Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:17, реферат
Проблема изучения развития внимания и мелкой моторики в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии…………….8
1.1. Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………..8
1.2. Особенности развития внимания младших школьников………………...19
1.3 Изучение развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………...23
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте…………………………………………………32
2.1. Организация и методы экспериментального исследования……………...32
2.2 Коррекционная работа направленная на развитие внимания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста……………………………….42
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Таблица 2.18. Результаты оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера у испытуемых контрольной группы на контрольном этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Время |
Количество ошибок |
Качество, % |
Уровень |
1. |
Антон Ж. |
2, 15 |
4 |
20 |
очень низкий |
2. |
Влад П. |
1, 50 |
2 |
50 |
низкий |
3. |
Никита Г. |
1, 59 |
6 |
20 |
очень низкий |
4. |
Настя П. |
1, 28 |
1 |
60 |
средний |
5. |
Гриша Г. |
1, 10 |
0 |
100 |
высокий |
6. |
Андрей Р. |
2, 11 |
1 |
20 |
очень низкий |
7. |
Эльмира О. |
2, 15 |
2 |
20 |
очень низкий |
8. |
Вероника С. |
1, 53 |
3 |
50 |
низкий |
9. |
Лена Г. |
1, 14 |
3 |
60 |
средний |
10. |
Коля Я. |
1, 36 |
2 |
60 |
средний |
11. |
Ира Н. |
2, 04 |
4 |
20 |
очень низкий |
12. |
Данил Д. |
1, 43 |
3 |
50 |
низкий |
В ходе проведенного анализа по результатам оценки устойчивости внимания по методике Пьерона – Рузера нами было выявлено, что у детей экспериментальной группы 67% показали высокий уровень, 25% - средний, 8% -низкий уровень. Результаты контрольной группы так же не изменились. Среди испытуемых контрольной группы высокий уровень у 8% испытуемых, средний уровень – 24%, низкий уровень – 24%, очень низкий уровень у 40% испытуемых.
Таблица 2.19. Результаты обследования развития мелкой и общей двигательной моторики у испытуемых экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Кинетический праксис |
Тактильные ощущения |
Щепоть руки |
Уровень |
1. |
Ира К. |
6 |
4 |
4 |
средний |
2. |
Диана М. |
6 |
6 |
6 |
высокий |
3. |
Вова И. |
6 |
4 |
6 |
высокий |
4. |
Игорь П. |
4 |
4 |
4 |
средний |
5. |
Святослав К. |
4 |
6 |
6 |
высокий |
6. |
Ангелина Н. |
2 |
4 |
4 |
низкий |
7. |
Арина З. |
4 |
6 |
6 |
высокий |
8. |
Люда Д. |
6 |
4 |
4 |
средний |
9. |
Кристина К. |
4 |
6 |
6 |
высокий |
10. |
Сережа К. |
4 |
6 |
4 |
средний |
11. |
Денис С. |
6 |
6 |
6 |
высокий |
12. |
Данил Т. |
6 |
6 |
6 |
высокий |
Таблица 2.20. Результаты обследования развития мелкой и общей двигательной моторики у испытуемых контрольной группы на контрольном этапе исследования
№ |
Испытуемый |
Кинетический праксис |
Тактильные ощущения |
Щепоть руки |
Уровень |
1. |
Антон Ж. |
4 |
6 |
2 |
средний |
2. |
Влад П. |
2 |
2 |
2 |
средний |
3. |
Никита Г. |
2 |
4 |
4 |
средний |
4. |
Настя П. |
4 |
4 |
4 |
средний |
5. |
Гриша Г. |
2 |
4 |
2 |
низкий |
6. |
Андрей Р. |
4 |
2 |
6 |
средний |
7. |
Эльмира О. |
4 |
2 |
2 |
низкий |
8. |
Вероника С. |
4 |
2 |
2 |
низкий |
9. |
Лена Г. |
2 |
4 |
2 |
средний |
10. |
Коля Я. |
6 |
2 |
2 |
средний |
11. |
Ира Н. |
2 |
2 |
4 |
низкий |
12. |
Данил Д. |
2 |
6 |
4 |
средний |
В ходе обследования развития мелкой и общей двигательной моторики у 58% испытуемых экспериментальной группы был выявлен высокий уровень, у 33% испытуемых средний уровень, и лишь у 9% испытуемых экспериментальной группы низкий уровень. Среди участников контрольной группы низкий уровень показали 33% испытуемых, 67% испытуемых показали средний уровень.
Таким образом, исходя из результатов контрольного этапа исследования, мы выявили значительное улучшение результатов экспериментальной группы после проведения формирующего этапа исследования, и можем сделать выод о том, что предложенная нами гипотеза о том, что внимание и мелкая моторика детей младшего школьного возраста будет лучше развиваться, если применять для этого дополнительное образование, в нашем случае, упражнения для развития внимания и кружок по изобразительной деятельности для развития мелкой моторики, подтвердилась.
Итак, внимание обеспечивает целенаправленность и сосредоточенность познавательной деятельности человека, усиливает восприятие и память, активизирует мышление. Поэтому чрезвычайно важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития.
Наличие внимания в учении играет большую роль. Внимательно слушая объяснения учителя на уроке, ученик лучше воспринимает, понимает и запоминает его содержание. Главная задача - постоянно поддерживать умственную активность учащихся, требующую напряжения внимания. Если ученики на уроке всё время заняты делом, требующим внимания, и учитель контролирует и оценивает их труд, они будут активны и внимательны на протяжении всего урока. Если же мысль учеников бездействует, им становится скучно, они отвлекаются, начинают заниматься посторонними делами.
Внимание учащихся поддерживается четкой организацией всего урока - четкой логикой, темпом урока, уплотненностью (каждую долю секунды на уроке ученик должен иметь определенную умственную нагрузку). Учителю необходимо знать, в чем заключаются особенности внимания младшего школьника, его личностные качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.
Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни - быту, в общении с другими людьми, в спорте, в культуре и т. д. внимание является важнейшим качеством развитого человека.
Высокий уровень его развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека любой профессии. Необходимо это качество и школьникам для успешного овладения знаниями и практической деятельностью. К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира и приучить детей держать эти двери открытыми дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Ученик, который не умеет на уроке выслушать объяснение учителя, поскольку его мысли в это время где-то далеко, или его «внимание» постоянно отключается, воспримет поступающую информацию частично, с пробелами или искажениями, или же вообще ее не воспримет. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение основных свойств внимания[26].
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно-обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического - развитостью логического внимания.
Были изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастная особенность младших школьников -сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.
Была проведена экспериментально-
Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ