Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 09:50, дипломная работа
Краткое описание
Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника. Объект исследования: произвольное внимание дошкольника. Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников как средство развития произвольного внимания.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Произвольное внимание как часть познавательной сферы дошкольника 1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания 1.2 Характеристика произвольного внимания 1.3 Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 2.1 Игра как ведущая деятельность дошкольника 2.2 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного внимания старшего дошкольника 2.3 Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников 3.1 Констатирующий эксперимент 3.2 Формирующий эксперимент 3.3 Контрольный эксперимент ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ приложениЯ
Подбирается картинка-задачка
с перепутанными предметами (звери с «чужими
хвостами», мамы с «чужими детенышами»
и т.п.) Нужно найти каждому предмету (животному,
человеку) подходящую пару и объяснить
свой выбор.
5. Игра «Мячик-смягчитель»
Дети сидят в кругу. Ведущий
бросает мяч и произносит слово с твердым
окончанием. Ребенок, поймавший мяч, перед
тем как бросить его обратно, произносит
то же слово, но с мягким окончанием: угол,
брат, ел, топ, мел, хор, жар, был, вес, ходит,
прав, шутит, пилит, носит, стал, пар, прав,
врал, мол, дал.
6. Упражнение «Спасибо, до
свидания!»
ЗАНЯТИЕ
16
1. Игра «Бип»
См. занятие 9.
2. Игра «Обратный счет»
См. занятие 11.
3. Игра «Назови соседей»
Играющие сидят в круге. Ведущий
бросает мяч ребенку, называет числа от
0 до 10. Поймавший мяч должен назвать «соседей»,
то есть числа на 1 меньше и на 1 больше.
После этого он возвращает мяч ведущему.
4. Игра «Рыба, птица, зверь»
Дети сидят в круге. Ведущий
указывает по очереди на каждого игрока
и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба,
птица, зверь...» Тот игрок, на котором остановилась
считалочка, должен быстро назвать в данном
случае рыбу.
5. Упражнение «Лабиринт»
(рисунок)
Детям предлагается найти выход
из лабиринта.
6. Итоги занятия (настроение
в цвете)
ЗАНЯТИЕ
17
1. Игра «Имя + прилагательное»
См. занятие 4.
2. Игра «Много — один»
Дети сидят в круге. Ведущий
бросает мяч, называя слово во множественном
числе. Ребенок возвращает мяч и повторяет
слово в единственном числе.
Варианты слов: коты, грачи,
леса, мосты, столбы, дома, блины, глаза,
сады, зонты, коржи, слоны, носы, листы и
т.д.
3. Игра «Четыре стихии»
См. занятие 8.
4. Игра «Запомни свое
место»
Дети становятся в разных углах
комнаты. Каждый ребенок должен запомнить
свое место. По сигналу ведущего (один
хлопок) все бегут со своих мест, собираются
в центре и ходят по кругу. По следующему
сигналу ведущего (два хлопка) дети должны
вернуться на свои места. Местоположение
детей несколько раз меняется.
5. Рассматривание зашумованной
картинки
См. занятие 3.
6. Упражнение «Послушай,
что за окном?»
Ведущий предлагает послушать,
что происходит за окном. Каждый ребенок
должен рассказать, что он слышал.
7. Итоги занятия (настроение
в цвете)
ЗАНЯТИЕ
18
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Игра «Зеваки»
См. занятие 14.
3. Игра «Сколько в слове
слогов»
Дети сидят в круге. Ведущий
бросает мяч ребенку и называет слово.
Ребенок, получивший мяч, называет количество
слогов в этом слове и возвращает мяч ведущему.
Дети берутся за руки, образуя
круг, и по сигналу ведущего начинают движение
по кругу в правую сторону до тех пор, пока
ведущий не произнесет слово-задание.
Если ведущий говорит: «Тропинка», — все
дети становятся друг за другом и кладут
руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий
говорит: «Копна», — дети направляются
к центру круга, выставив руки вперед.
Если ведущий скажет: «Кочки», — дети приседают,
положив руки на голову. Задания ведущим
чередуются.
3. Игра «Утренняя гимнастика»
См. занятие 6.
4. Игра «Хрюши»
См. приложение 7, рис. 9.
Предлагаются бланки с изображениями
поросят, расположенных по 10 в каждом ряду
(12 рядов). Варианты заданий:
а) подчеркни веселых (грустных)
поросят;
б) подчеркни веселых (грустных)
поросят с двумя ушками (одним ушком);
в) подчеркни веселых (грустных)
поросят с двумя (одним) ушками, без челки
(с челкой).
5. Игра «Найди отличия»
Работа с картинками «Снеговики
и матрешки» (См. Приложение, рис.10)
Найди различия (у снеговиков,
у матрешек). Можно играть вдвоем или группой,
называя различия по очереди. Побеждает
тот, кто указал последнее различие.
6. Игра «Послушай, что
за дверью?»
См. занятие 17.
ЗАНЯТИЕ
20
1. Игра «Снежный ком»
См. занятие 1.
2. Упражнение «Окна»
См. приложение, рис. 12.
В одном странном, почти сказочном
городе окна были двух видов: круглые и
квадратные. Посмотрите на рисунок и определите,
каких окон больше: круглых или квадратных?
Постарайтесь сосчитать как можно быстрее
сначала круглые, а затем квадратные окна.
3. «Большая семья»
Мы — большая семья,
Самый младший — это я.
Сразу нас не перечесть.
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Саша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем,—
Говорят, что детский дом.
Посчитай поскорей,
Сколько нас в семье детей?
Вспомни, как зовут детей?
4. «Зайцы и морковки»
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?
5. Упражнение «Буренки»
См. Приложение, рис. 11.
Предлагаются бланки с изображением
буренок, расположенных по 8 в ряду.
• Подчеркни буренок с одним
рогом (с двумя рогами).
• Подчеркни буренок с одним
ушком (с двумя ушками).
6. Игра на пространственную
ориентацию на плоскости.
См. занятие 4.
7. Заключительная беседа
«Почему надо быть внимательным?»
Все дети с удовольствием посещали
занятия, с нетерпением ожидали продолжения,
с восторгом делились впечатлениями с
родителями и сотрудниками дошкольного
образовательного учреждения, что свидетельствует
о высокой степени заинтересованности
и мотивации к изменениям.
Результативность и эффективность
своей работы были выявлены путем контрольного
обследования, проведенного после окончания
курса.
3.3 Контрольный
эксперимент
Контрольный эксперимент проводился
в апреле 2007 года со всеми детьми, которые
участвовали в констатирующем эксперименте.
Цель контрольного
эксперимента: на основании динамики развития
взаимоотношений дошкольников со сверстниками,
выявить эффективность внедрения коррекционно-развивающей
программы.
Для определения
эффективности формирующего эксперимента
нами использовались те же методики, что
и в констатирующем эксперименте. Избранные
протоколы контрольного эксперимента
представлены в Приложении 8.
Сравнив полученные после формирующего
эксперимента результаты использования
методики «Корректурная проба» (См. Таблицы
2-3, Рис. 1-2 Приложения 2), мы можем сказать
о значительном росте уровня объема внимания
и концентрации у детей, участвовавших
в эксперименте.
Высокий уровень сформированности
объема внимания показало 67% (10 чел.) детей,
что выше на 27% (4 чел.) по сравнению с результатами
констатирующего эксперимента. Увеличился
объем внимания у Насти Б. , Ани П., , Вики
С., Алеши Б. . Эти дети зачеркнули за 5 мин
более 400 знаков. Средний уровень составил
33% (5 чел.) дошкольников.
Существенно возрос высокий
уровень развития концентрации внимания
с 33% (5 чел.) до 47% (7 чел.), с 20 (3 чел.) до 7 %
(1 чел.) уменьшился низкий уровень концентрации
внимания. Однако по сравнению с объемом
внимания, уровень развития концентрации
внимания все же ниже. Следует обратить
внимание на необходимость дальнейшей
работы над этой характеристикой произвольного
внимания, так как концентрация на задании
является необходимым условием развития
успешной учебной деятельности младшего
школьника.
Проанализировав результаты,
полученные в результате использования
таблицы Шульце (Таблица 2-3, Рис.1 Приложения
3), мы можем сказать о заметном увеличении
количества детей с высоким уровнем переключаемости
внимания (с 7 (1 чел.) до 40% (6 чел.)). Значительно
снизилась доля детей со средним (с 60 (9
чел.) до 33%(5 чел.)) и низким (с 33(5 чел.) до
7%(1 чел.)) уровнями развития переключаемости
внимания. Это говорит о том, что в результате
эксперимента у детей сформировались
умения распределять внимание на выполнении
сразу нескольких условий, совершать несколько
действий и следить за несколькими независимыми
процессами, не теряя ни одного из них
из поля своего внимания.
Рассмотрев и сравнив, полученные
в результате применения методики на исследование
концентрации и переключаемости внимания
данные, с цифрами констатирующего эксперимента
(См. Таблицы 2, 3, Рис.1,2 Приложения 4), мы
делаем вывод о повышении уровня сформированности
этих характеристик. Так, количество детей
с высоким уровнем концентрации внимания
выросло с 27 (4 чел.) до 47% (7 чел.), переключаемости
внимания – с 33(5 чел.) до 47%(7 чел.). Доля
детей с средним уровнем концентрации
внимания осталась неизменной (47%, 7 чел),
с средним уровнем переключаемости внимания
повысилась с 40 (6 чел.) до 47% (7 чел.). За счет
этого значительно снизились показатели
низкого уровня концентрации и переключаемости
внимания (с 27(4 чел.) до 7%(1 чел.)).
Низкий уровень переключаемости
внимания и концентрации внимания показал
Егор Г. Причиной проблем развития произвольного
внимания является повышенная гиперактивность
ребенка. Родителям мальчика необходимо
обратиться к психологу для получения
рекомендаций по решению данной проблемы.
Воспитателю следует чаще вовлекать Егора
в игры, требующие концентрации и сосредоточенности.
Методика на изучение целенаправленности
показала качественные и количественные
изменения характеристик самостоятельности
и активности, уровня развития целенаправленности
испытуемых (См. Таблицы 2,3, Рис.1 Приложения
5). Для получения достоверных результатов
детям предлагалось сложить пазлы, которые
они не выбрали в констатирующем эксперименте.
Результаты методики показали
значительный рост самостоятельности
и активности при выполнении задания.
Только один ребенок (Егор Г.) не справился
с заданием, остальные дети выполнили
задание до конца, причем 7 детей сложили
картинку целиком самостоятельно, не прибегая
к помощи взрослого, а остальные воспользовались
его небольшими подсказками. Значительно
снизилось количество отвлечений во время
работы, уменьшилось время, затраченное
на выполнение задания.
В итоге уровень детей со стойкой
целенаправленностью вырос с 27(4 чел.) до
47%(7 чел.), количество детей с малоактивной
целенаправленностью осталось неизменным,
доля детей с нестойкой целенаправленностью
снизилась с 27%(4 чел.) до 7%(1 чел.).
В целом динамика развития характеристик,
сравниваемых после проведения констатирующего
и контрольного эксперимента, показана
в Таблице 1-3, Рис.1 Приложения 6.
Высокий уровень развития произвольного
внимания показали 47%(7 чел.). Значительно
повысился уровень развития произвольного
внимания у Насти Б., Вики С., Кирилла Д.,
Марины Н., Алеши Б., Дениса М., Ульяны Ф.
У этих детей произошел как количественный,
так и качественный рост всех показателей.
Эта часть детей отличаются более развитыми
по сравнению с другими умственными процессами.
Нами была прослежена взаимосвязь между
объёмом произвольного внимания ребенка
и сформированностью мыслительных операций,
которая выразилась в более высоком уровне
развития объема внимания у детей с более
высоким уровнем интеллекта. Кроме объема
внимания этими детьми показан рост характеристик
концентрации и переключаемости внимания.
Дети без усилий сосредотачивались на
задании, не отвлекались от его выполнения.
О росте такой характеристики как целенаправленность
у этих детей свидетельствует уровень
развития таких параметров как активность
и самостоятельность. Дети выполняли все
задания с большим интересом. При наличии
трудностей продолжали работать над порученным,
самостоятельно справились со всеми заданиями.
Средний уровень произвольного
внимания показали также 47% (7 чел.) детей.
Эти дети, а именно Артем В., Аня П., Костя
А., Ксюша М., Оксана О., Алина Ж., Жанна Л.,
также показали рост свойств произвольного
внимания, однако здесь необходима дальнейшая
целенаправленная работа по их развитию.
Этих детей следует чаще привлекать к
участию в различных играх с правилами,
позволяющих тренировать различные свойства
произвольного внимания.
Низкий уровень развития произвольного
внимания отмечен у одного ребенка – Егора
Г. Мальчик не может сконцентрироваться
одновременно на нескольких предметах,
удерживать их в уме. Ребенку трудно долго
сохранять внимание, не отвлекаясь и не
ослабляя его, он затрудняется сосредоточивать
внимание по требованию. Мы уже отмечали,
что мальчик отличается повышенной гиперактивностью.
Для развития свойств произвольного внимания
у этого дошкольника следует провести
индивидуальную коррекционную работу
с психологом.
Таким образом, проведенная
нами программа коррекционно-развивающих
занятий оказалась эффективной. Произошло
заметное улучшение по всем основным показателям,
отсюда следует, коррекционно-развивающая
работа с использованием игр с правилами,
реализованная нами с детьми подготовительной
группы, является эффективным средством
развития произвольного внимания.
Итак, мы доказали, что использование
игр с правилами в процессе формирования
произвольного внимания, будет способствовать
улучшению таких характеристик как объем,
концентрация, переключаемость внимания,
целенаправленность. Следовательно, игра
может являться средством развития элементов
произвольного внимания у детей дошкольного
возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей выпускной квалификационной
работе рассмотрена тема «Развитие произвольного
внимания дошкольников в игровой деятельности».
На основании изученной психолого-педагогической
и методической литературы и проведенного
экспериментального исследования мы можем
сделать следующие выводы:
В психологии на сегодняшний
день сохраняется понятие внимания как
определенной стороны или характеристики
всякой деятельности субъекта или, что
является только другим выражением того
же самого, отрицается внимание как самостоятельная
форма психической деятельности.
Внимание обладает определенными
свойствами: объемом, концентрацией и
переключаемостью. Нарушение каждого
из перечисленных свойств приводит к отклонениям
в поведении и деятельности ребенка. Маленький
объем внимания - это невозможность сконцентрироваться
одновременно на нескольких предметах,
удерживать их в уме. Недостаточная концентрация
и устойчивость внимания - ребенку трудно
долго сохранять внимание, не отвлекаясь
и не ослабляя его. Недостаточная избирательность
внимания - ребенок не может сконцентрироваться
именно на той части материала, которая
необходима для решения поставленной
задачи. Плохо развитая переключаемостью
внимания - ребенку трудно переключаться
с выполнения одного вида деятельности
на другой. Плохо развитая способность
распределения внимания - неумение эффективно
(без ошибок) выполнять одновременно несколько
дел. Недостаточная произвольность внимания
- ребенок затрудняется сосредоточивать
внимание по требованию.