Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:05, реферат

Краткое описание

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.

Вложенные файлы: 1 файл

Ораторское искусство.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)


Ораторское  искусство.

 

   Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:

   Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.

   2. Перен. Эффектность, внешняя  красивость речи, напыщенность.

   3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.

   Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приёмах; ораторское искусство.

   2. Устар. Наука, изучающая  ораторское искусство; риторика.

   Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

   Подобное толкование ораторского  искусства было принято ещё  в античные времена.

   Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

   Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет:

   «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

   В «Частной риторике» Н. Кошанского читаем:

   «Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других».

   М. Сперанский в «Правилах  высшего красноречия» отмечает:

   «…красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».

   Перечень подобных определений  можно было продолжить.

   Ораторским искусством называют  также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную  дисциплину, излагающую основы ораторского  мастерства.

   Традиционно красноречие  рассматривалось как один из  видов искусства. Его часто  сравнивали с поэзией и актёрским  творчеством (Аристотель, Цицерон,  М. В. Ломоносов, А. Ф. Мерзляков,  В. Г. Белинский, А. Ф. Кони  и другие).

   Однако, как справедливо  отмечает Г. З. Апресян, понимание красноречия как вида искусства, а нередко и словесности никого не должно вводить в заблуждение. Исследователь анализирует, что есть общего и различного в поэзии, драматургии, актёрском творчестве, с одной стороны, и в ораторском искусстве, с другой, и делает вывод, что понятие «искусство» применительно к красноречию, если и не совсем условно, всё же требует ряда оговорок принципиального значения.

   Г. З. Апресян подчёркивает  тесную связь ораторского искусства с наукой. Он отмечает, что ещё античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в работе «Опыты» классифицировал риторику как искусство «сообщения знаний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.

   Что же позволяет, по  мнению Г. З. Апресяна, рассматривать  ораторское искусство в связи  с наукой?

   Во-первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их.

   Во-вторых, многие  идеи или гипотезы первоначально  излагались в устной форме,  в публичных речах, лекциях,  научных докладах, сообщениях, беседах.

   В-третьих, ораторское  искусство опирается на категориальную  систему соответствующих наук, что  обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств  и обобщений.

   Таким образом,  в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

   Многие современные  исследователи рассматривают ораторское  искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

   Что обусловило  появление ораторского искусства?  На этот вопрос пытались ответить  многие его теоретики.

   Объективной основой зарождения  ораторского искусства как социального  явления стала насущная необходимость  публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

   История свидетельствует,  что важнейшим условием появления  и развития ораторского искусства,  свободного обмена мнениями по  жизненно важным проблемам, движущей  силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

   Это обнаружилось ещё  в Древней Греции. Наглядным примером  служит сравнение двух наиболее  значительных городов-государств – Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.

   Спарта была типичной  олигархической республикой. Она  управлялась двумя царями и  советом старейшин. Верховным  органом власти считалось народное  собрание, но фактически никакого  значения оно не имело. Плутарх, рассказывая биографию Ликурга, легендарного законодателя, повествует о порядке проведения собраний в Спарте. Место, где проходили собрания, не имело ни укрытий, ни каких-либо украшений, так как это, по мнению правителей, не способствует здравости суждений, напротив – причиняет один только вред, занимает ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивает их внимание.

   Плутарх отмечает любопытную  деталь. Когда впоследствии народ  «разного рода изъятиями и  прибавлениями» стал изменять  утверждаемые решения, цари приняли постановление: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан в управлении.

   По-иному складывалась политическая  жизнь в Афинах, которые в середине  V века до нашей эры стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.

   Главная роль принадлежала народному собранию (экклесии), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключения мира, об избрании высших должностных лиц, об издании различных постановлений и так далее. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.

   Между заседаниями народного  собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ). Члены совета избирались по жребию из числа граждан, имевших не менее 30 лет от роду, по 50 человек от каждого из 10 районов, находившихся на территории полиса.

   Судебными делами, а также  законодательной деятельностью  занимался суд присяжных (гелиэя). Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.

   Естественно, что при  таком свободном демократическом  строе в Афинах гражданам часто  приходилось выступать в суде  или народном собрании, принимать  активное участие в делах полиса. При обсуждении вопросов между партиями в народном собрании противоположными сторонами в суде нередко велась ожесточённая борьба. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, то есть владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.

   По свидетельству историков,  казарменное спартанское государство  не оставило ничего достойного  своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, учёных, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.

   Как подчёркивают  исследователи, наиболее активно  ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

   На протяжении  многовековой истории своего  развития ораторское искусство  использовалось в различных сферах  жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

   Начиная с Древней  Греции, ораторство и политика  были неразрывны. Так, все знаменитые  ораторы Древней Греции были  крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».

   Крупным политическим  деятелем был и самый замечательный  оратор Древней Греции Демосфен. Древнегреческий историк Плутарх писал о нём:

   «Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошёл всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение».

   Демосфен был  защитником афинской рабовладельческой  демократии. В течение 30 лет с  гневом и изумительным упорством  произносил он речи против  македонского царя Филиппа, главного  врага Афин, призывая граждан  прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, что когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.

   Демосфен, упорнейшим  трудом подготовивший себя к  общественной деятельности (из его  биографии известно, что он страдал  многими физическими недостатками) и посвятивший всё своё ораторское  мастерство служению родине, сумел  верно определить социальную природу ораторской речи. В знаменитой речи «О венке», в которой он выступил против представителя промакедонской партии Эсхина, Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой:

   «Не слова, Эсхин, и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики».

   Крупной политической  силой ораторское искусство было  и в Древнем Риме.

   Умение убеждать  аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической  карьере и видели себя в  будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до нашей эры в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодёжь. Но греческие риторские школы были доступны не каждому: уроки риторов обходились недёшево и учиться в них можно было, только в совершенстве зная греческий язык. Практически посещать греческие школы могли только дети аристократов, которые должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школам. Но когда в I веке до нашей эры открылась школа с преподаванием риторики на латинском языке, сенат заволновался. Нельзя было допустить, чтобы оружие, владеть которым до сих пор учились их сыновья, взяли в руки представители других классов. И в 92 году издаётся эдикт «О запрещении латинских риторских школ». Там было записано:

   «Нам сообщено, что есть люди, которые ввели новый вид преподавания и к которым в школу собирается молодёжь; они дали себе имя латинских риторов; юноши сидят у них целыми днями. Предки наши установили, чему учить своих детей и в какие школы желательно им ходить. Эти новшества, установленные вопреки обычаям и нравам предков, нам не угодны и кажутся неправильными».

   Ораторская карьера в Древнем Риме была и почётной, и доходной. Один из римских историков писал:

Информация о работе Ораторское искусство