Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:27, курсовая работа
Актуальность исследования: толерантность как психологическая категория до сих пор остается недостаточно раскрытой. Психология толерантности, предложенная Г.Л. Бардиер в качестве отдельной ветви социальной психологии, только переживает период становления. Недостаточно охарактеризована структура толерантности, её сущностные характеристики и компоненты. Концепции психологии толерантности многообразны и не всегда согласованны, а область профессиональной толерантности до сих пор остаётся практически неисследованной.
Введение______________________________________________________3
Глава I. Теоретический анализ формирования профессиональной толерантности у детей младшего школьного возраста_________________5
1.1 Определение, критерии и виды толерантности____________________5
1.2 Сущность понятия «профессиональная толерантность»____________12
1.3 Специфика проявления и формирования профессиональной толерантности в младшем школьном возрасте______________________16
Выводы по первой главе________________________________________20
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________21
2.1 Организация и методы исследования____________________________21
2.2 Результаты исследования профессиональной толерантности у младших школьников__________________________________________________28
2.3 Программа формирования профессиональной толерантности детей младшего школьного возраста___________________________________35
Выводы по второй главе________________________________________37
Заключение___________________________________________________37
Литература_______________________
метод внушения
самовнушение
Мотивационная сфера
стимулирование
Сфера саморегуляции
метод коррекции поведения
самокоррекция
Предметно-практическая среда
метод воспитывающих ситуаций
Волевая сфера
метод развития инициативы, настойчивости.
Экзистенциональная сфера
метод дилемм и рефлексия
Схема 1. Методы формирования толерантных установок.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.
Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную
эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?».
В воспитании
толерантности нельзя
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.
В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей.
Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д.
Исходным условием
развития толерантности у школьников
является организация их встреч с
разными специалистами в
Вторым основным условием формирования толерантности у школьников является проблематизации отношений подростками к представителям различных профессий. Проблематизация – это искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к представителям разных профессий, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими.
Третье основное
условие – организация
Активные методы
обучения направлены на активизацию
деятельности учащихся и предполагает
активность обучаемых, высокую степень
их вовлеченности в учебный
Выводы по I главе
Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где наряду с терпимостью он означает также «допускать». В современном обществе понимание термина «толерантность» неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта.
В широком смысле
слово «толерантность» означает
терпимость к чужим мнениям и
поступкам, способность относиться
к ним без раздражения. Толерантный
человек уважает убеждения
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Выделяют следующие виды толерантности:
Профессиональная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами).
Толерантность специалистов обусловлена наличием положительного образа их профессиональной группы и способностью принятия всего многообразия существующего общества. Основными чертами толерантного специалиста принято считать ценностные ориентации на терпимость к людям, низкий уровень агрессивности, эмпатию, адекватную самооценку, высокий уровень самоактуализации, широту и гибкость мыслительных процессов, ответственность, способность к рефлексии, высокий самоконтроль, чувство юмора, стратегии компромисса и сотрудничества при решении конфликтных ситуаций
Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников.
2.1 Организация и методы исследования.
Исследованию профессиональной толерантности детей старшего дошкольного возраста предшествовал анализ психодиагностического материала по изучению толерантности у детей. В настоящее время, кроме проективных методик, другие психодиагностические методики, позволяющие изучать профессиональную толерантность в детском возрасте, пока еще не разработаны.
В работе О.А. Спицыной говорится о том, что проективный метод наиболее адекватен рассматриваемому возрасту детей, поскольку степень развития рефлексии и уровень развития речи еще не позволяют ребенку развернуто сообщать о своих переживаниях и проблемах, но наиболее полно они выражаются в проективной форме. Придерживаясь мнения автора, нами были выбраны преимущественно проективные методики диагностики социальной толерантности детей старшего дошкольного возраста.
В нашем исследовании мы использовали методики, предназначенные для изучения профессиональной толерантности детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Методика «Дерево и люди» (авторы О.А. Аникеенок и О.С. Батурина) представляет собой проективную методику. Цель методики заключается в определении межличностной толерантности детей младшего школьного возраста.
В данном случае предлагается измерить неосознаваемую терпимость детей к Другим, опосредованную психологической дистанцией, уровнем доверия и готовности к совместным игровым действиям в воображаемой ситуации. Основой предлагаемой нами методики является «Дерево», изображенное на листе ватмана (размером около 40 см Х 60 см). Дерево как некий живой объект знаком для детей младшего школьного возраста, в первую очередь, восприятие и понимание его символики происходит на бессознательном уровне. Символ дерева в волшебных сказках заключен в защите и исполнении желаний, источнике духовной энергии, развитии человека, его жизни. Ветви дерева отходят от ствола, что является символом единства. Традиционное вертикальное деление дерева может отражать анатомическую структуру: крона – голова, ствол – тело, корни – стопы ног; время жизни: будущее, настоящее, прошлое; структуру личности: дух, душа, плоть и т.п. Применительно к человеку дерево не только символизирует его собственную структуру, но и отражает важнейшие аспекты его жизни: саму жизнь и бессмертие, сопричастность добру и злу, плату за знание.
Представляя себя на ветвях дерева, в особенности на тех, которые направлены к солнцу и находятся на самом верху, ребенок находит защиту, покой, получает положительные эмоции.
Следующим важным элементом методики является набор карточек с изображением разных фигур людей (размером около 5 см Х 5 см).
Для объективности
результатов психолого-
Ход исследования.
1. Следует сначала рассмотреть вместе с ребенком предлагаемые карточки с людьми различных профессий. Целесообразны дополнительные вопросы, способные дать дополнительные результаты диагностического исследования межличностной толерантности. Например такие как: «Кто изображен на карточке?», «Что он делает?», «Хочешь с ним поиграть?», «Он добрый, злой, хороший или плохой?», «Почему?». «Выбери для него подходящую эмоцию» (предоставить ребенку карточки с положительными и отрицательными эмоциями). После того, как все карточки рассмотрены, психолог задает следующие вопросы: «На кого бы ты хотел быть похож? Почему?» и т.д.
2. Затем предлагается
ребенку разделить все
3. После ребенку
предлагается посмотреть на
4. Далее возможна
следующая инструкция для
Верхние ветки –
означают высокий уровень межличностной
толерантности. Середина – средний
уровень межличностной
5. После размещения
людей на ветках следует
Обработка и интерпретация
результатов диагностики
Первую группу составляют те карточки которые ребенок разместил на верхнем уровне дерева. В данном случае отношение к этим людям будет характеризоваться как толерантное, так как ребенок допускает возможным игру, общение с ними, в пространственном отношении ребенок неосознанно находится в доверительной зоне, испытывает симпатию и расположение.
Ко второй
группе будут отнесены те
Третью группу
составляют карточки, которые ребенок
расположил внизу, либо рядом
с деревом. Это значит, что толерантное
отношение ребенка к данным
людям еще не сформировано. В
этой ситуации можно сказать,
что отношение «переходное»
Исследование когнитивного компонента профессиональной толерантности у детей осуществляется по показателям: «признание», «понимание», «идентификация». Показатель когнитивного компонента профессиональной толерантности «идентификация» условно можно отнести и к показателю эмоционального компонента социальной толерантности, так как идентификация это не только когнитивное, но и эмоциональное уподобление другому лицу. Однако развитие идентичности начинается с создания когнитивных моделей, а уже потом в ответ на эти знания появляются чувства.
Информация о работе Эмпирическое исследование профессиональной толерантности у младших школьников