Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:09, реферат
Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.
1. Развитие религиозных представлений в Древней Греции
1.1 Религия крито-микенского периода
1.2 Культура темных веков
1.3 Религия архаики
1.4 Религия классического периода
1.5 Верования в эпоху эллинизма
2. Развитие религиозных представлений в Древнем Риме
2.1 Зарождение римской религии
2.2 Развитие религии в раннереспубликанский период
2.3 Религия времен пунических войн
2.4 Верования во времена гражданских войн
2.5 Религия империи
Заключение
Список использованной литературы
План:
1. Развитие религиозных представлений в Древней Греции
1.1 Религия крито-микенского периода
1.2 Культура темных веков
1.3 Религия архаики
1.4 Религия классического периода
1.5 Верования в эпоху эллинизма
2. Развитие религиозных представлений в Древнем Риме
2.1 Зарождение римской религии
2.2 Развитие религии в раннереспубликанский период
2.3 Религия времен пунических войн
2.4 Верования во времена гражданских войн
2.5 Религия империи
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Термин «античность» происходит
от латинского слова антиквус –
древний. Им принято называть особый
период развития Греции и Рима, а
также тех земель и народов, которые
находились под их культурным влиянием.
Хронологические рамки этого
периода, как и любого другого
культурно-исторического
Общими для античных государств
были пути социального развития и
особая форма собственности –
античное рабовладение. А также основанная
на ней форма производства. Общей
была их цивилизация с общим историко-
Античность оставила огромный
культурный опыт, интерес к ней
не остывает ни на минуту. В ней еще
столько загадочного, нераскрытого,
это, прежде всего, связано с отдаленностью
нас от нее веками. Особенный интерес
представляет то, каким образом греки
и римляне смогли создать столь
сильные государства с
Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних греков и древних римлян как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.
Можно поставить следующую цель данной работы – охарактеризовать развитие религиозных представлений в Древней Греции и Риме. В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи исследования:
1. проанализировать круг научной литературы по данной проблеме
2. описать историческую
картину, на фоне которой
3. проследить влияние
философии и мифологии в
4. рассмотреть основные
культы древних греков и
5. указать отправителей культов на различных этапах развития религии
6. отразить специфику
религии и культуры вообще
в древнегреческом и
В ходе подготовки курсовой
работы были использованы метод анализа
научной литературы, метод систематизации
и обобщения описания религиозных
представлений в различные
В первой главе рассматривается
зарождение и развитие религиозных
представлений в Древней
Вторая глава посвящена основным этапам развития религиозных представлений римлян. Проследили в данной главе влияние греческой и других религии на развитие римской религии, зарождение и становление своей собственной мифологии, пантеона богов и другое.
В заключение приведены выводы об особенностях религии Древней Греции и Древнего Рима. В ходе подготовки работы было использовано не менее 10 книг. Была использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов: А.Ф.Лосев, Е.М. Штаерман, С.Я. Лурье, Т. Моммзен, М. Нильссон, К. Куманецкий и другие. Основными источниками литературы стали монографии по истории Древней Греции и Древнего Рима.
Так, по истории религии древних греков была взята книга С.Я. Лурье «История Греции». В книге, состоящей из двух частей рассматривается период древней истории от начала греческой цивилизации во 2 тыс. до н.э. до установления македонской гегемонии на Балканах. Значительное внимание уделяется микенской цивилизации, а также периоду после ее крушения – времени темных веков и социальной революции в архаическую эпоху, результатом которой явилось рождение греческого полиса.
Интересна книга К. Куманецкого под названием «История культуры Древней Греции и Рима». Материал построен по хронологическому принципу, по рубрикам, соответствующим тем или иным областям культуры: философии, историографии, поэзии, архитектуре, религиозным верованиям и т.д. Где это возможно, - по принципу персоналий: историков, философов и поэтов.
В работе Поликарпова В.С.
«История религии» религия представляется
в нескольких аспектах, что позволяет
выделить различия и общие ее черты,
сущность и структуру. Автор начинает
с религии в первобытном
Основным источником по истории религии древних римлян стала монография Т. Моммзена «История Рима», подразделенная на 3 части. Она изложена на основе достоверных документах. Здесь дан блистательный анализ событий, свершившихся в важнейший период европейской истории (от периода основания Рима до основания военной монархии). Книга отличается глубиной, точностью и универсальностью.
1. Развитие религиозных представлений в Древней Греции
Античная Греция стала
колыбелью европейской
Традиционно историю древней Греции делят на 5 периодов:
· Эгейский или крито-микенский (III – II тыс. до н.э.),
· Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.),
· Архаический (VIII – VI вв. до н.э.),
· Классический (V – IV вв. до н.э.),
· Эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).
Согласно этим периодам опишем развитие древнегреческой религии.
1.1 Религия крито-микенского периода
Греческая культура складывалась
в эгейскую эпоху и, несомненно, испытывала
влияние крито-микенских
На острове Крите были
найдены таблички, письмена частично
расшифрованы. Сам остров упоминается
в древних египетских текстах, сюжеты
греческих мифов связаны с
ним. Ничего не известно об этнической
принадлежности древнего населения
Крита. Условно население, жившее на
территории Балканского полуострова
до греков, называют пеласгами. У пеласгов
не было ни пирамид, ни грандиозных
храмов, подобных египетским, но у них
уже существовали святилища и
оракулы (предсказатели), которых они
вопрошали о воле богов. Пеласги
были первыми, кто на земле Эллады
оказали серьезное влияние на
религиозные представления
Другим народом, повлиявшим
на становление эллинской культуры
и религии, были финикийцы. Начавшаяся
в конце 2-ого тысячелетия до н.э.
грандиозная финикийская
Но ни египетское, ни ханаанское, ни финикийское и малоазиатское влияние на эллинскую религию, как бы не были они велики, не могли, однако, подавить исконно религиозную основу, которую эллинские переселенцы приняли со своей прародины, и которая укрепилась от общения с пеласгами. Не случайно во главе эллинского пантеона стоит Зевс, бог, метающий молнии, т.е. обладающий чертой бога-грозовика индоарийцев, иранцев, славян и других индоевропейских народов.
«Ахейцы – племена индоевропейского
происхождения – пришли на территорию
Греции около 2000 г. до н.э., являются предками
греков. Это воинственные племена, они
установили свое владычество не только
в городах Микенах и Коринфе,
но и на Крите, на Кикладских и других
островах южной части Эгейского
бассейна. Они внесли в искусство
примитивность и сухость в
противоположность радостному, динамичному
и воздушному искусству критян. По
образцу критского письма микенцы
создали собственную
Так, мы наблюдаем постоянные переселения и завоевания одних народов другими. Об их постоянных передвижениях еще писал великий греческий историк Фукидид. Легендарному поэту-сказителю Гомеру приписывается авторство двух знаменитых эпических поэм «Иллиада» и «Одисея», по которым мы и судим о религиозных представлениях 8-7 вв. до н.э. В этих произведениях описываются события, относящиеся еще к 13 в. до н.э., рисуя жизнь греческих племен при переходе от первобытнообщинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Это происходит в результате развития частной собственности.
А пока еще не произошел
переход, скачок, люди оставались на первобытной
стадии развития. Разнохарактерные силы
природы олицетворялись в виде особых
божеств, с которыми было связано
множество сакральных преданий, мифов.
Эллинская мифология отличается
богатством, причем она сохраняла
и в позднейшие эпохи многие предания
времен родового строя. На протяжении
XXX-XII вв. религиозные представления
населения Греции претерпели многие
изменения. Первоначально исключительным
почитанием пользовались божества, олицетворявшие
силы природы, так как страна жила
земледелием и скотоводством. Особо
чтили Великую богиню (позднее
Деметра, что означает "Мать земли"),
ведавшую плодородием растительного
и животного мира. Ее сопровождало
мужское божество, за ним следовали
второстепенные боги. Культовые обряды
включали приношение жертв и даров,
торжественные процессии и
Естественно, люди того времени
были очень суеверными и в их верованиях
еще сохранялись пережитки
Данные ахейского эпоса
свидетельствуют о
«Таким образом, религия,
как мы ее находим в поэмах Гомера,
не была религией широких масс. Она
была религией узкого аристократического
круга, также унаследованной еще
от микенской цивилизации и
Однако в этом виде олимпийская религия не была религией народных масс. Наряду с ней существовала подлинно народная религия, религия широких масс.
Еще не так давно, говоря о греческой религии, имели в виду греческую мифологию в том завершенном виде, который был ей не только придан гомеровскими поэмами и Гесиодом, но и Значительно более поздними римскими писателями. В действительности религия является одним из источников этой мифологии. Религия в глазах широких масс - это прежде всего обрядность» (Лурье, 123).
1.2 Культура темных веков
Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже четыре столетия.
«Основная отличительная его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны.
Еще одна отличительная черта
субмикенского периода