Эффективность использования активных методов обучения иностранному языку в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить эффективность применения активных методов обучения иностранному языку в начальной школе.
Задачи исследования: см. парграфы
1.Рассмотреть в психологической и педагогической литературе проблему формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности;
2.Раскрыть сущность понятия «активные методы обучения»;
3.Установить основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка;
4.Выявить положительное влияние активных методов обучения иностранным языкам на детей младшего школьного возраста;
5.Установить пути повышения активизации обучения английскому языку младших школьников на конкретном учебном материале.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы активизации учебной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка______________________________5
1.1.Проблема формирования познавательного интереса и познавательной активности в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста_5
1.2. Сущность понятия «активные методы обучения» в современной педагогике________________________________________________________11
1.3. Психолого-педагогические основы применения активных методов обучения на уроках иностранного языка в начальной школе______________20
Выводы по главе 1_________________________________________________26
Глава 2. Применение активных методов обучения иностранному языку как условие активизации познавательной деятельности младших школьников__27
2.1. Преимущества практики использования активных методов обучения иностранному языку в начальной школе_______________________________27
2.2. Пути повышения активизации обучения иностранному языку учащихся младшего школьного возраста на конкретном учебном материале_________30
Выводы по главе 2_________________________________________________ 37
Заключение_______________________________________________________38
Список литературы________________________________________________ 40
Приложения______________________________________________________ 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Эффективность применения активных методов обучения иностранному языку в начальной школе.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Ученики: Нет.

Лаура: Есть вершина?

Ученики: Нет.

Лаура: Это цилиндр. Вы загадали цилиндр.

Учитель: Поиграем в вашу любимую игру «Угадайку».Правила игры давайте с вами вспомнили? Какими могут быть ответы?

Ученики (хором): Да, нет.

Учитель: Гена задумал геометрическую фигуру и поделился с секретом с Аленой. Интересно, какой у них секрет? Итак ,задаем вопросы.

Лиза: Гена, скажи, пожалуйста, это фигура?

Гена: Да.

Петя: Эта фигура плоская?

Гена: Нет.

Таня: У этой фигуры есть основание?

Гена: Да.

Тимур: Эта фигура катается?

Гена: Да.

Учиель: Какой следующий вопрос? Думаем, думаем …

Али: У этой фигуры есть вершина?

Гена: Да.

Учитель: Есть вершина, катается только по кругу … Что же это такое? Кто догадался?

Ученики: Это конус!

Приведенные нами примеры из опыта работы учителей показывают, что формирование образной составляющей знания, необходимой для дальнейшего изучения предмета, может обеспечить развитие пространственного мышления, математической речи школьника, а также формирование интереса к учебному предмету.

Мы заметили на практике, что многие проблемы можно решить, подружив ребят с образом. В изучении грамматике неоценимую помощь оказывают «девочка Точка» и ее подружки, «запятая» и т.д. Одновременно у детей развивается речь и появляется интерес к учебе.

На уроках литературы присутствуют образы-фигурки героев, изготовленные детьми различными способами. Ученики дают им советы, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их.

В работе с художественным текстом важная роль отводится прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданные концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребят формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку.

Большую роль играет в учебном процессе раздаточный материал, который изготавливает каждый ученик класса для себя на уроках трудового обучения. Это таблицы, схемы, сборник правил, карточка-помощник, памятка по работе над ошибками по иностранному, русскому языку, математике, литературе.

Метод«любования»- это эмоциональная форма усвоения нового. Можно использовать его на уроках чтения, ИЗО, музыки «Мир вокруг нас», на математике.

Дети выводят  буквы, любуются своими старательно написанными словами. Мы обязательно будем использовать в дальнейшей своей работе этот активный метод.

Метод «Круглый стол» чаще используется при обобщении материала. На занятиях проводится урок-обсуждение. Детям было дано задание написать дома сочинения про зверюшек от имени животных. Сочинения были очень и не очень интересны. Но самое удачное, этот урок был начат журналом, на котором был изображен глаз и вопрос. Глаз зверюшки. Точка зрения. Дети сели кругом взялись за руки, провели аутотренинг:

Мы дружные, мы – смелые,

Мы – умные, веселые,

Работаем успешно,

Овладеем знаниями, конечно.

Мы обсудили пять сочинений. Мы решила отобрать не просто удачные, лучшие работы, а выстроить «лесенку» от работ самых неудачных к удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь по ней, еще раз попробовали преодолеть свои авторские трудности.

Урок-обсуждение детских сочинений обязателен, ради обсуждения, собственно, и пишутся сочинения. На таких уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель.

Сегодня очень  часто педагоги используют метод-проектов. На уроках технологии дети выбирают сами по теме материал, выбирают путь изготовления изделия. Может быть представлено проектирование с исследованием: «История моего города», «Разные кошки - разные характера», «Как вырастить цветок», «Растения Дагестана».

Мы пришла к выводу, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Во всех методах обучения используются приемы. Мы сгруппировали приемы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированное овладение системой знаний и способами деятельности ,согласно этапам организации учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Выводы по главе 2

Активизация деятельности учащихся в значительной мере зависит от учителя, который создает обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Являясь участником общения, преподаватель служит образцом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации.

Наше исследования мы проводили на базе МОУ СОШ № 4 г. Михайловка, Волгоградская область. В нашем эксперементе приняли  участие учащиеся 3 «А» класса.

Мы использовали разнообразные методы исследования: наблюдение беседы, анкетирование, тестирование, анализ работ детей, уроков, внеклассных занятий.

Для определения  исходного уровня лингвистических  способностей мы провели методику «Словесный тест».

В «Словесном тесте» пять различных типов заданий. Экспериментальную  работу ребята выполняли впервые и им трудно было войти в ритм работы. Многие довольно быстро справились с заданием, где были переставлены буквы определенных слов и восстановили их. Трудным для всех оказалось задание: составьте слова, где второй слог первого слова является началом второго. Это задание рассчитано на структурирование и творчество школьников, быстроту мышления. В итоге оказалось, что 9 человек справились с заданием на 20%, 11 человек – на 6%, 1 человек – на 4%.

Для определения  умения школьников 3 «А» класса анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать мы провела методику «Рисунки-варианты»по А.З. Заку (Приложение№2). В констатирующем эксперименте принимали участие 21 учащийся. Первое занятие показало, что первый уровень проявили 17 учащихся. Они решили задачи, где варьируется один элемент.

Четверо учащихся, решили задачи с 1-8, где варьируется  от 1 до 3 элементов. С задачами третьего и четвертого уровня учащиеся не справились. Это довольно низкий показатель творческой активности.

По результатам таблицы 1. Мы можем сделать вывод, что у испытуемых способности анализировать, рассуждать и  планировать находится на низком уровне развитии, средних и высоких показателей нет.

Следующая методика которую мы использовали в своем  эксперименте  была методика «Мой класс, моя учительница» (Приложение № 3). Детям было предложено взять лист бумаги из альбома, цветные карандаши, ластик. Затем попросили учащихся нарисовать свой класс, свою учительницу.

11 детей нарисовали  учительницу яркими цветами в  окружении детей. Начали рисовать  этот рисунок с учительницы,  рядом нарисовали себя и других  детей, взявшихся за руки. Это  выражение положительного отношения  ребенка к учителю, ощущение  своей эмоциональной общности с ним.

У шестерых детей  фигуры детей и учительницы крупные, крупнее всех изображена учительница. Эти рисунки говорят об уверенности  в себе этих школьников, положительном  отношении к одноклассникам и  учительнице.

У двух детей  фигуры детей и учительницы изображены очень маленьких размеров. В этих рисунках проявляется тревожности школьников, негативное отношение к тому, что они рисуют, а это значит к ученикам и учителю. Таких детей мы чаще поощряли, вселяли в них уверенность в себе, создавали ситуации успеха.

У двух детей  учительница изображена небрежно, темными  красками, на рисунке изображена мебель. Рисунок неаккуратный. Эти ученики  выразили свое отрицательное отношение  к школе, к учителям.

Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия.

 

Заключение

В данной исследовательской работе были рассмотрены вопросы активизации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения иностранных языков.

Уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности младших школьников. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести детей к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в школьном обучении является необходимым условием для воспитания высокоинтеллектуальной личности и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки школьников путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание детей младшего школьного возраста.

Активизация деятельности учащихся в значительной мере зависит от учителя, который создает обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Являясь участником общения, преподаватель служит образцом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации.

Эффективность овладения иностранным языком зависит  не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в  гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально - психологической совместимости. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность.

Проанализировав большое разнообразие приемов организации  учебной деятельности, наиболее эффективным можно считать применение активных методов обучения. В младшем школьном возрасте обычно активные методы проявляются в образовательной игре, а также некоторых нетрадиционных методах урока.

Использование активных методов, несомненно, является положительным в обучении иностранному языку. Дети не только изучают язык, но одновременно происходит и формирование раскрепощенной, уверенной в себе личности, способной выйти из любой сложившейся ситуации. Мы считаем, что активные методы обучения могут так же широко применяться и в обучении другим школьным предметам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования. Тезисы докладов. — Пермь, 2003. — 293 с.
  2. Активные методы обучения иностранному (английскому) языку// Нагулина Ксения Владимировна. http://nsportal.ru/nagulina-kseniya-vladimirovna
  3. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - //ЯИШ, 2001, 4.
  4. Борисова Н.В. Блиц-игры и нетрадиционные лекции / Н.В. Борисова, А.А. Соловьева. — М.: ИЦПКПС, 2003. — 235 с.
  5. Бугрин В.П. Технология подготовки и проведения конкретных ситуаций. Обзорная лекция. — М.: ИЦПКПС, 2000. — 338 с.
  6. Гришин Э.А. Некоторые вопросы обучения педагогической технике / Э.А. Гришин, В.А. Кан-Калик, Н.Н. Котельников // Вопросы формирования направленности личности. — Владимир: Влад. пед. ин-т, 2003. — С.12-37.
  7. Гусев А.В. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка - Спб.:, РГПУ, 1997.
  8. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. –М.: Дрофа, 2004.
  9. Коровянский Е.П. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр / Е.П. Коровянский, О.П. Юдина // Вопросы психологии. — 2000. — N 1. — С.112-118.
  10. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. — М., 2001. — 80 с.
  11. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990
  12. Методические указания по классификации методов активного обучения. — К.: КИСИ, 2003. — 278 с.
  13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, 2, 1979г.
  14. Новиков В.П. Организация учебного процесса на основе сквозной деловой игры // Применение АМО в методической работе с кадрами. — Рига: Изд-во ЛГУ, 1983. — 31 с. 
  15. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. – 2007. - №6
  16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностр.языки в школе – 2000. - №2.
  17. Сайт http://www.moi-universitet.ru/effective-school2/ Дистанционный курс «Активные методы обучения».
  18. Самойлова, Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.
  19. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 130.
  20. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации  изучения иностранных языков у школьников в I-IV классах//  Иностранные языки в школе № 6, 2008.

Информация о работе Эффективность использования активных методов обучения иностранному языку в начальных классах