Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
IQ (Бине), КОТ (Краткий ориентировочный тест), ШТУР, Равен, Векслер.
Тест КОТ (Краткий ориентировочный тест), относится к категории тестов умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. КОТ предназначен для определения интегрального показателя “общие способности” и предусматривает диагностику следующих критериев оценки интеллекта:
Способность обобщения и анализа материала.
Гибкость мышления.
Инертность мышления, переключаемость.
Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость.
Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания.
Употребление языка, грамотность.
Выбор оптимальной стратегии, ориентировка.
Пространственное воображение
Основным показателем теста, позволяющим дать интегральную оценку интеллекта, является количество правильных ответов, данных за 15 минут (стандартное время выполнения теста). Результат испытуемого следует сравнить с имеющимися данными по соответствующим возрастным и профессиональным группам (как уже отмечалось, русскоязычных популяционных норм для КОТ пока нет). Дополнительные диагностические возможности появляются тогда, когда после выполнения заданий на время испытуемому предоставляется возможность закончить задание без учета времени (для раздельного подсчета заданий выполненных за 15 минут и без учета времени целесообразно через 15 минут заменить испытуемому ручку, использовав для замены другой цвет). При этом появляются возможности как для элементов структурного анализа интеллекта, так и для учета таких показателей, как дополнительно затраченное на решение время и количество дополнительно решенных заданий, которые дают возможность косвенно оценить мотивацию испытуемого.
Структурная оценка интеллекта на основе КОТ затруднительна в связи с разным количеством заданий, соответствующим разным аспектам интеллекта и их разной сложностью, но в некоторых случаях возможна. Однако следует учесть, что подобные данные недостаточно надежны и могут использоваться лишь для самой приблизительной оценки. Целесообразно выделение следующих типов заданий, которые ориентированы преимущественно на выявление одного из факторов в структуре интеллекта.
1. Значение слов и фраз (20 заданий, возможно выделение заданий со словами и с фразами) - вербальный фактор
2. Математические
3. Математические задачи (13 заданий) - числовой фактор, средний и высокий уровень сложности.
4. Логические задачи (4 задания)
ближе всего к общему
5. Пространственные задачи (4 задания) - пространственно-символической фактор.
6. Осведомленность (3 задания).
7. Внимание (2 задания).
Для каждого типа задания подсчитывается количество заданий, решенных верно, решенных неверно (с ошибкой) и пропущенных (ответ не был дан) - см. ниже пример подсчета; пропущенные ответы можно объединить при подсчете с решенными неверно. Поскольку количество заданий для большинства типов невелико, то, как правило, имеет смысл оценивать лишь соотношение вербального и числового фактора, представленного относительно большим количеством заданий; содержательно оценивать уровень развития других факторов имеет смысл лишь при нулевом или 100%-ном результате по данному фактору.
Консилиум
В задачи консилиума входит:
1. Выявление характера
и причин отклонений в
2. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания, т.е. максимальная педагогизация диагностики.
Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыслительной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач.
Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.
Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.
Реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Состав консилиума формируется с учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИНД, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица).
Способы подготовки заседания консилиума могут быть разными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог используются на подготовительном этапе, когда составляется диагностическая карта учащегося.
На втором этапе проводится заседание, на которое приглашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций.
Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:
Ф.И.О. |
Класс |
Состав консилиума |
Основные отклонения в поведении, деятельности и общении ученика |
Рекомендуемые меры |
Содержание диагностической карты приводится в приложении. Психолого-педагогический консилиум может рассматривать и более широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профотбора и профконсультации и др. Примерами таких консилиумов могут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональные намерения и возможности учащихся класса».
Методическая разработка педагогического консилиума по теме «Трудный класс»
Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школьной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин. .
Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, учителя > работающие в данном классе, классный руководитель, представители классного актива.
Подготовительная работа
1. Изучение состояния
учебно-воспитательной работы
2. Психолого-педагогическое
изучение педагогически
3. Общее знакомство с классом, наблюдение по специальной программе, беседа с классным руководителем и учителями (психолог, администрация).
4. Изучение межличностных отношений в классе с помощью социометрической методики и отношения учащихся к отдельным учителям (психолог).
5. Подготовка карты класса
и отдельных учащихся с
6. Согласование хода
Ход консилиума
1. Психологическая и целевая установка.
2. Выступления участников:
поиск психолого-
3. Психолого-педагогический
анализ поступивших
4. Письменное оформление рекомендаций (табл. 3).
Таблица 3 Рекомендации консилиума по теме «Трудный класс»
Содержание |
Ответственные | ||
1. Изучить межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных, определить референтные группы, дать рекомендации по формированию классного коллектива и организации КТД |
Психолого-педагогическая служба школы | ||
2. Привлечь к занятиям
психологической гимнастикой |
Психолого-педагогическая служба школы | ||
3. Провести корригирующие занятия с учениками |
Психолого-педагогическая служба школы | ||
4. Оказать помощь классному руководителю. Дать сильного наставника из референтных лиц — учителей класса. Контролировать его деятельность |
Администрация | ||
5. Тщательно готовиться к внеклассным мероприятиям, продумывать тему, содержание, план работы, а также способы приобщения трудных ребят, спланировать организационные моменты |
Классный руководитель | ||
6. Взаимопосещение. Разработка единых требований. Ориентация на контактных, учителей. Обогащение методики, содержания, перестройка стиля общения, исключение случаев нарушения педагогической этики |
Учителя класса | ||
7. Решись вопрос о замене
учителя русского языка и |
Администрация |
Участники: психолог, завуч, классные руководители (в начальной школе – основные учителя), школьный медик (врач или медсестра), социальный педагог.
Информация:
Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности – наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования самих школьников. Формой представления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:
- Дано описание психологических
особенностей обучения, поведения
и самочувствия школьника в
период сбора информации. Описание
дается в свободной форме, но
с опорой на содержание
- Названы те сферы психической
жизни ребенка или подростка,
в которой обнаружены
- Названы те сферы психической
жизни ребенка (школьника), развитие
которых характеризуется
- Перечислены адекватные
с точки зрения психолога
Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом.
Представленная информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения, самочувствия. Характеристика школьника может складываться из следующих показателей:
1. Качественные
характеристики учебной
- Трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
- Трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроках;
- Трудности и особенности,
возникающие при выполнении
- Трудности, возникающие
в процессе усвоения нового
материала или повторения
- Виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
- Предполагаемые причины
описанных трудностей и
2. Количественные
показатели учебной
- Успеваемость по основным предметам;
- Предполагаемые причины
низкой или не ровной
3. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- Описание и оценка
поведения с точки зрения
- Описание и оценка
поведения с точки зрения