Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:53, шпаргалка
Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза
8.Классификация основных методов психодиагностики, их характеристика. Две группы: формализованные и малоформализованные методики. К формализованным относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала), стандартизация, надежность и валидность. Эти методики позволяют быстро собрать диагностическую информацию в короткие сроки, количественно и качественно сравнить индивидов между собой.. К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности. Эти методики дают очень ценный материал, сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые мало поддаются объективизации. Формализованные методики. 1.Тесты – это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Индивидуальные тесты. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Групповые тесты позволяют проводить испытания с очень большой группой людей. При групповом тестировании особенно строго надо соблюдать единообразие условий проведения эксперимента. Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. 2.Опросники. Это группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. От испытуемого требуется ответить на вопрос, или согласиться или не согласиться с утверждением. Личностные опросники-стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными. По характеру ответов закрытыми и открытыми. Могут быть подразделены на опросники: черт Личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок. Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Могут быть с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами.3. Проективные техники. Эта группа методик предназначена для диагностики Личности. Испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать неопределенные стимулы 4.Психофизиологические методики. Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Малоформализованные методики. 1.Наблюдение. Цель наблюдения - Наблюдение может носить поисковый и конкретный характер. Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Виды наблюдений: Наблюдения хронологические: лонгитюдные или «продольные» (проводятся в течение длительного времени и предполагают постоянный контакт испытуемого и исследователя), периодические (проводятся в определенное, заранее заданное время) и единичные. В зависимости от наблюдения могут быть полевые, лабораторные, спровоцированные в естественных условиях. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдения: открытые, скрытые, наблюдение со стороны или включенные. Достоинства: Можно оценить поведение человека в естественной обстановке. В процессе наблюдения можно выявить основное и отделить от малого. Для осуществления не требуется получение согласия испытуемого и не требуется контакт с ним. Недостатки: Требует много времени. Трудно дать количественную оценку результатам. Сложно сравнивать разных людей по наблюдению. Крайний субъективизм результатов. Сам человек является измерительным инструментом. 2.Опрос (беседа). Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.. Могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме и косвенной. Они могут иметь открытый или закрытый характер. 3.Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), анализ продуктов Деятельности. 4.Контент-анализ – метод изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их .
9.Личностные опросники.
Характеристика классических
Личностные опросники - это
целая группа методик, задания которых
представлены в виде вопросов или
утверждений, отвечая на которые, испытуемый
сообщает некоторую информацию о
себе. Как правило личностные опросники
диагностируют особенности
10 Тесты интеллекта. Характеристика наиболее часто используемых тестов подобного типа. Т.и. - совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Первые Т. и. были созданы Ф. Гальтоном.Тесты. 1. Шкала измерения интеллекта Векслера. Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные и невербальные. Вербальные субтесты: на общую осведомленность, понятливость, арифметический субтест, нахождение сходства, воспроизведение числовых рядов, словарный. Невербальные: цифровые символы, нахождение недостающих деталей в картине, последовательные картинки, сложение фигур. 2. Шкала прогрессивных матриц (тест Дж. Равена) Методика предназначена для оценки уровня интеллектуального развития. Методика представляет собой набор из 60 графических композиций (матриц) с пропущенным элементом. Задания сгруппированы в 5 серий, каждая по 12 одноименных по возрастающей трудности матриц. В первых сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более трудных, предполагается использование аналогий, перестановок, изменений образца и других логических связей.Задача обследуемого выбрать недостающий элемент из 6—8 предлагаемых вариантов. Методика может применяться индивидуально и в группе. Время выполнения методики — 30 мин. 3.Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта Всего обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования — 90 мин. I. Логический отбор (LS) — исследование индуктивного мышления, чутья языка. II. Определение общих черт (GE) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. III. Аналогии (AN) — анализ комбинаторных способностей. IV. Классификация (KL) — оценка способности выносить суждение. V. Задания на счет (RA) — оценка уровня развития практического математического мышления. VI. Ряды чисел (ZR) — анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. VII. Выбор фигур (FS) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. VIII. Задание с кубиками. IX. Задания на способность доточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. 4.Тесты интеллекта Г. Дж. Айзенка. тест коэффициента интеллекта (IQ), На данный момент известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач.5. Школьный тест умственного развития (ШТУР). предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения.Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.Тест включает шесть наборов заданий (субтестов):1. "осведомленность" (2 субтеста),2. "аналогии",3. "классификация",4. "обобщение",5. "числовые ряды".
11 Проективные методы. Характеристика
классических проективных
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. proectio — бросание вперед...) — один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Поэтому ответы на задания, используемые в П. м. не могут быть альтернативными (напр., правильно—неправильно), здесь возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для испытуемого цель исследования замаскирована, что уменьшает возможность произвести желательное впечатление о себе. Для П. м. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. При этом личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны стимулы (ситуации), побуждающие ее к активности. Основной инструмент (стимульный материал) используемый при применении П. м.— это т. н. проективные тесты. Различают следующие группы таких тестов: 1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр., тест чернильных пятен Роршаха); 2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого (напр., тест Мира); 3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (напр., тематический апперцепционный тест); 4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (напр., психодрама); 5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (напр., тест «Дом —дерево —человек»); 6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (напр., цветовой тест Люшера); 7) аддитивные —завершение предложения, рассказа, истории (напр., методика завершения предложения). П. м. возник в результате стремления исследователей наложить ограничения на возможность испытуемого искажать результаты обследования в благоприятном для себя плане, повысить объективность его ответов. В то же время этот метод оставляет возможность искажения результатов со стороны экспериментатора (в виду отсутствия четкой интерпретации полученных результатов). Кроме того, традиционные требования по надежности и валидности к проекционным методикам неприменимы, поэтому строго говоря отнесение их к категории тестов является весьма условным.
Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
Отличительной особенностью
стимульного материала
особенностями поставленной перед респондентом задачи;
Относительно
особенностями обработки и интерпретации результатов.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Классификация проективных методик
Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.
Методики дополнения. Стимульный материал:
Набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К. Г. Юнга).
Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).
Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).
Методики интерпретации. Стимульный материал — набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).
Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», « Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).
Преимущества проективных методик.
- ребенок принимает проективную методику (ПМ) как игру, не осознавая цели ( могут проявиться менее благоприятные черты)