метод свободных
ассоциаций (или «основное правило
психоанализа»)
Интерпретация — толкование
первоисточников конфликтов
Анализ «сопротивления» и «переноса»
Проработка — заключительный
этап (и механизм перестройки психики
при нём)
Техника
работы психоанализа и лечения психических
расстройств изложена в Пяти основных
клинических случаях Фрейда.
Топографическая модель психического
аппарата
Сознание — часть психики,
осознаваемая индивидом — определяет
выбор поведения в общественной среде,
однако не всецело, так как сам выбор поведения
может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антагонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности; при нарушении баланса возможностей и желаний (когда желание не принимается обществом или самим индивидом), происходит проскальзывание информации в сознание посредством снов, оговорок и т. п.(т.
е. через бессознательную сферу).
Бессознательное — психические
силы, лежащие за пределами сознания, но
управляющие поведением человека.
Позднее Фрейд предложил
такую структуру психики:
- Эго («Я»)
- Суперэго («Сверх-Я»)
- Ид («Оно»)
Фрейд выделил и описал
следующие защитные механизмы психики:
- Замещение
- Реактивное
образование
- Компенсация
- Вытеснение
- Отрицание
- Проекция
- Сублимация
- Рационализация
- Регрессия
Позднее Анна Фрейд, а за ней и другие
психоаналитики, существенно расширили
этот список, который ныне насчитывает
около 30 различных механизмов психологической
защиты.
Структуры психики и структурные
механизмы
Фрейд говорит о трёх основных механизмах
психики, которые формируют субъекта:
«отрицание» лежит в основании невротической
личности, «отбрасывание»— психотической
и «отказ» — перверсивной.
- невроз
— отрицание
- психоз
— отбрасывание
- перверсия
— отказ
Комплексы
- Эдипов
комплекс
- Кастрационный комплекс
- Комплекс
Электры
- Комплекс
неполноценности
Психосексуальное развитие
Оральная фаза
От момента рождения до 1,5 лет —
первый этап детской сексуальности, в
которой рот ребёнка выступает в качестве
первичного источника удовлетворения
основной органической потребности и
выражается в процессах сосания, кусания
и глотания. Характеризуется катекцией
(сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.
В самом начале жизни, после
рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего
обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же
является первой областью организма, которой
ребёнок может управлять.
Первым объектом орального компонента
является материнская грудь, удовлетворяющая
потребность младенца в пище. В акте сосания
эротический компонент становится самостоятельным
и заменяется органом собственного тела.
Последующее развитие имеет две цели:
отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных
влечений.[1]
Во время кормления ребёнка
утешают лаской, покачиванием, уговорами.
Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение
и могут ассоциироваться ребёнком с процессом
кормления (удовольствия). Формируются
установки относительно окружающего мира:
доверие — не доверие, зависимость — независимость,
чувство опоры или фатального отсутствия
помощи извне. Формируются навыки любви.
В первые 6 месяцев чрезмерная
или недостаточная стимуляция может привести
к дальнейшей пассивности человека и проявиться
в адаптационных способах, связанных с
демонстрацией беспомощности, излишней
доверчивости, избалованности и в поиске
постоянного одобрения.
Во второй половине фазы акцент
смещается на действие кусания и жевания.
В зависимости от прохождения может выражаться
в любви к спорам, циничности и пессимизму.
Область рта по мнению Фрейда остаётся
важной эрогенной зоной на протяжении
жизни человека и выражается остаточным
оральным поведением — обжорством, курением,
грызением ногтей.
Анальная фаза
(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской
сексуальности, на которой ребёнок учится
контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от
опорожнения и интерес к производимому
процессу. В этот период ребёнок приучается
к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго, как инструмент реализации
потребностей Ид.
Способ приучения к туалету
и реакции родителей определяют формы
самоконтроля и саморегуляции ребёнка.
В случае неадекватных либо
завышенных требований родителей формируются
реакции протеста — «удерживание» (запоры)
или «выталкивания» (плохое пищеварение,
поносы). Эти реакции в последующем трансформируются
в формы характера: анально-удерживающий
(упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающего (беспокойный,
импульсивный, склонный к разрушению).
Фаллическая фаза
(3.5 — 6 лет) — третий этап детской
сексуальности, на которой ребёнок начинает
изучать своё тело, рассматривать и трогать
свои половые органы. Возникает интерес к отношениям
полов, появлению детей. Появляется интерес
к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание
определённой половой роли. Формируется Супер-Эго, как контролирующая часть личности,
отвечающая за соблюдение полученных
норм поведения и следования образу правильного
поведения.
Повышение интереса к гениталиям, может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный
символ этого периода — мужской половой
орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.
У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью.
Препятствием желаний является более
сильный мужчина — его отец. Вступая в
бессознательное соперничество с отцом
мальчик испытывает страх кастрации, как
результат проигрыша борьбы. В возрасте
около 5-6 лет амбвивалентные чувства (любовь
к матери/ненависть к отцу) преодолеваются
и мальчик подавляет свои сексуальные
желания к матери. Одновременно начинается
индентифицикация себя с отцом: подражание
интонациям, высказываниям, перенимание
привычек, установок и норм поведения.
У девочки проявляется любовь
к отцу — комплекс Электры, а также чувство неполноценности
из-за отсутствия пениса. Идентифицируя
себя с матерью она получает бессознательные
чувства сближения с отцом, символический
доступ. Отсутствие пениса не даёт девочке
ощутить себя в равном статусе с отцом,
поэтому вследствии компенсации у неё
возникает потребность в рождении ребёнка.
Латентная фаза
(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской
сексуальности, характеризующийся снижением
полового интереса. Психическая инстанция
«Я» полностью контролирует потребности
«Оно». Будучи оторванной от сексуальной
цели, энергия либидо переносится на несексуальные
цели: учёбу, освоение культурного опыта,
а также на установление дружеских отношений
со сверстниками и взрослыми за пределами
семейного окружения.
Генитальная фаза
(12 до смерти) — пятый
этап, заключительный этап психосексуальной
концепции Фрейда. Обуславливается биологическим
созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального
развития. Происходит прилив сексуальных
сил и агрессивных побуждений. На данном
этапе формируются зрелые сексуальные
отношения. Становится важным поиск своего
места в обществе, выбор полового партнёра,
создание семьи. Происходит освобождение
от авторитета родителей и от привязанности
к ним.
Генитальный характер
Генитальный характер — это совокупность
черт человека, определяющих его мышление,
поведение, образ действий, связанных
с сексуальной жизнью. На уровне зрелой
личности — это способность к гетеросексуальной
любви без чувства вины или конфликтных
переживаний. Зрелой личности присущи
активность в решении жизненных проблем
и умение трудиться, откладывать удовлетворение
на потом, ответственность в сексуальных
и социальных отношениях, забота о других
людях.
Вильгельм Райх противопоставлял понятие
генитальный характер характеру невротическому.
В первом случае индивид может управлять
сексуальной энергией и нормами морали
сообразно ситуации. При невротическом
характере гармония нарушается и происходит
застой либидо из-за ограничений рамок
морали Супер-Эго. Образуется такой панцирь,
который стесняет, контролирует каждое
действие и функционирует автоматически,
не сообразуясь с внешней ситуацией. При
генитальном характере тоже образуется
панцирь, но мышление и действия предопределяются
самим человеком.
Психопатология
Различные психозы включают в себя нарушение
автономных эго-функций (интеграция мышления,
способность к абстрактному мышлению,
отношение к реальности и тестирование
реальности). При депрессиях с психотическими
элементами также может быть нарушена
функция самосохранения (иногда из-за
подавляющего депрессивного аффекта).
При расстройствах интеграции Я (часто
приводящих к тому, что психиатры называют
«несвязанные ассоциации», «перерыв в
течении ассоциаций», «скачка идей», «повторение
бессмысленных слов или фраз» и «ускользание
мыслей») также нарушается развитие самостно-объектных
репрезентаций. По этой причине клинически
психотики также демонстрируют ограничения
в эмоциональном тепле, сочувствии, доверии,
идентичности, близости и / или стабильности
в отношениях (из-за тревоги самостно-объектного
слияния).
Пациенты с ненарушенными автономными
эго-функциями, но имеющие проблемы с объектными
отношениями часто диагностируются как
«пограничные» (borderline). Для пограничных
пациентов также характерны нарушения,
связанные с контролем над импульсами,
аффектами или фантазиями, но их способность
тестировать реальность остается более
или менее неповрежденной. Взрослые, не
испытывающие чувство вины и стыда и демонстрирующие
преступное поведение, как правило, диагностируются
как психопаты, или, согласно DSM-IV-TR, как
люди с антисоциальным расстройством
личности.
Паника, фобии, конверсии, навязчивые
идеи, компульсивные побуждения и депрессии
(аналитики называют их «невротическими
симптомами») не всегда вызваны нарушениями
эго-функций. Наоборот, они вызываются
интрапсихическими конфликтами. Как правило,
эти конфликты связаны с сексуальными
и враждебно-агрессивными желаниями, чувством
вины и стыда, фактами реальной действительности.
Конфликты могут быть и осознанными, и
бессознательными, но в любом случае они
формируют тревожность, депрессивный
аффект и гнев. В конечном итоге различные
элементы конфликта находятся под управлением
защитных механизмов — по своей сути,
защитные механизмы — это «выключающие»
механизмы, благодаря которым человек
не осознает данный элемент конфликта.
«Вытеснение» — термин для обозначения
механизма, который вытесняет определенные
мысли из сознания. «Изоляция аффекта»
— термин для обозначения механизма, который
не позволяет чувству быть осознанным.
Невротические симптомы могут проявляться
как отдельно, так и в сопровождении нарушений
эго-функций, нарушений объектных отношений,
нарушения силы Я. То есть обсессивно-компульсивные
шизофреники или страдающие от панических
атак пациенты с пограничным расстройством
личности — далеко не редкость.
Гуманистическая психология —
направление, возникшее в начале 60-х гг.
XX века в США и позиционируемое его основоположниками
в качестве «третьей силы» в психологии,
альтернативной психоанализу и бихевиоризму.
В его основе лежит философия экзистенциализма,
противопоставлявшая себя внеличностному
«объективному» методу научного познания.
На ее базе А. Маслоу сформулировал ряд
базовых принципов гуманистической психологии.
Первый из них — принцип становления
— предполагает, что потенциал развития
остается неисчерпанным на протяжении
всей человеческой жизни — всякий раз
по достижении определенной цели открываются
новые возможности, имплицитно заложенные
в самой личности. В силу этого человек
по большому счету независим от внешних
условий и свободен в выборе этих возможностей,
одновременно неся всю полноту ответственности
за их реализацию.
Второй принцип — принцип уникальности
каждого индивида и человеческой природы
— подчеркивает первостепенное значения
изучения субъективного опыта конкретной
личности как альтернативы поиску общих
закономерностей и теоретическим обобщениям
аналитических подходов в психологии.
В данном аспекте гуманистическая психология
смыкается с идеями Г. Олпорта. Кроме того,
в этой же логике человек представляет
собой совершенно особый вид живых существ,
кардинально отличающийся от животных.
Следовательно, использование данных,
полученных в экспериментах с животными,
для объяснения человеческого поведения,
как это имеет место в бихевиоризме, совершенно
неправомерно.
Третий принцип — принцип холизма —
провозглашает подход к человеку как к
единому целому. С этой точки зрения дифференциация
человеческого организма и психики и изучение
отдельных компонентов последней (психических
процессов, поведенческих актов и т. д.)
являются неоправданными и искажающими
реальность.
Согласно четвертому принципу — принципу
позитивного отношения к человеческой
природе — все люди по природе своей предрасположены
к добродетели и каждому человеку присуще
творческое начало. Именно оно, с точки
зрения гуманистической психологии, является
главной движущей силой личности, а не
бессознательные и разрушительные импульсы,
как полагал З. Фрейд.
Пятый принцип — психологии психического
здоровья — обосновывает необходимость
концентрации внимания психологов на
изучении здорового человека, поскольку,
по мнению А. Маслоу, исследование исключительно
психической патологии, которым ограничивались
представители других школ, может дать
только однобокую, «увечную» психологию.
Более того, без четких и ясных представлений
о психическом здоровье невозможна по-настоящему
эффективная терапия психических расстройств.