Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 09:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного внимания дошкольника.
Объект исследования: произвольное внимание дошкольника.
Предмет исследования: игровая деятельность дошкольников как средство развития произвольного внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Произвольное внимание как часть познавательной сферы дошкольника
1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания
1.2 Характеристика произвольного внимания
1.3 Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Игра как ведущая деятельность дошкольника
2.2 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии произвольного внимания старшего дошкольника
2.3 Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
приложениЯ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 475.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2. Результаты тестирования уровня целенаправленности (контрольный эксперимент)

Имя ребенка

Уровень

активности и самосто-ятельности

Кол-во отвлечений

Время

выполнения

(минут)

Уровень

целенаправленности

 

Настя Б.

высокий

-

17

стойкая целенаправленность

 

Вика С.

высокий

-

16

стойкая целенаправленность

 

Артем В.

средний

1

15

малоактивная

целенаправленность

 

Кирилл Д.

высокий

-

11

стойкая целенаправленность

 

Аня П.

средний

1

16

малоактивная

целенаправленность

 

Костя А.

средний

3

19

малоактивная

целенаправленность

 

Марина Н.

высокий

-

21

стойкая целенаправленность

 

Алеша Б.

высокий

-

16

стойкая целенаправленность

 

Денис М.

высокий

-

16

стойкая целенаправленность

 

Ксюша М.

средний

3

20

малоактивная

целенаправленность

 

Ульяна Ф.

высокий

-

17

стойкая целенаправленность

 

Оксана О.

средний

1

19

малоактивная

целенаправленность

 

Егор Г.

низкий

4

10

нестойкая целенаправленность

 

Алина Ж.

средний

2

17

малоактивная

целенаправленность

 

Жанна Л.

средний

2

22

малоактивная

целенаправленность


 

 

Таблица 3. Сводные результаты исследования уровня целенаправленности

Эксперимент

стойкая целенаправленность

малоактивная

целенаправленность

нестойкая целенаправленность

Констатирующий

4 чел.

27%

7 чел.

47%

4 чел.

27%

Контрольный

7 чел.

47%

7 чел.

47%

1 чел.

7%


 

Рисунок 1. Динамика изменения уровня целенаправленности

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Таблица 1. Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента

Имя ребенка

Объем внимания

(коррек-

турная проба)

Концентра-ция

внимания

(корректурная проба)

переклю-

чаемость

внимания

(Таблица Шульце)

Концентрация

внимания

Переключаемость внимания

Уровень целенаправлен-ности

Уровень произвольного внимания

Настя Б.

средний

средний

высокий

средний

высокий

малоактивная

целенаправлен.

средний

Вика С.

высокий

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Артем В.

средний

средний

низкий

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Кирилл Д.

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Аня П.

средний

высокий

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Костя А.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

нестойкая целенаправлен.

низкий

Марина Н.

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Алеша Б.

высокий

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Денис М.

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Ксюша М.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

нестойкая целенаправлен.

низкий

Ульяна Ф.

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Оксана О.

средний

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Егор Г.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

нестойкая целенаправлен.

низкий

Алина Ж.

средний

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Жанна Л.

низкий

средний

низкий

низкий

низкий

нестойкая целенаправлен.

низкий


 

 

Таблица 2. Сводная таблица результатов контрольного эксперимента

Имя ребенка

Объем внимания

(коррек

турная проба)

Концентра-ция

внимания

(корректурная проба)

переклю-

чаемость

внимания

(Таблица Шульце)

Концентрация

внимания

Переключаемость внимания

Уровень целенаправлен-ности

Уровень произвольного внимания

Настя Б.

высокий

средний

высокий

средний

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Вика С.

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Артем В.

средний

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Кирилл Д.

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Аня П.

высокий

высокий

средний

высокий

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Костя А.

средний

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Марина Н.

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Алеша Б.

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Денис М.

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Ксюша М.

средний

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Ульяна Ф.

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

стойкая целенаправлен.

высокий

Оксана О.

высокий

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Егор Г.

средний

низкий

низкий

низкий

низкий

нестойкая целенаправлен.

низкий

Алина Ж.

высокий

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний

Жанна Л.

средний

средний

средний

средний

средний

малоактивная

целенаправлен.

средний


 

 

Таблица 3 Сводная таблица результатов экспериментального исследования

 

Объем

внимания

(корректурная

проба)

Концентрация

внимания

(корректурная проба)

Переключаемость

внимания

(Таблица Шульце)

Концентрация

внимания

Переключаемость

внимания

Уровень

целенаправлен-ности

Уровень

произвольного

внимания

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

стойкая

малоактивная

нестойкая

высокий

средний

низкий

Констатир.

40

33

27

33

47

20

7

60

33

27

47

27

33

40

27

27

47

27

27

47

27

Контрольн.

67

33

0

47

47

7

40

53

7

47

47

7

47

47

7

47

47

7

47

47

7

                                             

 

Рисунок 1. Динамика изменения уровня развития произвольного внимания

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9. Хрюши

Рисунок 11. Буренки

Рисунок 12

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Протоколы (констатирующий эксперимент)

 

 

Протокол №1

Имя ребенка: Настя Б. Возраст: 6 лет Дата: 06.02.07

Методика 1. Корректурная проба.

1.  буквенный вариант

Результат объема внимания - 372 знака

Пропущено – 14 букв.

уровень объема внимания – средний

уровень концентрации внимания - средний

2.  рисуночный вариант

Результат объема внимания - 384 знака.

Пропущено

а) 3 знака

б) 2 знака

в) 1 знак

г) 3 знака

д) 3 знака

Всего пропущено 12 знаков

уровень объема внимания – средний

уровень концентрации внимания - средний

Методика 2. Красно-черная таблица

Т(1)=24 сек.

Т(2)=37 сек.

Т(3)=80 сек.

Показатель переключаемости внимания =19 сек.

Уровень переключаемости внимания - высокий

Методика 3. Определение концентрации и распределения внимания.

6 пропусков звездочек.

Уровень концентрации – 7 баллов (средний)

Пропущен 1 круг, 1 треугольник.

Уровень переключаемости внимания – 9 баллов (высокий).

Задание выполнялось самостоятельно, без отвлечений.

Методика 4. Определение уровня развития целенаправленности

Пазл «Лиса и журавль»

Кол-во отвлечений – 2

Время выполнения – 20 мин.

Уровень активности и самостоятельности – средний.

Уровень развития целенаправленности – малоактивная целенаправленность.

Уровень развития произвольного внимания – средний уровень.

Протокол №2

Имя ребенка: Костя А. Возраст: 6 лет Дата: 06.02.07

Методика 1. Корректурная проба.

1.  буквенный вариант

Результат объема внимания - 324 знака

Пропущено – 18 букв.

уровень объема внимания – низкий

уровень концентрации внимания - низкий

2.  рисуночный вариант

Результат объема внимания - 337 знака.

Пропущено

а) 4 знака

б) 4 знака

в) 4 знака

г) 4 знака

д) 3 знака

Всего пропущено 19 знаков

уровень объема внимания – низкий

уровень концентрации внимания - низкий

Методика 2. Красно-черная таблица

Т(1)=46 сек.

Т(2)=56 сек.

Т(3)=131 сек.

Показатель переключаемости внимания =29 сек.

Уровень переключаемости внимания - низкий

Методика 3. Определение концентрации и распределения внимания.

10 пропусков звездочек.

Уровень концентрации – 5 баллов (низкий)

Пропущено 7 кругов, 5 треугольников.

Уровень переключаемости внимания – 4 баллов (низкий).

Задание выполнялось с помощью воспитателя, 3 отвлечения.

Методика 4. Определение уровня развития целенаправленности

Пазл «Вершки-корешки»

Кол-во отвлечений – 6

Время выполнения – 23 мин.

Уровень активности и самостоятельности – низкий.

Уровень развития целенаправленности – нестойкая целенаправленность.

Уровень развития произвольного внимания – низкий уровень.

Протокол №3

Имя ребенка: Ксюша М. Возраст: 7 лет Дата: 06.02.07

Методика 1. Корректурная проба.

Информация о работе Экспериментальное исследование по исследованию возможностей игры как средства развития произвольного внимания дошкольников