Ислам: история возникновения, общая характеристика догматика и культа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 08:25, реферат

Краткое описание

Ислам является одной из мировых религий, и по разным данным, к последователям ислама причисляют себя до двадцати трех процентов людей во всем мире. Ислам возник в седьмом веке н.э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога – Аллаха и подчинение его воле.

Содержание

Введение
Пророк Мухаммед
Ислам после смерти Мухаммеда
Династия Омейядов
Династия Аббасидов
Коран и мусульманские доктрины
Мусульманские доктрины
Шариат – основа мусульманского права
Принципы шариата
Фундаментальные принципы ислама
«Столпы» веры
Основные течения в исламе
Хариджизм
Суннизм
Шиизм
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ислам реферат мой.docx

— 76.37 Кб (Скачать файл)

Аллах многократно проявлял и проявляет себя людям в своих  творениях, все существующее на свете  – это чудо, сотворенное Аллахом, его знамения людям.

 

Сотворение мира и человека.

В основе коранических представлений  о сотворении мира лежит значительно  измененный библейский рассказ. Аллах  творил легко. С помощью слова-приказа, покоясь на своем троне, стоявшем на водной поверхности. В Коране несколько  раз повторяется фраза, кратко выражающая суть творения: «Он сотворил небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней; потом утвердился на троне». Небо и земля, которые  сначала были единым целым, были сотворены  за два дня. Небо было создано из дыма, составлено из семи небес, на верхнем был помещен трон Аллаха, а на ближнем – солнце, луна, звезды «башни» (знаки зодиака), светильники, направляющие путь жизни человека и управляемые Аллахом. Четыре дня творилось все, что находится на земле: от «прочно стоящих» гор до созданного из воды всего живого. Земля, растения, ветры, воды, реки, по паре каждого животного – все это было создано для того, чтобы человек благоденствовал.

Сотворенный Аллахом мир  был населен разумными существами – ангелами и джиннами. Ангелы (малаика) – это посланники и слуги Аллаха, исполнители его воли, решений и приказов. Согласно Корану, они сотворены из огня. Ангелы живут на небесах, охраняют рай, окружают трон и престол Аллаха, поют ему хвалу. Они «нисходят» на праведников, оберегают людей, передают пророкам слова Аллаха, следят за делами людей и записывают совершенные ими дела. Ангелы – участники всех стадий посмертного суда и наказания, хранители и стражи ада и рая. 

Ангелы были созданы до человека и пытались отговорить Аллаха создавать Адама, после его сотворения Аллах заставил их пасть ниц перед  человеком, что они и сделали, за исключением Иблиса, который был низвергнут за это с небес и обречен на муки ада. Однако Иблис испросил у Аллаха отсрочку наказания до дня Суда, а сам поклялся вредить Аллаху на Земле и совращать людей: «Я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными». Для совращения людей Иблис использует злых духов – шайтанов, которые отвлекают сынов Адама от благочестивых дел и подбивают на греховные поступки. Поэтому другое его имя – Шайтан, как главы всех злых духов.

Джинны, согласно Корану, были созданы из бездымного огня, они  имеют воздушные или огненные тела, способны принимать любое обличие  и выполнять сложные работы. Джинны обычно враждебны к людям. В Коране рассказывается, что Мухаммед был  послан Аллахом и к людям, и  к джиннам. Часть джиннов, услышав  чтение пророком Корана, уверовала  и стала распространять ислам. Другие же продолжали творить злые дела, следуя за Иблисом и составляя вместе с шайтанами его воинство. Как и все неверующие, они обречены на муки в аду.

Первого человека Адама Аллах  сотворил из праха и «звучащей  глины» в качестве своего заместителя  на земле. Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей  и этим возвысил над ангелами. Адам жил в небесном саду-раю вместе сотворенной для него супругой Хаввой. Они имели там все, что только могли пожелать, но им было запрещено есть плоды с одного из райских деревьев. Иблис сумел проникнуть в райский сад и убедить Адама и его жену, что плоды этого дерева дадут им вечную жизнь и могущество. Соблазнившись, они нарушили запрет Аллаха. Впервые ощутили свою наготу и застыдились ее, а затем в наказание низвергнуты на землю. Однако Аллах простил им содеянное и не лишил их самих и их потомков своего покровительства.

 

Картина мира

Каждому человеку Аллах назначил двух ангелов-хранителей Мункара и Накира, которые ведут учет хорошим и дурным поступкам и после смерти допрашивают человека в могиле о его вере. Праведных мусульман ангелы оставляют в покое, а грешников и неверующих подвергают наказаниям – бьют по лицу и спине, напоминая о муках, уготованных им в аду. Джаханнам, или ад,-это глубокая пропасть, куда ведут семь ворот. Жертвы джаханнама будут гореть в огне: « А те, которые несчастны,- в огне, для них там – вопли и рев».

Шариат – основа мусульманского права

Основой мусульманского права  выступает шариат – комплекс правил, предписаний и обязанностей, основанных прежде всего на принципах вероучения Корана и сунны и закрепляющих гражданские и религиозные нормы мусульман.

Конкретизацией «правильного пути» выступает система правовых норм, разработанных на основе Корана и сунны и составляющих собственно мусульманское право – фикх. В Коране и сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения религиозных обязанностей. Однако в них содержатся очень не много конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношений мусульман. В случае отсутствия в этих источников готовых ответов на конкретные вопросы мусульманские ученые-правоведы – факихи -  выносили суждение по аналогии – кийас. Для окончательного узаконивания нормы требовалось согласное мнение авторитетных лиц – иджма.

В восьмом – девятом  веках в результате споров между  сторонниками различных подходов к  мусульманской системе права  в рамках суннитского ислама сложилось  несколько богословско-правовых школ или толков, называемых масхабами: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Позже к ним добавился пятый канонический мазхаб – богословско-правовая школа джафаритов, который придерживаются в настоящее время все шииты.

Ханафиты.

Это наиболее распространенный в мусульманском мире толк. Его основателем был авторитетнейший персидский факих Абу Ханифа  в восьмом веке. В этом мазхабе Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение учитывается только в том случае, если оно исходит от тех же людей, которые считаются передатчиками достоверных хадисов. Суждение по аналогии иджма может строиться на любом достоверном материале, даже не всегда в порядке его авторитетности, но обязательно с глубоким логическим основанием.  Этот мазхаб, начиная с девятого века, быстро распространился на территориях Анатолии, Балкан, Северного Кавказа, Причерноморья, Поволжья, Средней Азии, Афганистана, Индии, Индонезии.

Маликиты

Маликитский мазхаб возник В Медине, его основателем был Малик ибн Анас в восьмом веке. Главными источниками права, согласно этому мазхабу, являются Коран и сумма, которая рассматривается как продолжение Корана. Сунна не подлежит никакой интерпретации в отношении тех хадисов, которые восходят к сподвижникам Мухаммеда – мединцам, так как иъх сведения признаются полностью достоверными. Канонические тексты Корана и сунны объединяются в единый источник – насс. Как дополнение к насс привлекаются сведения о коллективном опыте мединской общины, о котором не осталось никаких письменных свидетельств, но который сохранился в общественной памяти как действия, бывшие обычными  при Мухаммеде. В настоящее время маликитский мазхаб широко расходуется в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Кувейте и на Бахрейне.

Шафииты

Шафиитский мазхаб был основан на рубеже восьмой – девятый веков имамом Мухаммедом аш-Шафи, жившим в Сирии и Египте. Этот мазхаб сложился под сильным влиянием ханафитского и маликитского мазхабор и воспринял их особенности. Коран и сунна рассматриваются как единый источник:  сунна только дополняет Коран, а не дает параллельный материал для сравнения и выведения среднего решения. Хадисы, исходящие от мединских передатчиков, принимаются безоговорочно. Иджма рассматривается как дополнение к Корану и сунне, но принимаются во внимание только решения мединских ученых-богословов. Благодаря своей упрощенности, шафиитский мазхаб быстро распространился по мусульманским странам и в настоящее время является господствующим в Сирии, Ливане, Палестине и Иордании.

Ханбалиты

Ханбалитская правовая школа, основателем которой был багдадский ученый Ахмад ибн Ханбала в девятом веке, сформировалась к началу одиннадцатого века. В отличие от других мазхабов, ханбалитство возникло как религиозно-политическое движение и уже затем оформилось в догматико-правовую школу. Главными источниками мазхаба ханбалитов являются Коран и сунна пророка, которая была объявлена комментарием к Корану –Ханбалитская правовая школа, основателем которой был багдадский ученый Ахмад ибн Ханбал тафсир. Авторитет хадисов ханбалиты поднимали почти до уровня текста Корана, утверждая, что их необходимо принимать на веру, не задавая вопроса «как?» Ханбалитский мазхаб в настоящее времяофициально принят в Саудовской Аравии.

Джафарийа

Традиция связывает возникновение джафаритского мазхаба с деятельностью шестого шиитского имама Джафара ас-Садика восьмой век. Мазхаб, окончательно сформировавшийся через много лет после смерти имама Джафара, выражает взгляды шиитских рационалистов, установивших четыре корня права, а именно: Коран, собрание преданий – ахбар, иждма и акл. В отличие отсуннитов, джафариты отвергают кийас, а из хадисов  признают только те, что восходят к семье Пророка. Отличительной особенностью джафаритского масхаба является также допустимость временного брака – мута и благоразумного срывания веры – такийа.

 

 

 

 

 

 

 

Принципы шариата

Основные принципы шариата  базируются на представлении, согласно которому све правовые и моральные установки исходят только от Аллаха. Шариат дан человеку раз и навсегда, а потому он совершен, вечен и неизменен. Соответственно, попытка сделать запретным разрешенное, и наоборот, равносильна ширку, то есть приписыванию божественности кому-либо, кроме Аллаха.

В соответствии с шариатом, все действия людей подразделяются на пять категорий:

Фард – обязательное. Действия, вмененные человеку в обязанность как религиозные заповеди, в первую очередь ритуальные предписания и соблюдение основных норм благочестия. Фард разделяют на два вида: фар дайн и фард кифайа. Фар айн – это главные, обязательные действия, которые должен совершать каждый мусульманин, например, пятикратная молитва, пост в месяц рамадан, совершение хаджа и другое. Злостное пренебрежение этими обязательстваи делает человека нечестивцем – фасик.

Мандуб, или мустахаб – рекомендуемое. Действия и поступки, не являющиеся предписанными или обязательными, но совершение которых высоко оценивается окружающими и будет возграждено в Судный день. Это проявление щедрости, милосердия, благочестия, религиозного усердия и т.п. Человек при совершении этих поступков не должен требовать от других благодарности, ибо все это должно делаться по душевной потребности.

Мухаб, или джаиз – дозволенное. Шариат рассматривает эти действия и поступки как нейтральные, они не осуждаются и не поощряются. Это необходимые бытовые действия, не нуждающиеся сами по себе ни в какой оценке. В зависимости от мазхаба одни и теже поступки могут выводиться из категории мухаба или включаться в нее, что вызывает в мусульманском обществе острые дискуссии, вопросы  связанные с живописью и музыкой, способами времяпрепровождения,  возможности следовать европейской манере одеваться и т. д.

Макрух – неприемлемое, недостойное. Эта категория включает поступки и действия, которые не нарушают шариатские правовые нормы, но осуждаются с точки зрения морали. Как макрух оцениваются вызывающее поведение, скупость, жестокость, особенно по отношению к зависимым людям, склонность к роскоши и расточительству, пренебрежение семейными и общинными обязанностями, брак с немусульманкой или с малолетней.

Харам, или махзур – запретное. Греховные действия и поступки, категорически запрещаемые и осуждаемые шариатом. Оценки поступков чрезвычайно различаются не только в зависимости от мазхаба, но и от местных условий и личности факиха-интерпретатора, однако в целом выделяются три категории:

  1. Поступки батил, то есть абсолютно запретные, к которым относятся все явные нарушения закона и религиозных предписаний, нарушения договорных условий и правил торговли, притеснение и произвол, присвоение чужого имущества и т.д.
  2. Поступки фасид – порочные деяния, которые признаются исправленными, если нарушения будут ликвидированы, например: если захвачено чужое имущество, то оно может быть оставлено у захватчика, если владелец согласится на получение какой-либо компенсации.
  3. Поступки сахих – правильные, не содержащие никаких нарушений по форме, но аморальные, преступные или мошеннические по своей сути, например: заключение временного брака мута, продажа оружия разбойникам или мятежникам, заключение мошеннического договора или принесение недействительной клятвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фундаментальные принципы ислама

Пять основных принципов  ислама – Усул ад-дин - корни, основы веры, основательно сформировались в первой половине одиннадцатого века. Это:

  1. Таухид – учение о единобожии.
  2. Адл – вера в божественную справедливость, а православие Аллаха.
  3. Признание пророческой миссии Мухаммеда и предшествовавших пророков.
  4. Вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир.
  5. Учение об имамате/халифате.

Первые четыре догмата  являются общими как для суннитов, так и для шиитов. Главным предметом  расхождения между ними является вопрос о верховенстве власти –  имамате. Шииты провозгласили имамат божественным установлением, не зависящим  от желания людей и принадлежащим  исключительно роду Али.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Столпы» веры

Каждому мусульманину предписано исполнение пяти обязательств, которы образуют пять «столпов» ислама:

Шахада – свидетельство, выражается произнесением молитвенной формулы «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Мусульманин по крайней мере раз в жизне должен произнести эту формулу отчетливо и громко, с пониманием ее смысла и истинной верой в сердце. Во время битв шахада служила боевым кличем. Отсюда возникло понятие шахид – мученик, а первоначально – воин, павший в войне против врагов ислама с шахада на устах. Шахада является одной из главных молитвенных формул и постоянно повторяется при молитве.

Информация о работе Ислам: история возникновения, общая характеристика догматика и культа