Шпаргалка по "Психологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.docx

— 127.70 Кб (Скачать файл)

Психологический тип  совместной деятельности образуется ведущими, доминирующими видами связей членов группы, на основе которых и происходит фактическое формирование коллективного  субъекта деятельности. По видам ведущих  связей в образовании коллективного  субъекта можно выделить следующие  типы совместной деятельности:

«технологический» — представляет собой технологическую  «цепочку», которая образуется из нескольких функциональных подгрупп по 2-5 человек  и характеризуется образованием коллективного субъекта на основе ведущей  технологической взаимосвязанности  и пространственно-временной зависимости, возникающих в результате пооперационного  разделения производства конечного  продукта и распределения операций между подгруппами участников совместной деятельности;

«функциональный»  — образуется на основе функциональной взаимосвязанности членов группы, возникающей  в результате объединения индивидуальных деятельностей и при отсутствии жестко задаваемой технологии производства, что обусловливает возможность  использования различных организаций  труда (как индивидуальное выполнение, так и совместно-последовательное или совместно-взаимодействующее);

«экономический» —  характерен для трудовых групп, члены  которых пространственно объединены, но технологически слабо связаны  друг с другом, а процессы интеграции группы в коллективный субъект осуществляются вне непосредственного выполнения практической деятельности (взаимодействие при групповой оценке индивидуальных дея-тельностей и распределении материального вознаграждения за труд);

«социально-психологический» — формируется в коллективах, работающих на сложном оборудовании в условиях профессиональной специализации  и совместно-параллельной организации  деятельности при осознании необходимости  сохранения коллективной целостности (экономической и психологической);

«формально-организационный» — возникает только в условиях индивидуальной организации производства продукции, когда каждый работник закреплен  за своим рабочим местом и несет  ответственность за выполнение своей  работы, а объединение в трудовой коллектив происходит на основе внешних  организационных связей, идущих через  руководителя.

Характер совместной деятельности и, в частности, ее эффективность  в значительной степени определяются особенностями соотношения ее индивидуального  и коллективного компонентов, которое  зависит, главным образом, от уровня взаимосвязанности членов группы. Условно  выделяются следующие уровни взаимосвязанности: 1) изолированность (физическая и социальная); 2) «концептуальная» взаимосвязанность (потребность в общении); 3) формальная взаимосвязанность (молчаливое присутствие  других людей); 4) «взаимовлияние» (восприятие и поведение с учетом мнения и  оценок других членов группы); 5) действенная  взаимосвязанность (через средства реализации рабочих действий); 6) коллективистская взаимосвязанность.

Вопрос34

· Понятие профессиональной деятельности.

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как в научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Именно деятельность, точнее её главный  тип - трудовая деятельности, является основным предметом психологии труда. Тем самым выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

· Психологическая  структура профессиональной деятельности.

Познание практически  любого объекта начинается с попыток  определения структуры - раскрытия  основных компонентов и изучения связей между ними. Психологическую  структуру деятельности образуют следующие  компоненты: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности антиципирование (Прогнозирование её результатов), принятие решения, планирование, программирование, контроль коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий.

· Основные типы и  виды деятельности.

Традиционно принято  считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на типы является дифференциация деятельности на трудовую, игровую и учебную. Столь же фундаментальным и общим является разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Наиболее простая классификация видов деятельности - по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. Предельно общим является дихтомическое разделение деятельности на внешнюю и внутреннюю.

Деятельность также  принято разделять на исполнительскую и управленческую.

В прикладном отношении  важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную (дистанционную).

Традиционно использующимся, но уже в значительной степени  устаревшим и весьма условным является разделение деятельности на умственную (интеллектуальную) и физическую.

Под видом деятельности следует понимать конкретную профессиональную (или внепрофессиональную) деятельность, характеризующуюся спецификой предмета, условий содержания и требований к ней. Ряд сходных видов объединяется в типы, например, Совместная деятельность - это именно тип (а не вид) деятельности, поскольку она имеет общий специфицирующий признак (наличие не одного, а нескольких сорганизованных субъектов), но в то же время включает огромное количество конкретных разновидностей.

Вопрос35

Феномен совместной трудовой деятельности исследуется  в лаборатории социальной и экономической  психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана  модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегрированности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива (А Л.Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива.

Вопрос36

Коллективный субъект  и совестная трудовая деятельность - объект и предмет исследования, изучаемый не только психологией  труда, но и социальной, организационной, другими разделами психологии.

В качестве основных характеристик коллективного субъекта деятельности выделяют:

а. Целенаправленность.

b. Мотивированность.

с. Интегрированность.

d. Структурированность.

e. Согласованность.

f. Организованность или управляемость.

J. Результативность.

Различаются три стадии сплочения  трудового коллектива, каждой из них соответствует  определенный уровень  его развития.

Первая стадия - ориентационная, которой соответствует низкий уровень  развития коллектива - этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей  преобразовывается в группу с  общими целями и задачами, идейной  направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для  него коллективе. Это может быть целенаправленная ориентация и самоориентация. Целенаправленная ориентация осуществляется руководителем путем подбора и расстановки кадров, подробной информации о целях и задачах, планах и условиях деятельности. При этом необходимо учитывать, насколько новые работники могут вписаться в формируемый коллектив, сработаться. Важно правильно расставить работников на рабочих местах. Если на соседних, технологически взаимосвязанных местах оказываются люди, симпатизирующие друг другу, то это улучшает их настроение, повышает трудовую и творческую активность.

Каждый имеет свое личное представление о товарищах  по работе, о том, каким ему хотелось бы видеть свой коллектив. Поэтому целенаправленная ориентация всегда дополняется самоориентацией.

Если в коллективе преобладает целенаправленная ориентация, то общая цель у большинства членов коллектива преобразовывается в  их внутреннюю потребность и ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется  следующей.

Вторая стадия - взаимоадаптационная, которая представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива. Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воспитательным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации.

Подражание заключается  в том, что человек неосознанно  перенимает способы поведения других, их взгляды и реакции на определенные ситуации. Это наименее управляемый  способ формирования установок, который  не всегда приводит к положительным  результатам.

Идентификация - сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом.

Взаимоадаптационный стадии соответствует средний уровень развития коллектива, характеризующийся созданием его актива (активно действующей группы).

Третья стадия - сплоченная, или стадия консолидации, коллектива, этап его зрелости. Руководитель выступает  здесь не внешней силой, а как  человек, который наиболее полно  воплощает цели коллектива. В таком  коллективе преобладают отношения  взаимопомощи и сотрудничества.

В зависимости от степени сплоченности различается  три типа коллективов:

сплоченный, или консолидированный, который характеризуется тесной взаимосвязью его членов, солидарностью  и дружбой, постоянной взаимопомощи. Состав такого коллектива относительно стабилен. Такой коллектив имеет, как правило, высокие производственные показатели, хорошую трудовую дисциплину, высокую активность работников;

расчлененный (слабосплоченный), который состоит из ряда недружелюбно относящихся друг к другу социально-психологических  групп, имеющих своих лидеров. Групповые показатели, уровень производственной дисциплины, ценностные ориентации, активность таких групп весьма различны;

разобщенный (конфликтный)- по своей сущности формальный коллектив, в котором каждый сам по себе, личные дружеские контакты между  его членами отсутствуют, они  связаны чисто официальными отношениями. В таких коллективах часто  возникают конфликты, наблюдается  большая текучесть кадров.

Вопрос37

Общение в трудовом коллективе -- это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения -- это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения -- это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.

Три взаимосвязанные  стороны общения (Андреева Г.М.):

Перцептивная сторона общения; процессы восприятия, понимания и оценки друг друга партнерами по общению.

·      Межличностная  перцепция опирается на: а) механизмы  идентификации – способность  мысленно поставить себя на место  партнера по общению; б) механизмы рефлексии  – способность рассматривать  себя с позиции партнера по общению.

·      Механизмы, искажающие восприятие другого человека: стереотипизация, проекция, каузальная атрибуция и другие.

Коммуникативная сторона  общения; общение как передача сообщений:

·      Передача сообщений путем обмена значениями.

·      Коммуникация вербальная (речевая) и невербальная.

Невербальные средства общения.

Паралингвистика: паузы  и интонации при разговоре, покашливания и т.д.

Проксемика: организация пространства и времени общения.

Кинесика: жесты, мимика, пантомимика.

·      Позиции  при передаче сообщения: открытая, закрытая, отстраненная.

Интерактивная сторона  общения; общение как обмен взаимодействиями:

·      Взаимодействия между людьми могут приобретать  повторяющийся ритуализированный или автоматизированный характер (методы трансактного анализа – анализа обмена взаимодействиями).

·      Взаимодействие может быть кооперативным и конкурентным.

·      Организация  взаимодействий может приобретать  конфликтный характер. Конфликтные  взаимодействия характеризуется: а) представленностью противоречия в сознании субъектов; б) наличием конфликтных действий.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии труда"