Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по курсу "Психологии труда".
6. Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) У человека уже есть определенные качества и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности. 2) Общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы "венчает" развитие профессионала.
В.С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности :
1. Формирование "симптомокомплексов", характеризующих отдельные свойства личности.
2. Изменение интенсивности
и частоты проявления
3. Возникновение
новых связей между
В.С. Мерлин отмечал, что стиль отражает "взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... Индивидуальный стиль трудовой деятельности - "свой почерк" в решении трудовых задач, связанный с максимальным использованием человека своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков. (Е.А.Климов "Введ. в псих. труда" - М.,1998. С. 43.);
"Индивидуальный
стиль деятельности следует
При этом формирование
психологической структуры
В целом обобщенная схема освоения профессиональной деятельности представляется следующей:
1. Освоение нормативно-
построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности);
освоение отдельных действий;
освоение множества действий и деятельности в целом.
2. Освоение деятельности
по новому образцу (то есть
формирование индивидуального
освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника;
осваивается новая
деятельность в целом - на основе уже
освоенного нормативно-одобряемого
образца (как индивидуально
При этом можно говорить о "парадоксе" освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как "положено" (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку Индивидуальный стиль трудовой деятельности - "свой почерк" в решении трудовых задач, связанный с максимальным использованием человека своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.'). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии "тылов" в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (которая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).
Вопрос17
(ПВК) - индивидуальные
особенности человека, обеспечивающие
успешность профессионального
В структуре профессионально важных качеств выделяет организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые, предпринимательские и коммуникативные качества.
Организаторские качества,
характеризуются умением
обеспечивать четкий контроль. Они являются следствием проявления ряда психологических свойств личности:
избирательность –
способность адекватно, без искажения
отражать психологию организации; целеустремленность
– умение поставить четкую и ясную
и стремится к ее достижению; гибкость
– способность реально
– способность длительно
выполнять работу с высокой эффективностью;
самостоятельность –
Коммуникативные качества включают в себя способность к кооперации и групповой работе; поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций; социальная компетентность при реализации своих
целей.
Среди мотивационно-волевых качеств выделяют следующие: ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе; добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, при-
знание со стороны окружающих; свобода, самоопределение, открытость.
Наиболее важным качеством экономистов является устойчивость к стрессу, определяющая способность
противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую
напряженность, поскольку их деятельность протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Вопрос18
истемное изучение разных уровней адаптации человека ("субъект-объект", "субъект-субъект", "субъект-группа", "субъект-организация", "субъект-социум") предполагает выделение соответствующих "единиц анализа". Они должны быть адекватны разным "масштабам" адаптации -- разным психологическим механизмам согласования индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. Процесс адаптации человека к среде не может быть одноактным в силу множества обстоятельств (изменения с возрастом биологии человека, его личностного и профессионального развития, изменения стечением времени требований рабочего места, технологии работы, состава социальных групп, стадий развития организации и др.). Таким образом, актуальными являются и вопросы фазовости -- периодов более и менее адекватного согласования индивидуальности человека и условий среды его жизнедеятельности.
Существуют веские
основания предполагать, что адаптация
человека к организации (к трудовой
деятельности на конкретном рабочем
месте в конкретном коллективе) имеет
многоуровневую структуру, в соответствии
с которой каждый новый уровень
смещает "центр" регуляторных механизмов
от отдельного субъекта в пространство
его межличностных
Достижение высших профессиональных результатов путем объединения субъектами своих целей определяется разными психологическими механизмами и широким спектром факторов -- от особенностей согласования психофизиологии партнеров до согласования их социальных стереотипов. Успешность адаптации человека как субъекта труда к деятельности в конкретной организационной структуре на разных ее уровнях сопряжена с адекватностью его рефлексии разных "логик", закономерностей, факторов взаимодействия разных систем ("субъект-объект", "субъект-субъект" и др.) и соответствующей им активности человека как индивида, как субъекта, как личности, как индивидуальности.
Адаптацию можно
рассматривать как динамический
процесс постоянного
В целом состояние вопроса системных механизмов адаптации можно свести к следующим положениям.
1. Адаптация есть постоянный процесс активного согласования человеком своих индивидуальных особенностей (индивидных, личностных) с условиями внешней среды (требованиями рабочего места, особенностями партнеров, социальных групп, организационной культуры и др.), обеспечивающими успешность его профессиональной деятельности и полноценную личностную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности.
2. Адаптация человека
к труду есть совокупность
психологических механизмов, проявляющаяся
в успешности его
3. Адаптация являет
собой фазовый процесс
Следовательно, можно выделить, как минимум, пять качественно отличающихся друг от друга уровней в отношениях человека как субъекта деятельности и организации (в системе "человек -- организация") и более или менее адекватных им "единиц" анализа.
1. "Человек-профессия" (рабочее место, трудовой пост, подразделение) -- "профессионально важные качества" (ПВК), "трудовые функции", "индивидуальный стиль деятельности".
2. "Человек-человек"
(как субъекты совместной
3. "Человек - социальная
группа" (профессиональные и
4. "Человек-организация"
(все вышеупомянутые процессы
в дополнительном контексте