Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа
За последнее десятилетие активно разрабатывалась концепция внутренней картины болезни, были разработаны достаточно информативные методы психологической диагностики отношения к болезни при соматической патологии, выполнен большой объем экспериментально-психологических работ на больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, почечной недостаточностью, диабетом и т.д. Любое соматическое заболевание, особенно хроническое или длительно текущее, сопровождается нервно-психическими нарушениями (В.А.Ромасенко, К.А.Скворцов,1961; Е.Ф.Бажин, А.В.Гнездилов,1988; F.Adams,1993; M.Meli,1993). Хроническое заболевание оказывает серьёзное влияние на психологический статус и личностное развитие индивида.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы переживания человеком ситуации хронической болезни ……………………..3
1.1. Переживание как предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………..3
1.2. Анализ психологических исследований по проблеме переживания ситуации хронической болезни………………………………………………….7
1.3. Феноменологическое интервью как метод исследования переживания.....9
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...13
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование переживания ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста……………………………………..15
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...15
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования…………………...16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26
К проблеме переживания первым
в советской психологии обратился
Л.С. Выготский. «Переживание вводится
как единица сознания, где все
основные свойства сознания даны как
таковые, в то время как во внимании,
в мышлении не дано связи сознания».
В другом тексте Выготского читаем:
«Действительной динамической единицей
сознания, то есть полной единицей, из
которой складывается сознание, будет
переживание». Стало быть, переживание,
во-первых, наиболее полная (сравнительно
с другими) величина в структуре
сознания, во-вторых, это динамическая,
то есть движущая поведением, величина
и, наконец, в-третьих, в ней представлена
личность в социальной ситуации развития.
Выготский апробировал это
1.2. Анализ психологических
исследований по проблеме
Любая хроническая болезнь
независимо от того, какова ее биологическая
природа, какой орган или функциональная
система оказывается
Психика хронически больных
приобретает особую специфику, жизненные
ценности получают иные смысловые характеристики,
изменяется самосознание. Содержание
социальной ситуации развития в условиях
болезни складывается из различных
форм личностного переживания
Николаева В.В. отмечает следующие
особенности в жизненной
В результатах экспериментально-
Сопоставление усреднённых профилей личности по данным Миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI) показывает почти одинаковый пик по 6-й шкале и снижение по 9-й, что свидетельствует о ригидности аффективных переживаний, преобладании депрессивных тенденций над сугубо тревожными, снижение уровня мотивации, фиксацию на своих ощущениях, и даже не столько ощущениях, сколько их толковании.
Исследование системы
отношений личности при помощи методики
незаконченных предложений
По данным личностного
опросника Бехтеревского
Ф. Александер отмечает, что многие хронические расстройства вызываются эмоциональными конфликтами, которые возникают в процессе ежедневного существования в результате контакта с внешним миром, из-за сложности социальной жизни. Психосоматический подход к проблемам жизни и болезни осуществляет синтез внутренних физиологических процессов и социальных взаимосвязей индивида. Тщательный анализ жизни пациента может раскрыть источники ранних функциональных расстройств, прежде чем расстройство функции приведёт к различимым изменениям. [23; с. 32].
Изучение личности больного
человека, которое представлено в
работах отечественных и
В работах отечественных психологов сформировался ряд критериев, по которым оцениваются изменения личности больного. Так как они влияют на содержание ВКБ, назовем их. Это следующие пять критериев:
1) изменение содержания
ведущего (главного) мотива деятельности,
формируется новый мотив,
2) замена содержания ведущего
мотива содержанием более
3) снижение уровня
4) сужение основного круга отношений человека с миром, обеднение мотивов;
5) нарушение степени критичности
и снижение уровня
1.3. Феноменологическое интервью
как метод исследования
Феноменология как научное направление началась с тезиса немецкого философа Эдмунда Гуссерля «Назад, к самим вещам!». Феноменология, как метод исследования, предполагает обращение к первичному опыту.
Феноменологический метод
– это базовый метод работы
психологов, опирающихся на гуманитарную
парадигму. Он является основным в таких
направлениях, как экзистенциальное,
гуманистическое, гештальт-подход.
Феномен (греч. «явление», «являющееся») – то, что появляется, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Феноменология утверждает, что подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который только нами и может быть осознан.
Феноменологическое
Целью феноменологического
исследования является ясное осознавание
клиентом той ситуации, которая подвергается
исследованию. Феноменологический метод
основан на принципах фокусирования
сознания на актуальной действительности
и на непосредственном опыте. В ходе
работы человек побуждается к
возможно большей полноте сознавания
текущих мыслей, чувств, телесных ощущений.
У феноменологически
Феноменологический метод состоит в том, чтобы находиться как можно ближе к опыту клиента, пребывать здесь-и-сейчас и не интерпретировать поведение клиента, а помогать ему исследовать и осознавать то, как он воспринимает и осмысляет мир. Другими словами – помогать клиенту узнавать кто он и каково ему. Феноменологический метод – это не только техника, но и отношение. В соответствии с ним, к клиенту следует подходить с любопытством, без предрассудков и, не имея иных целей, кроме исследования его личного опыта. Ф. Джойс и Ш. Силс предлагают рассматривать метод как состоящий из трех основных составляющих.
Вынесение за скобки.
Вынесение за скобки – это попытка осознать концепции, взгляды, установки, суждения, предрассудки, которые психолог неизбежно привносит в процесс взаимодействия с клиентом. Все это он старается как бы сложить по одну сторону себя, а другой стороной повернуться к этому уникальному клиенту и этой уникальной ситуации. Это похоже на процесс, когда после долгой разлуки видишь знакомого человека как-то по-новому, и узнаешь и не узнаешь в одно и то же время. На практике вынести свои взгляды за скобки удается лишь частично. Часто мы видим то, что сами и прогнозируем, ожидаем увидеть, а если обнаруживаем что-то, что не вписывается в нашу концепцию, не замечаем этого или принижаем его значение. Но важно иметь в виду, что то, что я наблюдаю и то, что происходит на самом деле – не одно и то же. Необходимо иметь навык обнаружения своей субъективности: умение различать, что из того, что я наблюдаю, происходит с клиентом в реальности, а что привносится мной и трансформирует это наблюдение. Таким образом, вынести за скобки не означает освободиться от предрассудков, взглядов или реакций. Это попытка избежать опасности преждевременных суждений о значении уникального опыта клиента. Начать практиковать вынесение за скобки рекомендуют с предположения о том, что ваши мнения и суждения не абсолютны, и лучше не спешить делать выводы, не очень держаться за свои взгляды и быть готовым поменять их в случае появления новых данных. Вынесение за скобки напоминает исследование тайны. Психолог старается осмыслить именно эту конкретную ситуацию. Задает вопросы: «Что Вы чувствуете в этой ситуации?» или «Что это для Вас означает?», но не старается подвести клиента к «правильному» ответу, не подталкивает его к какой-либо точке зрения. Важно не задавать ситуации смысл, а позволить ему проявиться.
Описание
Второй навык, необходимый
для феноменологического
Уравнивание
Все происходящее потенциально имеет равную значимость. В феноменологическом исследовании психолог не предполагает никакой иерархии значений в том, что видит и слышит. Важно только наблюдать, как клиент реагирует на появление тех или иных феноменов, какие феномены наполнены большей энергией. Уравнивание дается легче, если нам удается вынести за скобки, и мы свели свои интервенции к описанию того, что есть. В этом случае мы доверяем нашей способности замечать и называть возможные связи. При уравнивании и то, что находится на заднем плане (отсутствует или пропущено), может иметь равную значимость с очевидным.
Выводы
Итак, существуют особые жизненные ситуации - критические, невозможные, - которые могут разрешить только процессы переживания. Переживание следует отличать от традиционного психологического понятия переживания, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию. Переживание представляется как особая деятельность, особая работа, реализуемая внешними и внутренними действиями, по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.