Древняя Греция и древний Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:09, реферат

Краткое описание

Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.

Содержание

1. Развитие религиозных представлений в Древней Греции
1.1 Религия крито-микенского периода
1.2 Культура темных веков
1.3 Религия архаики
1.4 Религия классического периода
1.5 Верования в эпоху эллинизма
2. Развитие религиозных представлений в Древнем Риме
2.1 Зарождение римской религии
2.2 Развитие религии в раннереспубликанский период
2.3 Религия времен пунических войн
2.4 Верования во времена гражданских войн
2.5 Религия империи
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

религовединье 2.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

План:

1. Развитие религиозных  представлений в Древней Греции

1.1 Религия крито-микенского  периода

1.2 Культура темных веков

1.3 Религия архаики

1.4 Религия классического  периода

1.5 Верования в эпоху  эллинизма

2. Развитие религиозных  представлений в Древнем Риме

2.1 Зарождение римской  религии

2.2 Развитие религии в  раннереспубликанский период

2.3 Религия времен пунических  войн

2.4 Верования во времена  гражданских войн

2.5 Религия империи

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус –  древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а  также тех земель и народов, которые  находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого  периода, как и любого другого  культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования  самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления  античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под  ударом варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и  особая форма собственности –  античное рабовладение. А также основанная на ней форма производства. Общей  была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличие в жизни античных обществ  бесспорных особенностей и различий.

Античность оставила огромный культурный опыт, интерес к ней  не остывает ни на минуту. В ней еще  столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью  нас от нее веками. Особенный интерес  представляет то, каким образом греки  и римляне смогли создать столь  сильные государства с высокоразвитой культурой.

Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних  греков и древних римлян как основу всей античной культуры, к которой  обращаются и сейчас.

Можно поставить следующую  цель данной работы – охарактеризовать развитие религиозных представлений  в Древней Греции и Риме. В соответствии с поставленной целью определим  следующие задачи исследования:

1. проанализировать круг  научной литературы по данной  проблеме

2. описать историческую  картину, на фоне которой зарождались  и развивались религиозные представления

3. проследить влияние  философии и мифологии в становлении  религиозных представлений древних  людей

4. рассмотреть основные  культы древних греков и древних  римлян

5. указать отправителей  культов на различных этапах  развития религии

6. отразить специфику  религии и культуры вообще  в древнегреческом и древнеримском  государствах.

В ходе подготовки курсовой работы были использованы метод анализа  научной литературы, метод систематизации и обобщения описания религиозных  представлений в различные исторические эпохи. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматривается  зарождение и развитие религиозных  представлений в Древней Греции. Здесь же описаны становление  греческого пантеона богов на основе мифологии; культы, доминировавшие на том или ином этапе развития религии, служители культов и т.д.

Вторая глава посвящена  основным этапам развития религиозных  представлений римлян. Проследили в  данной главе влияние греческой  и других религии на развитие римской  религии, зарождение и становление  своей собственной мифологии, пантеона богов и другое.

В заключение приведены выводы об особенностях религии Древней  Греции и Древнего Рима. В ходе подготовки работы было использовано не менее 10 книг. Была использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов: А.Ф.Лосев, Е.М. Штаерман, С.Я. Лурье, Т. Моммзен, М. Нильссон, К. Куманецкий и другие. Основными  источниками литературы стали монографии по истории Древней Греции и Древнего Рима.

Так, по истории религии  древних греков была взята книга  С.Я. Лурье «История Греции». В книге, состоящей из двух частей рассматривается  период древней истории от начала греческой цивилизации во 2 тыс. до н.э. до установления македонской гегемонии  на Балканах. Значительное внимание уделяется  микенской цивилизации, а также  периоду после ее крушения – времени  темных веков и социальной революции  в архаическую эпоху, результатом  которой явилось рождение греческого полиса.

Интересна книга К. Куманецкого  под названием «История культуры Древней Греции и Рима». Материал построен по хронологическому принципу, по рубрикам, соответствующим тем  или иным областям культуры: философии, историографии, поэзии, архитектуре, религиозным  верованиям и т.д. Где это возможно, - по принципу персоналий: историков, философов  и поэтов.

В работе Поликарпова В.С. «История религии» религия представляется в нескольких аспектах, что позволяет  выделить различия и общие ее черты, сущность и структуру. Автор начинает с религии в первобытном обществе и заканчивает современными религиозными учениями и верованиями. Он также  дает исторический анализ религий, которые  имеют общий элемент, общую ценность – это особое отношение к святому, к сакральности.

Основным источником по истории  религии древних римлян стала  монография Т. Моммзена «История Рима», подразделенная на 3 части. Она изложена на основе достоверных документах. Здесь дан блистательный анализ событий, свершившихся в важнейший  период европейской истории (от периода  основания Рима до основания военной  монархии). Книга отличается глубиной, точностью и универсальностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие религиозных  представлений в Древней Греции

 

Античная Греция стала  колыбелью европейской цивилизации  и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или  иной мере нашли свое развитие почти  у всех европейских народов.

Традиционно историю древней  Греции делят на 5 периодов:

·   Эгейский или крито-микенский (III – II тыс. до н.э.),

·   Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.),

·   Архаический (VIII – VI вв. до н.э.),

·   Классический (V – IV вв. до н.э.),

·   Эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

Согласно этим периодам опишем развитие древнегреческой религии.

 

1.1 Религия крито-микенского  периода

 

Греческая культура складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытывала влияние крито-микенских культов  с их женскими божествами. Открытию критской и микенской цивилизаций  мы обязаны выдающимся археологам 20 и 19 вв. – Артуру Эвансу и Генриху  Шлиману.

На острове Крите были найдены таблички, письмена частично расшифрованы. Сам остров упоминается  в древних египетских текстах, сюжеты греческих мифов связаны с  ним. Ничего не известно об этнической принадлежности древнего населения  Крита. Условно население, жившее на территории Балканского полуострова  до греков, называют пеласгами. У пеласгов не было ни пирамид, ни грандиозных  храмов, подобных египетским, но у них  уже существовали святилища и  оракулы (предсказатели), которых они  вопрошали о воле богов. Пеласги  были первыми, кто на земле Эллады оказали серьезное влияние на религиозные представления народов, впоследствии принявших общее имя  – эллины.

Другим народом, повлиявшим на становление эллинской культуры и религии, были финикийцы. Начавшаяся в конце 2-ого тысячелетия до н.э. грандиозная финикийская колонизация, охватив наряду со средиземноморским  побережьем Африки и Иберии (Испании), затронула острова и полуострова, занятые будущими эллинами. Отсюда известный миф о похищении  Зевсом финикийской царевны Европы, которую «царь богов», принявший  образ быка, доставил морем на Крит, чтобы там без помех с ней  соединится. Хотя и минойцы и не были греками, данный миф отражает то, что на будущие европейские народы огромное влияние оказывали азиатские  народы.

Но ни египетское, ни ханаанское, ни финикийское и малоазиатское  влияние на эллинскую религию, как  бы не были они велики, не могли, однако, подавить исконно религиозную основу, которую эллинские переселенцы  приняли со своей прародины, и  которая укрепилась от общения с  пеласгами. Не случайно во главе эллинского пантеона стоит Зевс, бог, метающий молнии, т.е. обладающий чертой бога-грозовика  индоарийцев, иранцев, славян и других индоевропейских народов. 

«Ахейцы – племена индоевропейского происхождения – пришли на территорию Греции около 2000 г. до н.э., являются предками греков. Это воинственные племена, они  установили свое владычество не только в городах Микенах и Коринфе, но и на Крите, на Кикладских и других островах южной части Эгейского  бассейна. Они внесли в искусство  примитивность и сухость в  противоположность радостному, динамичному  и воздушному искусству критян. По образцу критского письма микенцы  создали собственную письменность – для записи текстов на греческом  языке. Памятники ранегреческого письма найдены в архивах дворцов. К XII в. до н.э. Микенская цивилизация  была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами» (История мировой культуры, 250).

Так, мы наблюдаем постоянные переселения и завоевания одних  народов другими. Об их постоянных передвижениях  еще писал великий греческий  историк Фукидид. Легендарному поэту-сказителю  Гомеру приписывается авторство  двух знаменитых эпических поэм «Иллиада»  и «Одисея», по которым мы и судим  о религиозных представлениях 8-7 вв. до н.э. В этих произведениях описываются  события, относящиеся еще к 13 в. до н.э., рисуя жизнь греческих племен при переходе от первобытнообщинного  строя к классовому рабовладельческому обществу. Это происходит в результате развития частной собственности.

А пока еще не произошел  переход, скачок, люди оставались на первобытной  стадии развития. Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано  множество сакральных преданий, мифов. Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохраняла  и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении XXX-XII вв. религиозные представления  населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы, так как страна жила земледелием и скотоводством. Особо  чтили Великую богиню (позднее  Деметра, что означает "Мать земли"), ведавшую плодородием растительного  и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ним следовали  второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы. Культовыми постройками были монументальные здания, дворцы, служившие  одновременно резиденцией царей-жрецов. В жертву могли приносить не только животных, но и людей.

Естественно, люди того времени  были очень суеверными и в их верованиях еще сохранялись пережитки первобытных  религий: фетишизма, анимизма и тотемизма, в прочем они сохранялись в  народной религии до самого конца  античной религии. Так, например греки  верили в существовании духов, живущих  в деревьях, растениях, реках, морях  и т.д. Тотемизм проявляется в  том, что богиня Афина часто изображалась с совой и змеей. Приношение жертв  и чтение молитв происходило первоначально  перед святым камнем, деревом или  столбом. В этом выражаются пережитки  фетишизма.

Данные ахейского эпоса  свидетельствуют о существовании, по их мнению, добрых и злых сил, так  как боги не ко всем людям относились благосклонно. Кто-то был богаче, кто-то беднее, кому-то повезло, кому-то нет. Но и боги сами зависели от судьбы, которая  была в руках богинь Мойр. Боги Гомера сами были похожи на людей и по облику и по характерам со своими слабыми  и сильными сторонами. Они жили своей  жизнью, и скорее были безучастны к  страданиям и волнениям людей. В  отличие от людей боги обладали бессмертием  и магическими силами. Поэтому  простым людям приходилось находить опору в самих себя, в некоторых  случаях лишь обращаться к небесным богам.

«Таким образом, религия, как мы ее находим в поэмах Гомера, не была религией широких масс. Она  была религией узкого аристократического круга, также унаследованной еще  от микенской цивилизации и отражающей общественные отношения этой эпохи. Боги Гомера – это сытые и счастливые аристократы.

Однако в этом виде олимпийская  религия не была религией народных масс. Наряду с ней существовала подлинно народная религия, религия  широких масс.

Еще не так давно, говоря о греческой религии, имели в  виду греческую мифологию в том  завершенном виде, который был  ей не только придан гомеровскими поэмами  и Гесиодом, но и Значительно более  поздними римскими писателями. В действительности религия является одним из источников этой мифологии. Религия в глазах широких масс - это прежде всего  обрядность» (Лурье, 123).

 

1.2 Культура темных веков

 

Дворцовая цивилизация крито-микенской  эпохи сошла с исторической сцены  при загадочных, до конца еще так  и не проясненных обстоятельствах  примерно в конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через  три с половиной и даже четыре столетия.

«Основная отличительная  его черта - удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь  же резкий упадок производительных сил  страны.

Еще одна отличительная черта  субмикенского периода заключалась  в решительном разрыве с традициями микенской эпохи. Наиболее распространенный в микенское время способ захоронения  в камерных гробницах вытесняется  индивидуальными захоронениями  в ящичных могилах (цистах) или  в простых ямах. Ближе к концу  периода во многих местах, например в Аттике, Беотии, на Крите, появляется еще один новый обычай - кремация и сопутствующие ей захоронения  в урнах. В этом опять-таки следует  видеть отступление от традиционных микенских обычаев (господствующим способом погребения в микенскую  эпоху было трупоположение, которое  встречается лишь эпизодически).

Информация о работе Древняя Греция и древний Рим