Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «хорошее общение» становится универсальной и важнейшей категорией человеческого существования в XXI веке. Умение понимать собеседника в процессе речевого взаимодействия, общаться, не нарушая правил речевого этикета, не наносить «речевого вреда» необходимо каждому из коммуникантов. Однако в современной коммуникативной практике, к сожалению, нередки такие негативные явления, как непонимание, категоричность, нежелание услышать собеседника, проявление речевой агрессии по отношению к партнеру по общению, что можно расценить как коммуникативный промах. Также в непосредственной коммуникации нередки случаи, когда говорящим (пишущим) не удается реализовать свои цели, в результате чего возникают разочарование, обида, а возможно, и конфликт. В подобном случае можно говорить о неудаче в общении, способной нанести вред не только дружеским, но и профессиональным взаимоотношениям, что крайне нежелательно, особенно в общении педагогическом.

Содержание

Введение

3
Глава 1.
Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы
10
1.1.
Определение содержания основных понятий дипломного исследования
10
1.2.
Причины возникновения промахов и неудач в общении
14
1.3.
Способы предупреждения коммуникативных промахов и неудач
20
1.4.
Литературоведческий аспект исследования коммуникативных промахов и неудач в романах И.С. Тургенева «Рудин» и «Отцы и дети»
22
1.4.1.
Исследование образа Дмитрия Рудина (роман «Рудин»)
23
1.4.2.
Исследование образов Евгения Базарова и образа Павла Петровича Кирсанова (роман «Отцы и дети»)
25

Выводы

29
Глава 2.
Обучение студентов-филологов умениям выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин»
31

2.1.
Характеристика формы и содержания констатирующего эксперимента
31
2.1.1.
Анализ результатов анкетирования студентов-филологов
39
2.2.
Характеристика программы опытного обучения
39
2.3
Ход опытного обучения
42
2.4
Характеристика критериев для оценки итогового задания
71
2.5.
Анализ результатов опытного обучения
71
Выводы
84
Заключение 85
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

ПРищепа Ю.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Первое возникшее на его пути препятствие – отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за небогатого человека – приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, что нам надобно теперь делать?» – Наталья слышит: «Разумеется, покориться». И много тогда горьких слов бросает Наталья Рудину: она упрекает его в малодушии, трусости, в том, что его высокие слова далеки от дела. И Рудин чувствует себя жалким и ничтожным перед нею. Он не выдерживает испытания любовью,  обнаруживая свою человеческую неполноценность.

Данная особенность – противоречивость характера Дмитрия Рудина, зачастую порождает столкновения с другими героями, созданный образ является непростым, особенности его речевого поведения приводят к коммуникативным промахам и неудачам во взаимодействии с остальными персонажами романа.

В романе главному герою противопоставлен Лежнев – открыто, прямолинейно. Рудин красноречив – Лежнев обычно немногословен. Рудин не может разобраться в самом себе – Лежнев превосходно понимает людей и без лишних слов помогает близким, благодаря душевному такту и чуткости. Рудин ничего не делает – Лежнев всегда чем-то занят.

Но Лежнев не только антагонист Рудина, он истолкователь героя. Оценки Лежнева не одинаковы в разные моменты, даже противоречивы, но в целом они внушают читателю понимание сложного характера героя и его места в жизни.

Самую высокую оценку Рудину дает, таким образом, его антагонист, человек практического склада. Лежнев награжден и умом, и пониманием людей, но деятельность его ограничена существующим порядком вещей. Автор постоянно подчеркивает его будничность. Он деловит, но для Тургенева невозможно свести весь смысл жизни к деловитости, не одухотворенной высшей идеей.

В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения. Уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь за собой отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной. Такие люди, как Рудин, - носители высоких идеалов, хранители культуры, - служат прогрессу общества, но явно лишены практического потенциала. Ярый противник крепостного права, Рудин оказывался абсолютно беспомощным в осуществлении своего идеала. В русской жизни ему  суждено остаться «странником».

Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на баррикадах Парижа. Вспоминаются слова из рудинского письма к Наталье: «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду...» [14, 73].

 

1.4.2. Исследование образов Евгения Базарова и образа Павла Петровича Кирсанова (роман «Отцы и дети»)

В 1969 году, касаясь истории создания “Отцов и детей”, Тургенев писал: «…в  основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача… В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, едва бродившее начало, которое потом получило название нигилизма» [21, 99].

В этой же статье И.С. Тургенев признается в том, что  он, рисуя Базарова, «исключил из круга его симпатий все художественное» и «придал ему резкость и бесцеремонность тона».

Для И.С. Тургенева Базаров – еще один отрицатель, отрицатель, названный в романе нигилистом, то есть человеком, который, как разъяснил  Тургенев, «ко всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип» [21, 111].

Задумав воплотить в образе мыслей Базарова типичные черты мировоззрения «новых людей» 60-х годов, Тургенев в основу его высказываний по философии и общественно-политическим вопросам положил мысли, развивавшиеся в ряде статей Добролюбова и Чернышевского, а по вопросам научно-естественным – в статьях Писарева.

Базаров, нигилист, представляет «новых людей». Базаров – внук дьячка, сын уездного лекаря. Материалист, нигилист. Говорит он «ленивым, но мужественным голосом», походка  «твердая и стремительно смелая». Говорит ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в  людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». [1, 35].

Базаров отрицает не во имя одного отрицания, он отрицает во имя торжества положительного идеала. Базаров жаждет полезного дела и способен отдаться ему без остатка. А так как сейчас строить новое мешает старое, он уверен в необходимости его разрушения.

Многие из черт Базаров унаследовал от Инсарова, только на этот раз черты эти выписаны Тургеневым ярче.

Любопытно, что писатель внес в Базарова черты духовной освоенности, которая возникла, по мысли Тургенева, вследствие неизбежного в условиях того времени даже для революционеров колебания между верой и неверием в активность народных масс.

Очень сложным и противоречивым было отношение Базарова к крестьянам. Он искал, но не находил общего с ними языка. В то же время Базаров  даже не скрывал, что презирает мужика, «коли  он заслуживает презрения» «в теперешнем своем положении».

Отметим, что последние слова Базарова писатель, очевидно, по цензурным соображениям, не оставил в окончательном тексте романа, но в нем все же сохранилось достаточно намеков на то, что именно крепостное право настолько подавило русского крестьянина, что он теперь «сам себя не понимает» и крайне пассивен. А как раз за эту непонятливость и пассивность и осуждал его Базаров.

При этом взгляды самого Базарова, его жизненная позиция были предопределены, как это подчеркнуто в романе, также современным положением крепостных крестьян в России. В споре с П.П. Кирсановым Базаров говорит ему: «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?» [20, 76]

Столь же сложными изобразил Тургенев и отношения крестьян к Базарову. Он для них не был барином и поэтому быстро заслуживал их расположение и доверие. И все же крестьяне часто чуждались Базарова, сойтись с ним по- настоящему не могли – они не понимали его, а порой он казался им и смешным, даже «чем-то вроде шута горохового».

Базаров изображен в романе человеком одиноким, не имеющим ОСтойных единомышленников. Трагедия его в том, что он «рано родился». Сам он готов к драке, но, понимая, что народ к драке еще не готов, говорит Аркадию о будущем поколении: «Умницы они будут уже потому, что вовремя они  родятся, не то что мы с тобой».

Базаров наделен не только волей, но и умом, не только энтузиазмом,  но и знанием.

В «Отцах и детях» И. С. Тургенев резко противопоставил либералов-дворян, представителем которых является Павел Петрович, демократу-разночинцу Евгению Базарову.

Павел Петрович Кирсанов – совершенная противоположность Базарову. Он – сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Имел приятное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ, англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне  у брата, сохранил аристократические привычки.

По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях строить свои убеждения, – чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами («Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее»), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, – опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. «Принсипы» Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества.

Отрицание Евгением Базаровым  государственного строя приводит Павла Петровича в замешательство (он «побледнел»).

Павел Петрович, несомненно, образованный и интересный человек. Тургенев именно его противопоставил «машине» отрицания Базарова, он призван уравновесить нигилиста, его образ помогает читателю разобраться во всех тонкостях ситуации, сделать свои собственные выводы о положительных сторонах нигилизма и старого порядка [21, 28].

На протяжении всего романа происходят столкновения Базарова и Павла Петровича. Большей частью их столкновения выражаются в спорах. Именно ситуации спора включают в себя коммуникативные промахи и неудачи, которые допускают герои тургеневских романов.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели образы интересующих нас героев (Базарова, П.П. Кирсанова и Рудина). Наш анализ доказывает, что полное понимание образа героя, его характера, его чувств невозможно без тщательного изучения речевого поведения данного персонажа.  Мы выявили,  что лучшие ситуации для анализа в ходе опытного обучения – ситуации высшего эмоционального напряжения, поэтому нами и были в дальнейшем выбраны ситуации спора. Следовательно, помимо актуализации знаний будущих педагогов о произведениях, включенных в школьную программу, изучение речевого поведения данных героев позволит студентам научиться выявлять промахи и неудачи в их речи, а возможно, сформирует умение не допускать подобных явлений и в собственной речевой практике.

 

Выводы

  1. Понятие коммуникативной неудачи по-разному определяется в научной литературе. Мы в своём исследовании придерживаемся мнения О.Н. Ермаковой и Е.А. Земской и определяем коммуникативную неудачу как полное или частичное непонимание высказывания партнёром коммуникации, т.е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего. А также мы выяснили, что от неудач в общении следует отличать так называемые "коммуникативные промахи". Это так называемые "затруднения в понимании", связанные с такими особенностями протекания коммуникации (сбивчивость в изложении, растянутость слов, громкий или тихий голос, неточное словоупотребление и др.).
  2. Чаще всего коммуникативные промахи и неудачи в общении возникают по следующим причинам: чуждая коммуникативная среда; нарушение паритетности общения; нарушение этических норм; личностные качества и т.д.
  3. В науке нет единых правил поведения, которые бы позволили избежать коммуникативных неудач. Но, всё-таки немногие исследователи прибегают к тому, что определяют некоторые советы, позволяющие в меньшей степени сталкиваться с неудачами в общении. Это советы, мы выяснили, носят как традиционный характер (Принцип вежливости), так и оригинальные решения (Принцип интереса и Принцип самоутверждения) и в большинстве своём вытекают из причин возникновения коммуникативных промахов и неудач.
  4. В процессе обучения студенты-филологи должны уловить и доказать в ходе анализа, какие особенности речевого поведения Рудина и Базарова, а также их оппонентов, могут приводить к возникновению коммуникативных промахов и неудач. Необходимо обратить внимание и на содержание речи анализируемых героев, и на их пантомимику и ритмико-интонационные особенности речи, поскольку особое значение для восприятия студентов приобретает анализ художественного языка произведения, в том числе, речевого поведения его героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обучение студентов-филологов умениям выявлять

и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин»

 

В данной главе будет рассмотрен вариант модели обучения студентов-филологов выявлению и анализу коммуникативных промахов и неудач в речи героев литературных произведений (романов И.С. Тургенева). Поскольку коммуникативные умения анализировать данные особенности речевого поведения требует особых знаний, успех развития этого умения зависит от целенаправленной подготовки будущих педагогов.

Руководствуясь целью исследования - разработать модель обучения студентов-филологов умениям выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведения героев романов И. С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин» - в данной главе мы представим программу, ход и результаты констатирующего эксперимента и опытного обучения.

 

2. 1. Констатирующий эксперимент: общая характеристика хода

и результатов

Для достижения цели дипломного исследования возникла необходимость определить степень сформированности опорных коммуникативных умений, готовность студентов-филологов к выявлению и анализу коммуникативных промахов и неудач в художественном произведении (романах И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин»).

С целью получения необходимых материалов мы разработали и провели констатирующий срез в форме анкетирования. Обратимся к характеристике его хода и результатов.

При  проведении констатирующего эксперимента со студентами второго и четвёртого курсов факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии была использована анкета. Всего в анкетировании приняли участие 38 человек, которым предстояло ответить на 11 вопросов и выполнить одно контрольно-аналитическое задание.

Предлагаем вариант данной анкеты.

  1. Какое нарушение называют коммуникативным промахом? Что называют коммуникативной неудачей?

Коммуникативный промах – это…         

Коммуникативная неудача – это…

  1. Как вы считаете, к чему может привести коммуникативный промах:

а) к непониманию;

б) к конфликту;

в) к разрыву отношений;

г) а ещё?

 

  1. Коммуникативная неудача может быть причиной:

Информация о работе Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы