Основные школы Шиваизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:16, реферат

Краткое описание

Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, в частности, над змеями, поклонение фаллосу, практика йоги), о чем, например, свидетельствует изображение на табличке из Мохенджо-даро рогатого бога в медитативной позе, иногда называемого «прото-Шивой». Ведийским истоком Шивы является Рудра, бог грома и грозы, внушавший древним ариям непреодолимый ужас.

Содержание

1. Содержание 2

2. Истоки культа Шивы 3

3. Культ Шивы 5

4. Культ Лингама и сила шакти 13

5. Основные школы Шиваизма 15

5.1 Шайва-сиддханта 15

5.2 Пашупата-шиваизм 17

5.3 Вира-шиваизм 19

5.4. Кашмирский шиваизм 21

5.5 Сиддха-сиддханта 23

5.6 Шива-адвайта 25

6. Заключение 27

7. Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ПОПЫТКА РЕФЕРИРОВАНИЙ!!!!!!!!.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

      Садху-пашупаты вызывали чувство религиозного благоговения. Это был путь для смелых, путь, на котором ищущий сбрасывал свое эго и его пропитывала карунья, "сострадательная милость" Господа  Шивы.

Садхана начиналась со строгого этического кодекса, называемого яма-нияма, в котором особенно выделялись брахмачарья, "воздержание", ахимса, "непричинение вреда", и тапас, "аскетизм". Как можно узнать из их писаний, дисциплина пашупатов практиковалась в нескольких стадиях. Сначала они принимали обеты и практиковали между собой особые занятия, в числе которых были смех, пение и танцы в состоянии опьянения Шивой.

      Затем они растворялись в обычном обществе и жили инкогнито. Теперь они намеренно  практиковали абсурдные и даже скандальные действия, чтобы вызвать общественное осуждение — лепетали и фыркали, как слабоумные, ходили, изображая калек, говорили всякую бессмыслицу с дикими жестами. Эта садхана была способом самоочищения, искоренения эгоизма и стремления нравиться публике, друзьям или соседям; она также помогала полностью утвердить в подсознании понимание того, что "нравится" и "не нравится", хорошее и плохое и все подобные человеческие стереотипы мышления и чувствования равны, если твоя любовь к Господу Шиве достаточно сильна. Целью было разорвать все связи с человеческим обществом и со своей собственной человечностью, которая досталась им от рождения.

      Возвращаясь к открытой садхане, они предавались  суровым испытаниям, затем отказывались от всякого действия, чтобы выполнять кундалини-йогу и таким образом достигать постоянной близости к Богу Шиве. Когда союз становился зрелым, они приобретали сверхъестественные силы, такие, как всеведение. Пашупаты верили, что, когда человек прочен в добродетели и способен равнодушно принимать оскорбления и нападки, он безвозвратно утвердился на пути аскетизма.

Пашупатизм —  в первую очередь аскетический путь, который отвергает Диалектическую логику и высоко ценит садхану  как средство привлечения карунъи  Господа Шивы. Ищущие принимают строгие обеты яма-нияма, и их садхана постепенно переходит от "действия" к "недействию". Действия поклонения включают в себя пуджу, покаяния, джапу "Намах Шивайя", ношение на теле священного пепла и демонстрацию отреченной любви к Богу Шиве. Говорят, что эта секта была основана Самим Господом Шивой, который передал учение нескольким махариши.

        Испокон веков глубочайшие учения  пашупатов хранились в секрете  и предназначались только для  посвященных, прошедших испытания  и признанных наиболее достойными. Центральными писаниями пашупатов являются "Пашупата-сутры" (приписываемые досточтимому Лакулише), ком­ментарии Каундиньи к ним, "Панчартха-бхашья" (ок. 500 г.) и "Мригендра-агама".

      Секта капаликов, "носящих черепа", развилась  из пашупатизма. Капаликов, как и  пашупатов, — хотя, возможно, и не совсем безосновательно, — всячески чернили их противники. В худшем варианте они изображаются пьяными и распущенными, практикующими человеческие жертвоприношения и самую черную магию. В седьмом веке еще одна секта выросла из корня традиции пашупатов. Это каламукхи, "чернолицые", которые выработали хорошо организованную социальную структуру в нынешней Карнатаке и в других регионах. Как и ранних пашупатов, их всячески поносили враждебно настроенные комментаторы.

      Сегодня пашупаты, монахи-отшельники, живут в северной Индии и Непале и имеют последователей повсеместно. 
 

4.3 Вира-шиваизм

      Вира-шиваизм  — одна из наиболее динамичных шиваитских школ на сегодняшний день. Вира, или "героические", шиваиты также  известны как лингаяты, "носящие  Лингу". Все они должны постоянно носить Лингу в медальоне на шее.

      Движение  лингаятов защищало угнетенных, восставая  против всевластной брахманической системы. Идя наперекор своему времени, лингаяты отвергали авторитет Вед, кастовую иерархию, систему четырех ашрам, множественность богов, излишне ритуализированное и превозносящее само себя жречество, жертвоприношения животных, кармические оковы, существование внутренних миров, двойственность Бога и души, храмовое богослужение и традиции ритуальной чистоты и нечистоты.

      Первоначальные  идеалы, как бы то ни было, сохраняются  неизменными в лингаятских писаниях, которые делятся на три класса: 1) "Вачаны", 2) исторические записки  и биографии в стихах и 3) специальные  труды по догматическому богословию. К центральным текстам относятся "Вачаны" Ба-саванны, "Мантра-гопья" Алламы Прабху, "Карана-хасуге" Ченнабасаванны и избранные труды под общим названием "Шунья-сампадане".

      Монистически-теистическое учение вира-шиваизма называется шакти-вишишта-адвайта  — вариант ограниченного недуализма, который принимает как различие, так и неразличимость души и Бога, подобных в этом смысле лучам и солнцу. Шива и космическая сила, или существование, — одно и то же ("Ты — Шива и к Шиве ты вернешься"). Однако Шива находится по ту сторону Своего творения, которое реально, не иллюзорно. Бог одновременно материальная и действенная причина. Душа в ее освобожденном состоянии достигает неразделимого союза с Шивой. Вирашайвский святой Ренукачарья сказал: "Как вода в воде, огонь в огне, так и душа, которая растворяется в Высшем Брахмане, не различается как нечто отдельное".

      Истинный  союз и тождественность Шивы (Линги  и души (анги) — это цель жизни, которая описывается как шунья, или ничто, но это ничто не является просто пустотой. Душа сливается с Шивой в конце шатстхалы (шесть ступеней духовного развития ) - пути преданности и покорности, который имеет шесть последовательных этапов: бхакти (преданность), махеша (бескорыстное служение), прасада (искренний поиск милости Шивы), праналинга (восприятие всего как Шивы), тарана (неэгоистическое прибежище в Шиве) и айкъя (единство с Шивой). Каждая стадия подводит ищущего все ближе к цели, пока душа и Бог не сливаются в конечном состоянии постоянного сознания Шивы — так река сливается с океаном.

      К средствам достижения цели вира-шиваизма относятся панъча-ачара (пять заповедей) и ашта-аварана (восемь щитов) для защиты тела как обиталища Господа. Пять заповедей — это лингачара (ежедневное поклонение Шивалинге), садачара (прилежание в выполнении профессиональных обязанностей), шивачара (признание Шивы единственным Богом и равенства между членами общины), бхритьячара (милосердие ко всем существам) и ганачара (защита общины и ее принципов).

      Восемь  щитов — это гуру, Линга, джангама (странствующий монах), падодака (вода, собранная после омовения Линги или стоп гуру), прасада (священное приношение), вибхути (святой пепел), рудракиш (священные бусы) и мантра ("Намах Шивайя"). Чтобы стать вирашайвом, необходимо пройти формальное посвящение (инициацию), которое называется линга-дикша — ритуал, одинаковый для мальчиков и девочек, который заменяет собой церемонию священного шнура и после которого преданный должен поклоняться личному Шивалинге каждый день. Лингаяты придают большое значение этой жизни, равенству всех членов общины (независимо от касты, образования, пола и т. д.), интенсивной общественной занятости и служению общине. Их вера особо выделяет свободу воли, подтверждает наличие цели в мире и не скрывает чистого монотеизма.

      Сегодня вира-шиваизм — это полная жизни  вера, особенно сильная на своей родине в Карнатаке (южная Индия). Около сорока миллионов человек проживают в этом штате, и примерно 25% населения принадлежит к религии вирашайвов. Едва ли найдется в штате деревня, где нет хоть одного джангамы или матхи (монастыря). В случае рождения в семье лингаятов, ребенок при­общается к вере в тот же день: его посещает джангама и надевает на него маленький Шивалингам в медальоне на шнурке. Этот Лингам человек будет носить всю жизнь.

4.4. Кашмирский шиваизм

      Кашмирский  шиваизм, который особенно подчеркивает необходимость признания человеком уже существующего единства с Шивой, является самой последовательно монистической из всех шести школ. Он возник в девятом веке в северной Индии, которая тогда представляла собой мозаику из маленьких феодальных царств.

Шиваизм переживал  ренессанс начиная с шестого  века, и ива был самым популярным из индуистских богов.

      В соответствии с преданием кашмирского  шиваизма, Господь Шива первоначально  установил шестьдесят четыре философских  системы, причем некоторые были монистическими, некоторые дуалистическими и некоторые — монистически-теистическими. Постепенно они были утеряны, и Шива приказал мудрому Дурвасасу оживить знание. "Умом-рожденные" сыновья мудрого Дурвасаса были назначены учить людей философиям: Трьямбака — монизму, Амардака — дуализму и Шринатха — монистическому теизму. Так Трьямбака в незапамятные времена заложил основы кашмирской шиваитской философии.

      Затем, по преданию, Сам Господь Шива почувствовал необходимость разрешить противоречия в интерпретациях Агам и противостоять дуалистическим искажениям древних доктрин монизма. В начале 800-х годов на горе Махадэва близ Шринагара жил Шри Васугупта. Предание сообщает, что однажды ночью Господь Шива явился ему во сне и рассказал, в каком месте в скале вырезано великое священное писание. Проснувшись, Васугупта поспешил к указанному месту и нашел там семьдесят семь кратких сутр, выгравированных на камне, которые он назвал "Шива-сутрами". Васугупта показал "Сутры" своим ученикам. Так философия начала распространяться. На этой письменной основе выросла школа, известная как кашмирский шиваизм, северный шиваизм, пратьябхиджня-даршана ("школа признания") или три-ка-шасана ("система трика"). Трика, "три", относится к тройственному проявлению Божественного: Шива, Шакти и душа, а также к трем собраниям писаний и к ряду других триад.

      Кашмирский  шиваизм дает чрезвычайно богатое  и подробное объяснение человеческой души и предлагает четкий и ясный  путь кундалини-сиддха-йоги к Цели —  осознанию высшего "Я".

      Кашмирский  шиваизм предельно монистичен. Он не отрицает существования личностного  Бога или богов. Но гораздо большее  внимание уделяется личной медитации  и размышлению преданного и его  послушанию гуру. Сотворение души и  мира объясняется как абхаса, "эманирующее сияние" Самого Бога Шивы в Его динамичном аспекте Шакти, или первого импульса (спанды). Как "Я" всего, Шива имманентен и трансцендентен и совершает через Свою Шакти пять действий: творение, сохранение, разрушение, откровение и сокрытие. Кашмирский шиваит не столь сильно озабочен поклонением личностному Богу, сколь достижением трансцендентного состояния сознания Шивы.

      Есть  три упайи, стадии достижения богосознания. Они не последовательны, хотя и зависят  от эволюции преданного. Первая стадия — анавопайя, которая соответствует обычной системе поклонения, йогического усилия и очищения посредством управления дыханием. Вторая стадия — это шакто-пайя, поддержание постоянного осознания Шивы посредством мыслительного различения. Третья стадия — шамбхавопайя; в ней мгновенно достигается богосознание, когда гуру просто сообщает, что сущностью "Я" является Шива. Есть еще и четвертая стадия, анупайя, "отсутствие метода", когда зрелая душа признает, что ничего не надо делать, достигать или осуществлять, кроме как пребывать в своем собственном бытии, которое уже имеет природу Шивы. Осознание зависит от гуру, чья милость есть расцвет садханы. Несмотря на то, что было много знаменитых гуру, из-за географической изоляции Кашмирской Долины и позднейшего мусульманского завоевания кашмирский шиваизм имел относительно мало последователей. Ученые только недавно снова явили его писания миру, опубликовав уцелевшие тексты. Первоначальную парампару в недавние времена представлял Свами Лакшман Джу. Сегодня различные организации по всему миру в какой-то степени распространяют эзотерические учения кашмирского шиваизма. Хотя число формальных последователей точно не определяется, эта школа по-прежнему еще пользуется сильным влиянием в Индии. Многие кашмирские шиваиты покинули раздираемую войной Кашмирскую Долину и осели в Джамму, Нъю-Дели и повсюду в северной Индии. Эта диаспора преданных шиваитов может еще послужить распространению учения в новых регионах.

4.5 Сиддха-сиддханта

      Сиддха-сиддханта, или шиваизм Горакшанатхи, как  принято считать, происходит от линии ранних аскетических орденов Индии. . Эта школа систематизировала практику хатха-йоги и, собственно, создала почти всю хатха-йогу, как она преподается сегодня.

      Натхи этой школы воспринимали внутреннюю и внешнюю вселенные как космическое тело Шивы (махасакара-пинда), как непрерывное расцветание Его как Шакти (энергии) в бесконечность душ, миров и сил. Земля и жизнь, человеческие слабости и человеческая Божественность — все это проявленный Шива. Веря так, эти люди являли человечеству образцы духовной возвышенности и радостной преданности в храмовом служении и в паломничествах. В повседневной жизни, впрочем, они были сосредоточены больше на внутреннем служении и кундалини-йоге. Внутри себя они искали реализации Парасамвида, высшего трансцендентного состояния Шивы.

      В книге "Вивека-мартанда" Горакшанатха дает свое понимание самадхи: "Самадхи  — это название такого состояния  феноменального сознания, в котором  присутствует совершенное осознание  абсолютного единства индивидуальной души и Универсальной Души и в котором наблюдается полное растворение всех ментальных процессов. Как совершенный союз соли и воды достигается через процесс смешения (йоги), так и ум или феноменальное сознание становится абсолютно единым или тождественным с душой через процесс глубочайшей концентрации (йоги) — это и называется состоянием самадхи. Когда индивидуальность индивидуальной души полностью вливается в трансцендентное единство Абсолютного Духа (Шивы) и феноменальное сознание тоже полностью растворяется в Вечном, Бесконечном, Трансцендентном Сознании, тогда в совершенстве осознается и реализуется самара-саттва (фундаментальное единство всех существований) — и это называется самадхи".

      Достигнув самарасаттвы (или самарасы), йог  с тех пор всегда сохраняет  осознание трансцендентного единства Бога, даже тогда, когда он воспринимает обычный материальный мир. Таково в этой системе высшее достижение.

      У школы сиддха-сиддханта есть весьма примечательная концепция кайя-сиддхи, крайне продолжительной жизни и  даже бессмертия для некоторых людей. Считается, что сам Горакшанатха и многие из его последователей живы и сегодня и выполняют свою работу в потаенных местах. Точные методы достижения кайя-сиддхи не описываются в их текстах, но преподаются непосредственно от гуру к ученику.

      Теология  сиддха-сиддханты охватывает как  трансцендентного Шиву (бытие), так  и имманентного Шиву (становление). Шива является действенной и материальной причиной. Творение и конечное возвращение  души и космоса к Шиве описываются  как "пузырьки, возникающие и лопающиеся в воде". Сиддха-сиддханта принимает адвайтистский опыт продвинутых йогов, не отрицая смешанного опыта единства и двойственности в обычных сферах сознания.

Информация о работе Основные школы Шиваизма