Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".
Психологический тип совместной деятельности образуется ведущими, доминирующими видами связей членов группы, на основе которых и происходит фактическое формирование коллективного субъекта деятельности. По видам ведущих связей в образовании коллективного субъекта можно выделить следующие типы совместной деятельности:
«технологический»
— представляет собой технологическую
«цепочку», которая образуется из нескольких
функциональных подгрупп по 2-5 человек
и характеризуется образованием
коллективного субъекта на основе ведущей
технологической
«функциональный»
— образуется на основе функциональной
взаимосвязанности членов группы, возникающей
в результате объединения индивидуальных
деятельностей и при отсутствии
жестко задаваемой технологии производства,
что обусловливает возможность
использования различных
«экономический» —
характерен для трудовых групп, члены
которых пространственно
«социально-психологический»
— формируется в коллективах,
работающих на сложном оборудовании
в условиях профессиональной специализации
и совместно-параллельной организации
деятельности при осознании необходимости
сохранения коллективной целостности
(экономической и
«формально-организационный» — возникает только в условиях индивидуальной организации производства продукции, когда каждый работник закреплен за своим рабочим местом и несет ответственность за выполнение своей работы, а объединение в трудовой коллектив происходит на основе внешних организационных связей, идущих через руководителя.
Характер совместной деятельности и, в частности, ее эффективность в значительной степени определяются особенностями соотношения ее индивидуального и коллективного компонентов, которое зависит, главным образом, от уровня взаимосвязанности членов группы. Условно выделяются следующие уровни взаимосвязанности: 1) изолированность (физическая и социальная); 2) «концептуальная» взаимосвязанность (потребность в общении); 3) формальная взаимосвязанность (молчаливое присутствие других людей); 4) «взаимовлияние» (восприятие и поведение с учетом мнения и оценок других членов группы); 5) действенная взаимосвязанность (через средства реализации рабочих действий); 6) коллективистская взаимосвязанность.
Вопрос34
· Понятие профессиональной деятельности.
Понятие деятельности
играет ключевую роль в психологии
труда как в научной
· Психологическая структура профессиональной деятельности.
Познание практически любого объекта начинается с попыток определения структуры - раскрытия основных компонентов и изучения связей между ними. Психологическую структуру деятельности образуют следующие компоненты: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности антиципирование (Прогнозирование её результатов), принятие решения, планирование, программирование, контроль коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий.
· Основные типы и виды деятельности.
Традиционно принято
считать, что основным и психологически
главным разделением
Деятельность также принято разделять на исполнительскую и управленческую.
В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную (дистанционную).
Традиционно использующимся, но уже в значительной степени устаревшим и весьма условным является разделение деятельности на умственную (интеллектуальную) и физическую.
Под видом деятельности следует понимать конкретную профессиональную (или внепрофессиональную) деятельность, характеризующуюся спецификой предмета, условий содержания и требований к ней. Ряд сходных видов объединяется в типы, например, Совместная деятельность - это именно тип (а не вид) деятельности, поскольку она имеет общий специфицирующий признак (наличие не одного, а нескольких сорганизованных субъектов), но в то же время включает огромное количество конкретных разновидностей.
Вопрос35
Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегрированности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива (А Л.Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива.
Вопрос36
Коллективный субъект и совестная трудовая деятельность - объект и предмет исследования, изучаемый не только психологией труда, но и социальной, организационной, другими разделами психологии.
В качестве основных
характеристик коллективного
а. Целенаправленность.
b. Мотивированность.
с. Интегрированность.
d. Структурированность.
e. Согласованность.
f. Организованность или управляемость.
J. Результативность.
Различаются три стадии сплочения трудового коллектива, каждой из них соответствует определенный уровень его развития.
Первая стадия - ориентационная, которой соответствует низкий уровень развития коллектива - этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе. Это может быть целенаправленная ориентация и самоориентация. Целенаправленная ориентация осуществляется руководителем путем подбора и расстановки кадров, подробной информации о целях и задачах, планах и условиях деятельности. При этом необходимо учитывать, насколько новые работники могут вписаться в формируемый коллектив, сработаться. Важно правильно расставить работников на рабочих местах. Если на соседних, технологически взаимосвязанных местах оказываются люди, симпатизирующие друг другу, то это улучшает их настроение, повышает трудовую и творческую активность.
Каждый имеет свое личное представление о товарищах по работе, о том, каким ему хотелось бы видеть свой коллектив. Поэтому целенаправленная ориентация всегда дополняется самоориентацией.
Если в коллективе преобладает целенаправленная ориентация, то общая цель у большинства членов коллектива преобразовывается в их внутреннюю потребность и ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется следующей.
Вторая стадия - взаимоадаптационная, которая представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива. Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воспитательным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации.
Подражание заключается в том, что человек неосознанно перенимает способы поведения других, их взгляды и реакции на определенные ситуации. Это наименее управляемый способ формирования установок, который не всегда приводит к положительным результатам.
Идентификация - сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом.
Взаимоадаптационный стадии соответствует средний уровень развития коллектива, характеризующийся созданием его актива (активно действующей группы).
Третья стадия - сплоченная, или стадия консолидации, коллектива, этап его зрелости. Руководитель выступает здесь не внешней силой, а как человек, который наиболее полно воплощает цели коллектива. В таком коллективе преобладают отношения взаимопомощи и сотрудничества.
В зависимости от степени сплоченности различается три типа коллективов:
сплоченный, или консолидированный, который характеризуется тесной взаимосвязью его членов, солидарностью и дружбой, постоянной взаимопомощи. Состав такого коллектива относительно стабилен. Такой коллектив имеет, как правило, высокие производственные показатели, хорошую трудовую дисциплину, высокую активность работников;
расчлененный (слабосплоченный),
который состоит из ряда недружелюбно
относящихся друг к другу социально-
разобщенный (конфликтный)- по своей сущности формальный коллектив, в котором каждый сам по себе, личные дружеские контакты между его членами отсутствуют, они связаны чисто официальными отношениями. В таких коллективах часто возникают конфликты, наблюдается большая текучесть кадров.
Вопрос37
Общение в трудовом коллективе -- это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения -- это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения -- это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.
Три взаимосвязанные стороны общения (Андреева Г.М.):
Перцептивная сторона общения; процессы восприятия, понимания и оценки друг друга партнерами по общению.
· Межличностная перцепция опирается на: а) механизмы идентификации – способность мысленно поставить себя на место партнера по общению; б) механизмы рефлексии – способность рассматривать себя с позиции партнера по общению.
· Механизмы, искажающие восприятие другого человека: стереотипизация, проекция, каузальная атрибуция и другие.
Коммуникативная сторона общения; общение как передача сообщений:
· Передача сообщений путем обмена значениями.
· Коммуникация вербальная (речевая) и невербальная.
Невербальные средства общения.
Паралингвистика: паузы и интонации при разговоре, покашливания и т.д.
Проксемика: организация пространства и времени общения.
Кинесика: жесты, мимика, пантомимика.
· Позиции при передаче сообщения: открытая, закрытая, отстраненная.
Интерактивная сторона
общения; общение как обмен
· Взаимодействия
между людьми могут приобретать
повторяющийся
· Взаимодействие может быть кооперативным и конкурентным.
· Организация взаимодействий может приобретать конфликтный характер. Конфликтные взаимодействия характеризуется: а) представленностью противоречия в сознании субъектов; б) наличием конфликтных действий.