Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности
педагога-психолога школы и их
краткая характеристика……………………
2. Рекомендации по
организации работы СППС с
детьми и подростками,
3. Психолого–педагогическое
сопровождение профильного
4. Психологическое
сопровождение талантливых (
5. Взаимодействие
педагога-психолога школы со
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический
минимум на начальном этапе
обучения в школе …………………………………
6.2. Психодиагностический
минимум при переходе из
6.3. Психодигностический
минимум на этапе перехода
учащихся в профильную школу………
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения…………………………………………………
Приложение 1. Схема
координации деятельности
Приложение 2. Программа
работы СППС школы с учащимися
с проблемным поведением…………………
Приложение 3. Опросник
социально-психологического
Приложение 4. Схема
психологического анализа
Приложение 5. Диагностика
творческих способностей
Приложение 6. Матрица
определения видов одаренности…
Приложение 7. Комплексно-целевая
программа психолого-
Введение
Решение приоритетных
задач учреждений образования,
обеспечивающих получение среднего
образования, требует построения
адекватной системы психолого-
Основная цель деятельности
педагога-психолога в рамках социально
– педагогической и психологической
службы (СППС) учреждения образования
– повышение эффективности
Для достижения
этой цели педагогами-психологами
учреждений образования
изучение личности
учащихся и ученических коллективов
в целях
организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
пропаганда среди
учащихся, педагогов и родителей
здорового
образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
реализация программ
преодоления трудностей в обучении,
создание
условий для получения
коррекционно-развивающей
своевременное выявление
детей и подростков, оказавшихся
в
социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;
ранняя профилактика
отклонений в развитии, поведении,
деятельности и общении несовершеннолетних;
содействие в приобретении
обучающимися, педагогами и
родителями психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
оказание целенаправленного
влияния на формирование
благоприятного социально-
создание психологических
условий для реализации
образовательных программ
(профилизация обучения, работа с одаренными
детьми, идейно-нравственное воспитание
учащихся и пр.).
Психолого-педагогическое
сопровождение на разных этапах (ступенях)
образования имеет
Так, на этапе дошкольного образования важна диагностика раннего развития, содействие развитию и коррекция нарушений в развитии, психологическая подготовка к обучению в школе.
Приоритетными
направлениями сопровождения в
начальной школе являются: определение
готовности к обучению в школе;
В базовой школе
– психологическое обеспечение
адаптации при переходе в среднее
звено школы; поддержка учащихся
в решении задач личностного
и ценностно-смыслового
В старших классах
школы специфика психолого-
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика
психолого–педагогическая диагностика;
здоровьесберегающая деятельность;
коррекционно–развивающая работа;
психолого–педагогическое консультирование;
социально–психологическое обеспечение управленческих процессов;
психологическая профилактика и просвещение;
методическая работа.
Психолого-педагогическая
диагностика
Цель данного
направления деятельности —
Основанием для
проведения
Массовая диагностика
носит ограниченный характер. Основными
в работе педагога-психолога
Первый психодиагностический
минимум проводится в начальный
период обучения в школе в два
этапа. Цель диагностического исследования
на первом этапе – выделение
группы детей, у которых осложненно
протекает процесс адаптации.
На втором этапе проводится
изучение личностных и индивидуальных
особенностей учащихся для выделения
групп детей, находящихся в социально
опасном положении, учащихся
с повышенными
Второй психодиагностический
минимум проводится также в два
этапа – в четвертом и пятом
классах. Основная цель диагностики
в четвертом классе – мониторинг
процесса обучения и уровня обученности
учащихся для организации профилактической
и развивающей работы, подготовки
психолого-педагогических рекомендаций
педагогам средней школы. Цель диагностики
в пятом классе – содействие созданию
благоприятных социально-
Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы.
Другие диагностические
мероприятия могут
Все диагностические
мероприятия с учащимися могут
проводиться только с согласия
родителей или лиц, их
Некоторые диагностические
мероприятия, такие как
Здоровьесберегающая
деятельность
Основная цель данного направления – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.
Формами реализации
данного направления являются: мониторинг
психофизиологического и
Педагог-психолог
на основании данных
В процессе
развивающих мероприятий
Коррекционно-развивающая
работа
Цель данного направления
работы – создание условий для
коррекционно-развивающей
Информация о работе Основные направления деятельности психолога