Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.

Содержание

Введение______________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5
1.1 Определение, критерии и виды толерантности____________________5
1.2 Сущность понятия «профессиональная толерантность»____________12
1.3 Специфика проявления и формирования профессиональной толерантности в младшем школьном возрасте______________________16
Выводы по первой главе________________________________________20
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________21
2.1 Организация и методы исследования____________________________21
2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________________28
2.3 Программа формирования профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста___________________________________35
Выводы по второй главе________________________________________37
Заключение___________________________________________________37
Литература_______________________

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 139.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение______________________________________________________3

Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5

1.1 Определение, критерии и виды толерантности____________________5

1.2 Сущность понятия  «профессиональная толерантность»____________12

1.3 Специфика проявления  и формирования профессиональной  толерантности в младшем школьном возрасте______________________16

Выводы по первой главе________________________________________20

Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________21

2.1 Организация и методы исследования____________________________21

2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________________28

2.3 Программа формирования  профессиональной толерантности  детей младшего школьного возраста___________________________________35

Выводы по второй главе________________________________________37

Заключение___________________________________________________37

Литература___________________________________________________39

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «толерантность», получившее в XXI веке широчайшее распространение, означает готовность лояльно относиться и позволять существовать мировоззрению, образу мыслей, чувствам, культуре, вероисповеданиям, поведению и прочим особенностям людей, которые не совпадают с собственными, не разделяются и не поддерживаются человеком, но не вредят окружающим. Толерантность признается сегодня актуальнейшей проблемой сосуществования людей во всём мире и в нашей стране в частности.

Вопросами профессиональной толерантности и проблемами толерантности  специалистов разных из сфер деятельности в сфере психологии занимались Г.Л. Бардиер, С.К Бондырева, М.В. Кибакин, Г.С. Кожухарь, О.Е. Радченко, Н.В. Самсонова, Л.Ф. Суржикова, Е.С. Сухих, И.Ю. Устинов и др. В то же время следует отметить, что толерантность представителей разных сфер деятельности до сих пор исследована недостаточно, и посему представляет достаточный научный интерес.

Исследование профессиональной толерантности личности позволит выявить  как динамику толерантности общества в целом, так и наиболее уязвимые к интолерантности сферы деятельности, труд в которых, возможно, требует регулярной психокоррекционной работы психологов. Это позволит увеличить производительность труда в данных сферах деятельности, а также избежать возможных конфликтов, возникающих по причине проявления различного рода интолерантности в профессиональной деятельности.

Актуальность  исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.

Цель  исследования: раскрыть сущность процесса формирования профессиональной толерантности у младших школьников.

Объект  исследования: процесс воспитательной работы у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: формирование профессиональной толерантности у младших школьников.

Гипотеза  исследования: мы предположили, что формирование профессиональной толерантности младших школьников будет осуществляться эффективно, если:

  1. Своевременно будет проведена диагностическая работа;
  2. Будет разработана и внедрена программа формирования профессиональной толерантности с учетом возраста, психологических и половых и индивидуальных особенностей детей.

Задачи  исследования:

  • раскрыть сущность понятия «толерантность», «профессиональная толерантность»;
  • выявить теоретическое и практическое состояние проблемы формирования этнической толерантности у младших школьников;
  • определить сущность работы с младшими школьниками по формированию профессиональной толерантности;

Методы  исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, анкетирование, опытно-экспериментальная работа.

База  исследования: МБОУ СОШ №4 г. Бирск, 2А класс

Курсовая  работа состоит из двух глав, выводов, заключения, литературы и приложений.

 

Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста.

1.1 Определение,  критерии и виды толерантности

Понятие «толерантность»  появилось ещё в I-III вв. н.э. в древнеримском  обществе. В переводе с латинского tolerantia означает «терпение» [16]. О.Д.Агапов[1] уточняет: «Понятие толерантности в античности в первую очередь означает претерпевание страданий». Выявляя истоки возникновения толерантности, О.Д.Агапов [1] писал, что римляне, прибегая к союзам с пограничными племенами, все чаще шли на уступки местным властям. И вчерашние провинциалы стали осознавать, что именно на них держится империя. Они стали требовать уважения к своему этническому своеобразию, своим верованиям: «Фактически, они требуют от вчерашних господ толерантности, требуют её взамен службы на продолжение дела империи».

Позднее толерантность  как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом  их деятельности стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами. В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества. В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей. В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер.

Этимология термина  «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где наряду с терпимостью он означает также «допускать». В современном обществе понимание термина «толерантность» неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта.

В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [7].

В  широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и  поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек  уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

В различных источниках по педагогике и психологии смысл  термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность не пассивна, она активна. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

С.К. Бондырева [9] определяет толерантность как особое отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще – другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом».

Декларация принципов  толерантности, подписанная в 1995 г. в Париже 185 государствами-членами  ЮНЕСКО, конкретизировала современное  понятие толерантности: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур  нашего мира, наших форм самовыражения  и способов проявлений человеческой индивидуальности» [13].

Б.З. Вульфов под  толерантностью понимал способность  человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи  иные менталитет, образ жизни”.

По мнению С.К. Бондыревой, [9] толерантность как отношение – это «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов». А.Г.Сабиров [22] выводит следующее определение толерантности: «В своей основе толерантность есть терпимость к чужим мнениям, действиям, идеям и верованиям. Вместе с тем, толерантность – это не только терпимость, но и готовность человека благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от его собственных убеждений и взглядов. Различие заключается в том, что «терпеть» значит не подвергать критике поступки и мысли других людей, а «относиться толерантно» значит следующее: сам так мыслить и делать не буду, но признаю право других поступать и мыслить так, как они хотят».

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения  самого понятия (толерантность —  активная нравственная позиция и  психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды).

 

 

 

Критерии

Показатели

Устойчивость личности

Эмоциональная стабильность; 
Доброжелательность, вежливость, терпение; 
Социальная ответственность; 
Самостоятельность; 
Социальная релаксация

Эмпатия

Чувствительность  партнера; 
Высокий уровень сопереживания; 
Учтивость; 
Экстравертность; 
Способность к рефлексии

Дивергентность мышления

Отсутствие стереотипов, предрассудков; 
Гибкость мышления; 
Критичность мышления

Мобильность поведения

Отсутствие напряженности  в поведении; 
Отсутствие тревожности; 
Контактируемость, общительность (коммуникабельность); 
Умение найти выход из сложной ситуации; 
Автономность поведения; 
Прогностицизм; 
Динамизм

Социальная  активность

Социальная самоидентификация; 
Социальная адаптированность; 
Креативность; 
Социальный оптимизм; 
Инициативность


Эти критерии можно  развить, уточнив, что: 
устойчивость личности — сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей; 
эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека; 
дивергентность поведения — способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения); 
мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств; 
социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Для лучшего понимания  толерантности рассмотрим ее классификации, приведенные разными авторами.

Виды толерантности  по М.Мацковскому[19]:

1. Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.

2. Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей

3.Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу.

4. Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.

5.Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим

6.Возрастная толерантность – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).

7.Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д

8.Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот.

9.Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников