Эмоциональный интеллект алкоголиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — выявление особенностей эмоционального интеллекта алкоголиков.
Задачи:
1. Определить теоретические основы эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, выявить и охарактеризовать отдельные характеристики;
2. Выявить общий уровень эмоционального интеллекта алкоголиков;

Вложенные файлы: 1 файл

начало.docx

— 79.11 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2  Алкоголизм как болезнь

 

Систематическое потребление спиртных напитков вызывает постепенную перестройку  организма. Спустя примерно 5—7 лет  после начала систематического потребления  появляется первый симптом болезни  — «потеря контроля за количеством  выпитого». На этой стадии человек уже  не в состоянии «пить, как все», т. е. сознательно контролировать количество принимаемого алкоголя и тем самым не переступать определенного порога, за которым наступает реакция отравления или резко изменяется поведение. Но со временем даже малая доза вызывает непреодолимое желание новых и новых доз алкоголя, которое некоторые авторы сравнивают с чувством голода после приема инсулина или с возникновением зуда при крапивнице. Такое употребление алкоголя все чаще заканчивается состоянием тяжелого алкогольного наркоза, выйдя из которого больные сначала частично, а в поздних стадиях болезни и полностью (полная амнезия) не могут восстановить в памяти события недавней выпивки.

Вслед за «потерей контроля» появляются признаки абстинентного (похмельного) синдрома, или синдрома лишения, впервые  подробно описанного видным отечественным психиатром С. Г. Жислиным. Явления абстиненции проявляются у больных хроническим алкоголизмом при падении уровня алкоголя в крови: в начальных стадиях — спустя 8—12 часов после выраженного опьянения (обычно наутро после алкогольного эксцесса); затем в ходе болезни это время сокращается, и в поздних стадиях явления абстиненции могут наступать через 1—3 часа после прерывания запоя.

Состояние абстиненции характеризуется  тяжелыми физическими и неврологическими расстройствами: больные испытывают крайнюю слабость, выраженное дрожание (тремор) рук, сердцебиение, одышку. [6, 239]. Все это сопровождается расстройством сна, подавленным     настроением, раздражительностью. Надо заметить, что в отличие от неприятного состояния похмелья, которое испытывают и нормальные субъекты, состояние абстиненции у больных алкоголизмом носит затяжной и мучительный характер. Это и понятно. В норме наблюдается неспецифическая реакция здорового организма на отравление алкоголем. Болезнь же изменяет сам организм, который реагирует уже не столько на отравление, интоксикацию алкоголем, сколько, напротив, на прерывание этой интоксикации. Организм теперь уже нуждается в принятии алкоголя как-необходимого средства для восстановления нарушенной жизнедеятельности. Поэтому абстинентная симптоматика по мере удаления от приема алкоголя не затухает, как в норме, но продолжает нарастать и может держаться в развернутых стадиях болезни до 7—10 дней.

Мучительные для больных проявления абстиненции частично или полностью  снимаются (купируются) только повторным принятием алкоголя. Причем дозы алкоголя, способные снять явления абстиненции, постоянно растут в ходе болезни. Однако повторное потребление алкоголя не только снимает явления абстиненции, но и снова рождает непреодолимое стремление к алкоголю. И нередко утреннее похмеление приводит к новому злоупотреблению, так что к вечеру, вследствие «потери контроля за количеством выпитого», больные вновь приходят в состояние глубокого опьянения. Такой характер употребления алкоголя становится сначала обычным для выходных дней (так называемое пьянство выходного дня), затем распространяется на последующие дни. В исходных стадиях болезни, когда состояние абстиненции возникает от все меньших доз алкоголя и через все более короткое время, появляются тяжелые и длительные запои. Если запои в предыдущих стадиях болезни (псевдозапои) могли прекратиться из-за тех или иных ситуационных моментов (например, из-за отсутствия денег), то запои в исходных стадиях болезни (истинные запои) почти не зависят от внешних обстоятельств и прекращаются главным образом из-за тяжелого соматического состояния и уже физической невозможности принятия спиртных напитков. В запойной стадии алкоголизма на фоне абстиненции возникают и наиболее опасные, психотические проявления болезни: белая горячка, острый алкогольный галлюциноз и др. [6, 240].

Для того чтобы остановить болезнь, необходимо абсолютное воздержание от любых алкогольных напитков. Однако измененная реакция организма на действие алкоголя («потеря контроля», абстинентный синдром и др.) не исчезает даже при длительном и полном воз¬держании. Как подчеркивают психиатры, «алкоголик однажды — алкоголик всегда». Известны факты, когда случайное употребление алкоголя спустя 7—15 лет от начала воздержания приводило к запоям, к рецидиву алкоголизма, причем иногда совершенно неожиданно для самого человека, казалось бы давно избавившегося от болезни и успевшего забыть о ней.

Хроническое отравление алкоголем  приводит не только к появлению признаков  органической потребности в алкоголе, но и к явлениям так называемой алкогольной (токсической) энцефалопатии. К ним в первую очередь относят интеллектуально-мнестическое снижение, колебания внимания, эмоциональную лабильность, истощаемость нервных и психических процессов. В начале болезни эти нарушения выступают в слабой форме и обнаруживаются только в специальном экспериментально-психологическом исследовании. Постепенно признаки энцефалопатии становятся все более отчетливыми, слагаясь иногда в исходной стадии болезни в картину выраженного слабоумия [6, 241].

 

Глава 3. Диагностика эмоционального интеллекта

 

3.1 Выявление общего уровня эмоционального интеллекта алкоголиков

 

Опросник на эмоциональный интеллект  ЭмИн разрабатывался в течение нескольких последних лет. Ранние этапы его  разработки уже были описаны ранее (Люсин, Марютина, Степанова, 2004; Lyusin, 2006), окончательная версия была опубликована в 2006 г.            (Люсин, 2006). В той публикации излагался  теоретический контекст, в который  вписан опросник ЭмИн, и проводился его психометрический анализ на основе ответов 218 испытуемых. Цель настоящей  статьи состоит в том, чтобы сообщить новые данные о психометрических свойствах опросника, полученные в  последнее время и основанные на более крупной выборке в 745 человек.

Представляется, что эмоциональный  интеллект лучше трактовать именно как когнитивную способность  и не включать в него (как это  делается в некоторых моделях) личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию  эмоций, но вместе с тем сами не являются компонентами ЭИ.

Здесь уместна аналогия с личностными  чертами, которые могут влиять на результаты тестов общего интеллекта (например, настойчивость, оптимизм), но тем не менее не входят в структуру интеллектуальных способностей [10, c.266].

Необходимо отметить, что опросники на эмоциональный интеллект, включая и ЭмИн, измеряют не саму способность понимать эмоции или управлять ими, а представления людей о своем эмоцинальном интеллекте. Очевидно, что представления человека о каком-то своем свойстве отличаются от истинной выраженности этого свойства, но измерение представлений о своем ЭИ, с одной стороны, дает важные для психолога сведения о человеке, с другой стороны, предоставляет косвенную информацию и о подлинном уровне его ЭИ. Здесь уместно вспомнить результаты исследований А. Бандуры, показывающие, что самоэффективность (т. е. представления о своей эффективности) связана с реальной эффективностью деятельности. Следовательно, и представления человека о своем ЭИ, его уверенность (или неуверенность) в своей компетентности в данной области, до некоторой степени отражают его ЭИ.

Согласно теоретической модели, лежащей в основе опросника ЭмИн (Люсин, 2004), в его структуре можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный ЭИ (по направленности на свои или чужие эмоции), с другой стороны, способности к пониманию и управлению эмоциями.

В модели выделяются следующие компоненты:

• субшкала ВП – понимание своих  эмоций (способность к осознанию

своих эмоций: их распознавание и  идентификация, понимание причин их

возникновения, способность к вербальному  описанию);

• субшкала ВУ – управление своими эмоциями (способность и

потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать

желательные эмоции и держать под  контролем нежелательные);

• шкала ВЭИ – внутриличностный эмоциональный интеллект

(способность к пониманию собственных  эмоций и управлению ими);

• шкала ПЭ – понимание эмоций (способность к пониманию своих  и

чужих эмоций);

• шкала УЭ – управление эмоциями (способность к управлению

своими и чужими эмоциями) [10, c.15].

Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два ≪измерения≫, пересечение которых дает четыре вида ЭИ (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

 

Межличностный ЭИ

Внутриличностный ЭИ

Понимание эмоций

Понимание чужих эмоций

Понимание своих эмоций

Управление эмоциями

Управление чужими

эмоциями

Управление своими

эмоциями


 

 

Исследование проводилось в период с марта по май 2011 года. Всего в исследовании приняли участие 19 человек (мужчин) в возрасте от 21 до 59 лет. Наше исследование было посвящено исследованию особенностей эмоционального интеллекта при алкогольной зависимости. Изучался не эмоциональный интеллект в целом, а лишь одна его сторона - интраперсональная (внутриличностная), т.е. способности к восприятию, пониманию и регуляции своих эмоций (таблица 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Шкала

Оч. низкое (%)

Низкое (%)

Среднее (%)

Высокое (%)

Оч. высокое (%)

МП

47.4

31.6

5,25

5,25

10.5

МУ

36

21.05

21.05

10.5

10.5

ВП

21.05

31.6

26.3

15.8

5,25

ВУ

15.8

42.1

31.6

5,25

5,25

ВЭ

5,25

10.5

47.4

26.3

10.5

МЭИ

47.4

15.8

26.3

0

10.5

ВЭИ

21.05

31.6

26.3

10.5

10.5

ПЭ

47.4

15.8

15.8

15.8

5,25

УЭ

10.5

31.6

21.05

26.3

10.5

ОЭИ

42.1

21.05

21.05

10.5

10.5


 

Результаты исследования показали наличие низкого уровня проявления эмоционального интеллекта у больных алкоголизмом мужчин. Выявлен низкий уровень понимания чужих эмоций – способности понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и интуитивно. Им тяжело управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Высокие показатели по способности управления чужими эмоциями.

 

 

 

 

    1. Опросник эмоциональной креативности Дж.Эверилла

 

Разные люди обладают разной степенью эмоциональной креативности. Некоторые  люди способны лишь необычным и особенно эффективным образом выражать и  переживать эмоции в рамках уже существующих эмоциональных синдромов. Более  высокий уровень эмоциональной  креативности – модификация стандартных  эмоций. Наиболее креативные люди способны сами создавать новые формы эмоций, меняя правила и представления, на которых эти эмоции основаны. Для измерения эмоциональной  креативности были предложены методики двух типов – опросники, основанные на самоотчете, и задания, напоминающие тесты обычной, ≪когнитивной≫ креативности. Дж. Эвериллом был разработан Опросник эмоциональной креативности (ECI – Emotional Creativity Inventory), отражающий авторскую концепцию измеряемого конструкта. Он состоит из 30 вопросов и включает 3 шкалы – эмоциональная готовность (знания об эмоциях и значение, придаваемое эмоциональной жизни), новизна и аутентичность/эффективность.

В нашем исследовании были выявлены высокие показатели эмоциональной  креативности мужчин-алкоголиков. Данные сравнивались с показателями эмоциональной креативности студентов военного факультета. Мы можем предположить, что малые дозы алкоголя за счет эффектов снятия тревожности, повышения контактности, уменьшения отвлекаемости могут иметь определенное положительное влияние на творческий потенциал человека, однако данные эффекты трудно планируемы, крайне индивидуальны и практически не фиксируемы во времени. Существует стереотип, что в небольших дозах алкоголь стимулирует творческие способности человека. Можно ли делать вывод – алкоголь стимулирует творчество? На эти вопросы пока трудно ответить. Результаты, которые мы получили в нашем исследовании неоднозначны и требуют дальнейшего изучения и уточнения.

Заключение

 

Проблема развития и формирования эмоционального интеллекта требует  дальнейшего изучения, в связи  с наличием спорных и нерешенных вопросов, требующих более глубокого  и разностороннего рассмотрения; в современной науке не существует единого определения и единой концепции эмоционального интеллекта, нет однозначного ответа на вопросы  о его природе, психологической  сущности, закономерностях и условиях формирования. Следовательно, необходим  системный анализ научного знания об эмоциональном интеллекте, включающий обобщение теоретико-методологических подходов к его исследованию, разработку структурно-функциональной модели, выявление  уровней и критериев его сформированности и определение наиболее существенных условий, влияющих на его становление, необходимое для успешной интеграции личности в социальное окружение.

Объединяющей категорией эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности является «творчество». Эмоциональная креативность трактуется как способность к эффективному и аутентичному переживанию эмоций. Основными структурными компонентами эмоциональной креативности являются: подготовленность (обучение пониманию эмоциональных переживаний), новизна (способность переживать необычные, с трудом поддающиеся описанию эмоции), эффективность/аутентичность (умение выражать эмоции искусно и искренне) [2].

Нами было проведено пилотажное исследование, которое было посвящено изучению особенностей эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности  мужчин-алкоголиков. Мы выявили низкий уровень понимания чужих эмоций и высокие показатели эмоциональной креативности. Наши результаты предполагают дальнейшего изучения и уточнения по данной проблеме.

 

 

Библиография

 

  1. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6 Международная научно-практическая конференция 26 -27 ноября 2004 года, г. Смоленск: В 2 ч. – Смоленск: СГПУ, 2004. – Ч.1. – С. 22-26.
  2. И.Н. Андреева //  Социально-психологические проблемы ментальности:  6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. – Ч.1. –с.22-26.
  3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? // Психологический журнал. – Минск, 2006. – № 1.
  4. Андреева И.Н. Эмоциональная креативность и ее отличия от эмоционального интеллекта // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету. – Чернігів: ЧДПУ, 2006. – Випуск 41. – Том 1.
  5. Белова С. С., Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Должна ли диагностика интеллекта и креативности быть культурно-релевантной? // Третья международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: в 2 т. Москва, 20–25 июня 2008 г. С. 198–199.
  6. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301с.
  7. Васильев В.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. – М., 1998. – №4.
  8. Власова О.І. Психологія соціальних здібностей: структура, динаміка, чинники розвитку: Монографія. – К.: «Київський університет», 2005.
  9. Деревянко С.П. (г. Чернигов, Украина)// Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 108-112.
  10. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.
  11. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: «КСП+», 2003.
  12. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1. – №4.
  13. Ушаков Дмитрий Викторович. Структура и динамика интеллектуальных способностей : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2004 370 c. РГБ ОД, 71:05-19/6 Диссертационная работа:
  14. Шапар В.Сучасний тлумачний психологічний словник. – Харків: Прапор, 2005.

Информация о работе Эмоциональный интеллект алкоголиков