ее ориентации на практику и попытках решать сложнейшие практические задачи, что для остальных направлений того периода было недоступно. Главное методологическое значение — отрицательный опыт, накопленный в самой практике, опыт, который важен для рефлексии всей психологии. Но этот опыт, как показывает дальнейшая история практической психологии, к сожалению, не пошел впрок... «Принцип практики и философии — еще раз — тот камень, который презрели строители и который стал во главу угла. В этом весь смысл кризиса», — писал Л. С. Выготский. Почему психотехнике необходима каузальная, а не понимающая психология? Потому что психотехника направлена не на объяснение только, но на практику, на действие. Именно это положение имеет центральное значение «для всех направлений психотехники», «психотехника вносит переворот в развитие науки и составляет эпоху в ее развитии». Но переворота не произошло, наступил кризис психотехники...
Вопрос3
Труд — это
целесообразная деятельность людей, имеющая
своим содержанием
Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
1.Предвосхищение
общественно ценного
Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества. Важно отметить также, что слово «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный (гностический) и на аффективный (связанный с эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) результата деятельности.
Например, если повар,
кулинар придумывает новое
2.Сознание обязательности
достижения заданного
Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.
Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива — программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.
Для детей, подростков носителями социально значимых целей деятельности выступают представители старших поколений (старшие члены семьи, учителя и другие организаторы деятельности), а также сверстники.
3.Владение внешними
и внутренними средствами
Своеобразие труда как специфически человеческой деятельности состоит в том, что орудия, средства оказываются предметами особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим очень живучи в историческом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов. Все это значит, что в ходе трудового обучения, профессиональной подготовки важно культивировать не просто знания о средствах труда и навыки их использования, применения, но и особое к ним отношение.
Например, считается
естественным, что скрипач играет
на «своей» скрипке (не в собственническом
смысле, а в том, что определенным
инструментом он пользуется постоянно).
Но феномен «срастания»
4.Ориентировка в межлюдских производственных отношениях
Например, токарь, обрабатывающий заготовку ротора для турбины крупного агрегата электростанции. Внешне токарь работает в одиночку, но обрабатываемый ротор турбины прошел уже многие виды трудоемкой обработки. Над ним поработали литейщики, выбивщики опок, кузнецы на молотах и прессах, а еще раньше — формовщики литейного производства, а еще раньше — машинисты кранов и других транспортных средств и далее назад до работников железорудной промышленности. Заготовка в данном случае — не только будущее изделие для кого-то, но это также теперь уже достаточно сложное и дорогое изделие, содержащее в себе овеществленный труд многих высококвалифицированных работников. Это можно сказать о любом полуфабрикате.
Итак, в контексте психологического подхода мы будем понимать труд как активность, характеризующуюся рассмотренными выше четырьмя признаками. Все эти признаки соединены друг с другом. Это означает, что некая наблюдаемая активность человека может быть отнесена к психологическому понятию «труд» только в том случае, если ей может быть приписан каждый из четырех признаков.
Вопрос4
Трудовая деятельность людей (или процесс материального производства) — это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности выделяют:
1) сознательно
поставленные цели —
2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства
труда — все устройства, приборы,
механизмы, приспособления, энергетические
системы и др., при помощи которых
подвергаются преобразованию
4) используемые
технологии — приемы и способы,
Для
характеристики трудовой
1) производительность
труда — количество продукции,
произведенной в единицу
2) эффективность
труда — соотношение
3) уровень
разделения труда —
О содержании
трудовой деятельности
Характер
требований, предъявляемых к участнику
трудовой деятельности, зависит
от многих факторов, в первую
очередь от конкретного
1) работник должен владеть всеми
приемами и способами
2) квалификация
работника не может быть ниже
того уровня, который определяется
характером труда. Чем сложнее
труд, тем выше требования к
специальной подготовке
3) от
работника требуется
Вопрос5
Идея: человек проявляет некую активность, направленную на предмет труда, но качество
активности разное.
Эргатическая функция – качественно разнообразные активности человека. Прописанный
набор эргатических функций, характеризующий данное рабочее место, - обязанности
человека.
Обязанности и эргатические функции по объему не совпадают. Понятие эргатических
функций шире (я могу совершать вид активности, которая выходит за рамки
обязанностей).
Эргатические функции:
- трудовые функции (принадлежат субъекту труда);
- функции средств труда (часть активности, переданная средствам труда).
Перечень основных эргатических функций (Е. А. Климов).
1. функции духовного производства. Внутренняя активность: целеполагание,
определение тактики, стратегии, мысленный эксперимент, накопление знаний,
эмоционального опыта, построение смыслов деятельности;
2. функции производства упорядоченности социальных процессов. Построение
социальных норм, правил, социальной коммуникации, построение планов
деятельности, построение охраны, защиты эргатической системы от отклонений,
нарушений.
3. функции обслуживания и самообслуживания. Построение жизнеобеспечения субъекта
труда, построение средств стабилизации, восстановления и развития (организация
режима работы, обучение, самоорганизация внутренних средств, лечение, ремонтное
обслуживание средств труда, совершенствование эргатической системы).
4. функции материального производства.