1.Определение психодиагностики
как науки. Связь психодиагностики
с другими науками.
Психодиагностика – это
область психологической науки,
которая разрабатывает методы выявления
индивидуально-психологических особенностей
личности.Термин психодиагностика появился
в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу
Герману Роршаху. Психодиагностика прочно
вошла в психологию после применения не
тестирования, не психометрии, а проективных
методов, которые не ставили прямого диагноза.Психодиагностика
тесно связана с дифференциальной психологией
– наукой о существенных различиях в психических
функциях и свойствах, а также с психометрикой,
которая направлена на количественное
определение психических явлений.Психодиагностика
развивается в тесной связи с общественными
науками, биологическими науками, психологией,
педагогикой, анатомией, физиологией.
Если физиологов интересует главным образом
закономерности и механизм работы мозга
как на уровне его целостной организации,
так и на уровне нейронов и даже молекул,
то психодиагностика изучает результат
этой работы, проявляющийся в виде определенных
образов, идей, представлений, определенного
объема памяти, внимания, мышления и других
психических процессов. Связь психодиагностики
с педагогикой состоит в формулировке
рекомендаций педагогам по организации
обучения и самоуправления поведением
детей.
2. Задачи и область применения
психодиагностики.
Возникновение психодиагностики
было подготовлено несколькими направлениями
в развитии психологии. Первым ее источником
стала экспериментальная психология,
поскольку экспериментальный метод
лежит в основе психодиагностических
методик, разработка которых и составляет
сущность психодиагностики. Целью психодиагностики
является сбор информации об особенностях
человеческой психики.
Цели:
1. Фиксировать и описывать
в упорядоченном виде психологические
различия между людьми и группами
людей, объединенных по каким-либо
признакам. Изучает как психологические
законы влияют на индивидуальные
различия.
2. Конструирование психодиагностических
методик. Не только разработка,
но и уточнение требований, которые
методики должны удовлетворять,
это определение границ выводов,
совершенствование интерпретаций
результатов диагностических методик.
Задачи:
1. В ситуации клиента
(у человека нет повода сознательно
искажать факты о себе, но он
может сделать это несознательно
(приукрасить себя).
2. В ситуации экспертизы
(человек обращается за помощью
к психодиагносту, он сам идет на контакт.
Человек знает, что подвергается экспертизе,
и поэтому иногда сознательно корректирует
свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть
лучше).
Психодиагностика включает
в себя также и область психологической
практики, работу психолога по выявлению
разнообразных качеств, психических
и психофизиологических особенностей,
черт Личности.
В компетенцию психодиагностики
входят:
- конструирование и апробация
методик;
- выработка правил проведения
обследования;
- способы обработки и
интерпретации результатов, обсуждение
возможностей и ограничений тех
или иных методов.
Области практического использования
результатов психодиагностической
работы:
1. В целях оптимизации
процессов обучения и воспитания
(Задачи в школе: неуспевае-мость,
учебные и личные проблемы. Психологическая
готовность детей к обучению в школе; контроль
за развитием детей под влиянием школьного
обучения; выявление причин неуспеваемости
и трудности учебной Деятельности; отборы
в спецклассы и спецшколы; оценка программ
и методов обучения в школах; оценка успешности
работы педагогов; оценка работы разных
учебных заведений; решение проблем трудных
детей; решение личностных проблем школьников;
профориентационная работа; социально-психологическая
диагностика (взаимоотношения в коллективе:
учителей, учеников между собой, родителей
и т.д.); выявление доминирующих причин
неуспеваемости и нарушений в личностной
сфере, дифференциация обучения, реали-зация
индивидуального подхода и др.).
2. Психодиагностика является
важной составляющей Деятельностью
специалиста по профотбору, профобучению
и профориентации, которая проводится
в специальных пунктах проф-консультации,
в учреждениях службы заня-тости, на предприятиях
и в специальных учебных заведениях.
3. В клинико-консультативной
и психотерапевтической работе (поиск
причин возникновения конкретной
проблемы у консультируемого
и выбор способов и приёмов,
способствующих их разрешению). На
базе психологических и неврологических
клиник и лабораторий.
Задачи:
1. Уточнение диагнозов
пациентов клиники (если у врача
затруднение с постановкой диагноза).
2. Оценить эффект лечения.
3. Исследование больных
с целью постановки разных
экспертиз (воинская, судебная). Наблюдение
и беседы – методы клинической
консультации:
3. Требования, предъявляемые
к методам психодиагностики и к деятельности
практического психолога как диагноста.
Пожалуй, основное требование,
которому должен соответствовать профессионал-психодиагност,
— это умение располагать к
себе людей, вызывать их доверие и
добиваться искренности в ответах.
Следующее, не менее важное
требование — доскональное знание
самих психодиагностических методик
и условий их правильного применения.
Среди основных требований,
которым должны отвечать научно обоснованные
методы психодиагностики, следует назвать
валидность, надежность, однозначность
и точность.Обращаясь к практическому
использованию той или иной методики в
психодиагностических целях, психолог
должен иметь четкое представление о том,
в какой мере избранная им методика отвечает
перечисленным критериям. Без такого представления
он будет не в состоянии определить, в
какой мере можно доверять получаемым
с ее помощью результатам.
Кроме основных, есть и ряд
дополнительных требований, предъявляемых
к выбору психодиагностических методик.
Во-первых, избираемая методика
должна быть наиболее простой из всех
возможных и наименее трудоемкой
из тех, которые
позволяют получить требуемый
результат.
Во-вторых, избираемая методика
должна быть понятной и доступной
не только для психолога, но и для
испытуемого, требующей минимума физических
и психологических усилий на проведение
психодиагностики.
В-третьих, инструкция к методике
должна быть простой, короткой и достаточно
понятной без дополнительных разъяснений.
Инструкция должна настраивать испытуемого
на добросовестную доверительную работу.
В-четвертых, обстановка и
другие условия проведения психодиагностики
не должны содержать в себе посторонних
раздражителей, отвлекающих внимание
испытуемого от дела, изменяющих его
отношение к психодиагностике и
превращающих его из нейтрального и
объективного в пристрастное и субъективное.
4. История возникновения психодиагностики.
Этапы ее развития за рубежом.
Предыстория психодиагностики
исчисляется многими веками. Первые
“тесты”, предназначенные для определения
индивидуальных психологических различий,
были известны более 4000 лет назад. Достаточно
вспомнить о том, что в Древнем
Китае за 2200 лет до Рождества Христова
была создана система отбора чиновников,
которая охватывала весьма широкий
спектр “проявлений личности” - от
умения писать до поведения в быту.
В конце XIX века в психологию проникает
и быстро завоевывает популярность
идея измерения. Психологическая наука
получает возможность количественного
выражения индивидуальных различий.
Это способствует зарождению П. д., оформление
которой в качестве самостоятельной
области исследований завершается
в 20-е гг. нашего столетия. Значительный
вклад в становление П. д. внесли
труды Ф. Гальтона, Дж. Кэттелла, Г, Эббингауза,
Э. Крепелина, А. Бине и его сотр., других
пионеров измерения индивидуальных различий.
Начавшись с попыток “охватить
числом операции ума” (Ф. Гальтон, 1879),
с первых тестов интеллекта. П. д. под непосредственным
воздействием общественной практики пробует,
и небезуспешно, свои силы в измерении
других индивидуально-психологических
особенностей. Уже в 20-е гг. появляются
прообразы тех инструментов исследования
личности, которые позднее будут названы
проективными методиками и опросниками.
Однако этот период знаменуется и образованием
постепенно углубляющегося в П. д, разрыва
между практикой и теорией. Развитие П.
д. с самого начала теснейшим образом связано
с появлением и совершенствованием математико-статистического
аппарата, и, прежде всего, корреляционного
анализа и факторного анализа.
В 40-50-е гг. в мировой
П. д. сформировались основные диагностические
подходы была в той или иной
степени завершена разработка всех
наиболее известных тестов (Векслера
интеллекта измерения шкалы, Роршаха
тест, Тематической апперцепции тест.
“Шестнадцать личностных факторов” опросник).
В создаваемых в последующие
годы за рубежом тестах, несмотря на
неуклонное возрастание их количества,
нет принципиально новых идей
и решений. Период временного “затишья”
в П. д. прекращается в 60-е гг. обращением
исследователей к анализу ситуаций.
в которых осуществляется поведение.
5. Развитие психодиагностики
в России на рубеже XIX и XX веков.
Особенностью развития
отечественной психологии в последней
четверти прошлого века было внесение
в нее экспериментальных методов
исследования, идущих от физиологии высшей
нервной деятельности, с одной
стороны, а с другой – из лаборатории
В. Вундта, в которой проходили
стажировку первые русские психологи-экспериментаторы
(Н. Н. Ланге» например). У истоков первого
направления находились И. М. Сеченов и
И. П. Павлов. Важным стало открытие в Петербурге
Психоневрологического института В.М.
Бехтеревым. Первая в России
экспериментальная психологическая лаборатория
была открыта в 1886 г. при клинике нервных
и душевных болезней Казанского университета.
В 1896 г. по инициативе крупнейшего русского
психиатра С. С. Корсакова была создана
психологическая лаборатория при психиатрической
клинике Московского университета. В Одессе
была создана психологическая лаборатория
в Новороссийском университете
В этих лабораторных исследованиях
изучались объективные признаки
тех или иных психических явлений
(например, изменение пульса и
дыхания как отражение эмоций),
доказывалась предметность, объективность
наших восприятий, выяснялась зависимость
памяти и внимания от условий
опыта и т. д. Кроме того, во всех
экспериментальных лабораториях проводились
исследования скорости протекания психических
процессов.
Во второй половине XIX
века в отечественную психологию
был введен эксперимент. С развитием
дифференциально-психологических исследований
психология в целом обогатилась
рядом новых методов и подходов.
Собственно психодиагностические
работы в России за малым исключением
начали развиваться в послереволюционный
период. Особенно много таких работ
появилось в 20-30-е годы в области
педологии и психотехники в связи
с ростом популярности метода тестов
в России, как и на Западе в
это же время. Подавляющее большинство
методик было копированием западных
психологических тестов. Незначительные
отличия проявлялись в форме
проведения тестовых испытаний, в обработке
и интерпретации экспериментального
материала.
В 20-е годы нынешнего века
в России значительное развитие
получила психология труда и психотехника
(труды И . Н, Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна,
Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.).
В рамках этих отраслей психологии развивалась
психодиагностика , результаты которой
нашли применение в системе профессионального
обучения и профотбора.
6.Основные тенденции развития
психодиагностики в России в
20-30г. В России психодиагностика
начала развиваться в начале XX
в., но ее экспериментальная база
была заложена в последней
четверти XIX в. Наиболее интенсивно
практика отечественной психодиагностики
развивалась в 20-х и начале
30-х гг. в связи с развитием
педологии и психотехники. Широко
использовались зарубежные психологические
тесты. Предлагались и новые
разновидности тестирования (например,
"измерительная шкала ума"
А.П. Болтунова, 1928 г.). В рамках психотехники
разрабатывались тесты выявления специальных
способностей.В 1936 году развитие отечественной
психодиагностики было приостановлено.
Началась огульная критика всей западной
тестологии. И только в 1982 г. вышел первый
переводной учебник А. Анастази "Психология
тестирования". Появились частично
адаптированные варианты зарубежных тестов
Ф. Б. Березина, Л. Н. Собчик, И. Н. Гиляшева,
стали разрабатываться отечественные
методики исследования умственной одаренности
и интеллектуального развития (Д.Б. Богоявленская
и др.), психической совместимости (Ф. Д.
Горбов, Н. Н. Обозов), мотивации (Ю. М. Орлов),
личностных акцентуаций (А. Е. Личко) и
др. Однако селекция и сертификация психологических
тестов должным образом не производились.
Широко распространилось тестовое "самиздательство".
Практическая психология не получила
научной психометрической базы. И лишь
в самое последнее время стали появляться
исследования по научным основам психодиагностики.
7.Морально-этические нормы
психодиагностики. При проведении
психодиагностики надо соблюдать
следующие морально-этические нормы:1.Человека
нельзя подвергать психологическому
обследованию против его воли,
за исключением особых случаев
или судебной, или медицинской
практики, оговоренных законом.2.Перед
проведением психологического тестирования
человека необходимо предупреждать
о том, что в процессе исследования
он невольно может выдать такую
информацию о себе, своих мыслях
и чувствах, которую сам не
осознает.3.Любой человек, если
это не оговорено законом, имеет
право знать результаты своего
тестирования, а также то, где,
кем и как они могут быть
использованы.4.Результаты психологического
тестирования предоставляются тестируемому
тем, кто проводит обследование,
в доступной для правильного
понимания форме.5.При тестировании
несовершеннолетних детей их
родители или заменяющие их
лица имеют право знать результаты
тестирования ребенка.6.Если тестирование
производится с целью определения
уровня психологического развития
человека, в конкурсном отборе
или при оформлении на работу,
то человек также имеет право
знать не только цели тестирования,
но и то, кем и на какой
основе о нем будут делаться
выводы по итогам тестирования.7.Основная
ответственность за надлежащее
применение на практике психологических
тестов лежит на психологах, лицах
и организациях, пользующихся ими.