Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:27, курсовая работа
Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.
Введение______________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5
1.1 Определение, критерии и виды толерантности____________________5
1.2 Сущность понятия «профессиональная толерантность»____________12
1.3 Специфика проявления и формирования профессиональной толерантности в младшем школьном возрасте______________________16
Выводы по первой главе________________________________________20
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________21
2.1 Организация и методы исследования____________________________21
2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________________28
2.3 Программа формирования профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста___________________________________35
Выводы по второй главе________________________________________37
Заключение___________________________________________________37
Литература_______________________
Содержание
Введение______________________
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5
1.1 Определение, критерии
и виды толерантности_________________
1.2 Сущность понятия «профессиональная толерантность»____________12
1.3 Специфика проявления
и формирования
Выводы по первой
главе_________________________
Глава II. Эмпирическое
исследование профессиональной толерантности
у младших школьников____________________
2.1 Организация и методы
исследования__________________
2.2 Результаты исследования
профессиональной толерантности у младших
школьников____________________
2.3 Программа формирования
профессиональной
Выводы по второй
главе_________________________
Заключение____________________
Литература____________________
Приложения
Введение
Понятие «толерантность», получившее в XXI веке широчайшее распространение, означает готовность лояльно относиться и позволять существовать мировоззрению, образу мыслей, чувствам, культуре, вероисповеданиям, поведению и прочим особенностям людей, которые не совпадают с собственными, не разделяются и не поддерживаются человеком, но не вредят окружающим. Толерантность признается сегодня актуальнейшей проблемой сосуществования людей во всём мире и в нашей стране в частности.
Вопросами профессиональной толерантности и проблемами толерантности специалистов разных из сфер деятельности в сфере психологии занимались Г.Л. Бардиер, С.К Бондырева, М.В. Кибакин, Г.С. Кожухарь, О.Е. Радченко, Н.В. Самсонова, Л.Ф. Суржикова, Е.С. Сухих, И.Ю. Устинов и др. В то же время следует отметить, что толерантность представителей разных сфер деятельности до сих пор исследована недостаточно, и посему представляет достаточный научный интерес.
Исследование профессиональной толерантности личности позволит выявить как динамику толерантности общества в целом, так и наиболее уязвимые к интолерантности сферы деятельности, труд в которых, возможно, требует регулярной психокоррекционной работы психологов. Это позволит увеличить производительность труда в данных сферах деятельности, а также избежать возможных конфликтов, возникающих по причине проявления различного рода интолерантности в профессиональной деятельности.
Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.
Цель исследования: раскрыть сущность процесса формирования профессиональной толерантности у младших школьников.
Объект исследования: процесс воспитательной работы у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование профессиональной толерантности у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование профессиональной толерантности младших школьников будет осуществляться эффективно, если:
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, анкетирование, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ СОШ №4 г. Бирск, 2А класс
Курсовая работа состоит из двух глав, выводов, заключения, литературы и приложений.
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста.
1.1 Определение, критерии и виды толерантности
Понятие «толерантность» появилось ещё в I-III вв. н.э. в древнеримском обществе. В переводе с латинского tolerantia означает «терпение» [16]. О.Д.Агапов[1] уточняет: «Понятие толерантности в античности в первую очередь означает претерпевание страданий». Выявляя истоки возникновения толерантности, О.Д.Агапов [1] писал, что римляне, прибегая к союзам с пограничными племенами, все чаще шли на уступки местным властям. И вчерашние провинциалы стали осознавать, что именно на них держится империя. Они стали требовать уважения к своему этническому своеобразию, своим верованиям: «Фактически, они требуют от вчерашних господ толерантности, требуют её взамен службы на продолжение дела империи».
Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом их деятельности стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами. В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества. В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей. В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер.
Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где наряду с терпимостью он означает также «допускать». В современном обществе понимание термина «толерантность» неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта.
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [7].
В широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность не пассивна, она активна. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
С.К. Бондырева [9] определяет толерантность как особое отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом».
Декларация принципов толерантности, подписанная в 1995 г. в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, конкретизировала современное понятие толерантности: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [13].
Б.З. Вульфов под толерантностью понимал способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”.
По мнению С.К. Бондыревой, [9] толерантность как отношение – это «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов». А.Г.Сабиров [22] выводит следующее определение толерантности: «В своей основе толерантность есть терпимость к чужим мнениям, действиям, идеям и верованиям. Вместе с тем, толерантность – это не только терпимость, но и готовность человека благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от его собственных убеждений и взглядов. Различие заключается в том, что «терпеть» значит не подвергать критике поступки и мысли других людей, а «относиться толерантно» значит следующее: сам так мыслить и делать не буду, но признаю право других поступать и мыслить так, как они хотят».
Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды).
Критерии |
Показатели |
Устойчивость личности |
Эмоциональная стабильность; |
Эмпатия |
Чувствительность
партнера; |
Дивергентность мышления |
Отсутствие стереотипов,
предрассудков; |
Мобильность поведения |
Отсутствие напряженности
в поведении; |
Социальная активность |
Социальная самоидентификация; |
Эти критерии можно
развить, уточнив, что:
устойчивость личности
— сформированность социально-нравственных
мотивов поведения личности в процессе
взаимодействия с людьми иных этнических
(социальных) общностей;
эмпатия — адекватное
представление о том, что происходит во
внутреннем мире другого человека;
дивергентность
поведения — способность необычно
решать обычные проблемы, задачи (ориентация
на поиск нескольких вариантов решения);
мобильность поведения
— способность к быстрой смене стратегии
или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
социальная активность
— готовность к взаимодействию в различных
социальных межэтнических ситуациях с
целью достижения поставленных целей
и выстраивания конструктивных отношений
в обществе.
Для лучшего понимания толерантности рассмотрим ее классификации, приведенные разными авторами.
Виды толерантности по М.Мацковскому[19]:
1. Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.
2. Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей
3.Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу.
4. Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.
5.Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим
6.Возрастная толерантность – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).
7.Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д
8.Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот.
9.Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.
Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников