Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:45, доклад
Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.
1.Сущность языка и его основные функции. Язык и общество. Язык и мышление.
ЯЗЫК - естественно
возникшая в человеческом обществе
и развивающаяся система
Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.
Основными функциями языка являются:
Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом.
Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:
Влияние общества
на язык проявляется в разнообразных
формах. Основные из них: связь происхождения
языка с возникновением человеческого
общества; социальная обусловленность
развития языка; социальное расслоение
языка; социальные компоненты в структуре
языковых единиц; сознательное воздействие
общества, общественных институтов на
язык и его функционирование.
Происхождение языка в связи с возникновением
общества.
Основная
функция языка – коммуникативна
Язык не только средство обмена мыслями, но и средство формирования мыслей. Поэтому, вторая его центральная функция – мыслеформирующая.
Мышление бывает без языка (имеется в виду — без речи). Даже обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан — это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека, вы наверняка слышали выражение «практический ум». Человек «практический» умеет принимать правильные решения, действует «по-умному», но объяснить словами, почему он сделал так, а не иначе, он, скорее всего, затруднится.
Существуют еще такой тип мышления, как наглядно-образное. Оно часто преобладает у людей искусства: художников, режиссеров… Человек с таким типом мышления предпочитает думать не словами, а картинами, образами, представлениями…
Есть вербальное мышление,
то есть словесное. Иногда его называютсловесно-логическим ил
Практическое и образное мышление могут обходиться без слов, но логическое мышление без речи не существует. Язык — это «одежда» мысли (ученые говорят: материальное оформление мыслей). А поскольку люди не только «про себя» (т.е. не слышно для других) думают, но и стремятся передать мысли другому, то без помощи языка-посредника никак не обойтись.
2.Взаимосвязь языка с историей и культурой народа. Русский язык и языковая картина мира. Конструирование реальности в языке СМИ.
Язык - это не только
система знаков, но также исторически
сложившаяся форма культуры народа.
По словам В. Гумбольдта, "язык не есть
мертвый часовой механизм, но живое творение,
исходящее из самого себя" (Гумбольдт
В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
С. 275). Естественный язык возникает не
в результате математического расчета
группы "языкотворцев", а в результате
многовековых усилий людей, принадлежащих
к одной национальной общности, сделать
свою речь общепонятной в рамках национального
коллектива.
Русский язык складывался в течение многих
веков. Его словарь и грамматический строй
сформировались не сразу. Словарь постепенно
включал в себя новые лексические единицы,
появление которых диктовалось новыми
потребностями общественного развития.
Грамматический строй постепенно приспосабливался
к более точной и тонкой передаче мысли
вслед за развитием национального общественного
и научного мышления. Таким образом, потребности
культурного развития стали двигателем
развития языка, и язык отразил и сохранил
историю культурной жизни нации, в том
числе те ее этапы, которые уже ушли в прошлое.
Благодаря этому язык является для народа
уникальным средством сохранения национальной
идентичности, самой крупной истоко-культурной
ценностью.
Как писал В. Гумбольдт, "язык, какую
бы форму он не принимал, всегда есть духовное
воплощение индивидуальной жизни нации"
(Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию.
М., 1984. С. 72) и более того "язык есть дыхание,
сама душа нации" (там же, с. 303). Таким
образом, культура речи является важной
частью национальной культуры в целом.
Языковая картина мира. Каждый язык имеет собственную языковую картину мира, в соответствии с кот. носитель языка организует содержание высказывания. Именно так проявл. специфич-ки человеч-ое восприятие мира, зафиксированное в языке. Язык – важнейший способ формир-я знаний человека о мире. Отображая в процессе деят-ти объективный мир, человек фиксирует результаты познания в словах. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, и представл. то, что принято называть «языковой картиной мира». « Если мир – это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о среде и человеке.
Картина мира может быть представлена с помощью пространственных, временных, колич-х, этнических и др. параметров. На ее формир-ие огромное влияние оказывают традиции, язык, природа, воспитание, образование и многие др. соц. факторы.
Каждая из картин мира, кот. в кач-ве отображаемого фрагмента мира представляет язык как особый феномен, задаёт свое видение языка и по-своему определяет принцип действия языка. Изучение и сопоставление различных видений языка через призмы разных картин мира может предложить лингвистике новые пути для проникновения в природу языка и его познание.
Языковая картина мира – это отраженный средствами языка образ сознания – реальности, модель интегрального знания о концептуальной системе представлений, репрезентируемых языком.
Конструирование реальности в языке СМИ.
Язык играет существеннейшую роль в том, что называют ˝социальным конструированием реальности˝. Одна из форм конструирования реальности - отражение и комментирование событий в средствах массовой информации. Конструирование реальности предполагает неизбежный ракурс в освещении событий, оценку, а часто и тенденциозность. По-разному информируя и по-разному убеждая, язык в разных публицистических источниках является как средством коммуникации, так и средством контроля в преподнесении информации. Выбор ракурса подачи материала, вплоть до полной дезинформации, - важнейшее оружие СМИ. Говоря о текстах массовой информации, исследователи называют две функции, определяющие его тенденциозность, - ориентирующую и манипулятивную. В рамках ориентирующей функции происходит тематический отбор информации, привлечение внимания к одному типу информации и заглушение другого. Манипулятивная функция способствует программированию общественного мнения с целью обеспечить выгодное для публики поведение. В связи с воздействующей направленностью текстов массовой информации, многие исследователи ставят оценочность во главу угла. Модель оценки можно выразить следующим образом: положительное представление себя и отрицательное представление группы ˝они˝. Словообразовательные ресурсы языка обладают значительным потенциалом в достижении задач речевого идеологического воздействия. Некоторые словообразовательные единицы имеют облигаторную оценочность и содержат маркированные компоненты экспрессивности, другие обладают потенциалом оценки, которая реализуется в речевом акте.
3.Язык как знаковая система.. Понятие языкового знака и его основные характер-ки. Виды языковых знаков. Отношения в знаковой сис-ме языка: семантика, синтактика, прагмактика.
Язык – одна из важнейших семиотических (знаковых) систем.
Знак – материальный предмет, используемый для передачи инф-ии.
Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.
Язык является одной из большого множества разнообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico 'делаю общим, делюсь'. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов.
Знаки как
бы замещают предметы, на которые они
указывают и которые они
Основные характеристики знаков:
1.Преднамеренность ( знак спец-но использ. для передачи определенного смысла)
2. Двусторонность ( у люб. знака 2 стороны: внутренняя – смысл, что перпедает знак, внешняя – форма, то , чем передается смысл)
3. Конвенциональность ( в основе любого знака лежит соглашение, как понимать его смысл)
4. Обусловленность системой ( чтобы понять знак, надо знать др. знаки из этой же системы)
В языке основной знак – слово. План содержания слова – семема и сост. из элементов( «семы»- мин. ед. знака)
Суперзнак в языке – предложение.
Субзнаки (недодельные знаки) – морфемы.
В русском языке наблюд-ся асимметричность языкового знака.
Отношения в языковой системе:
1.Синтактика ( отношение между знаками)
2. Семантика ( отношение знаков к предметам, кот. они обозначают)
3. Прагматика (отношение знака к человеку) (прагматика — «действие»). Примеры: душа — тело, ум — сердце, земля — небо.
4.Современный литературный язык и его место среди других языков мира. Понятия «национальный язык», «язык межнац-го общения», « госуд-й язык», «мировой язык». Русский язык как один из госуд-х языков РБ.
Русский
язык принадлежит к индоевропейской
семье языков, то есть он имеет один
общий праязык с другими
Русский язык входит в славянскую группу языков, которая делится на восточную, западную и южную подгруппы. Русский язык, принадлежащий к восточной подгруппе, в которую также входят украинский и белорусский языки, находится с этими языками в ближайшем родстве.
Русский язык был и продолжает оставаться одним из ведущих мировых языков. Согласно оценочным данным, русский язык по числу владеющих им (500 млн. человек) занимает в мире третье место после китайского (свыше 1 млрд.) и английского (750 млн.). Он является официальным и рабочим языком в большинстве авторитетных международных организаций (ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.).
Большую роль играет русский язык как язык межнационального общения. Русский алфавит лег в основу письменности многих младописьменных языков.
В начале XXI в.
в мире в той или иной мере владеют
русским языком свыше 250 млн человек.
Основная масса говорящих на русском языке
проживает в России (143,7 млн. по данным
Всесоюзной переписи населения 1989 г.) и
в других государствах (88,8 млн.), входивших
в состав СССР.
На русском языке говорят представители
разных народов мира, общаясь не только
с русскими, но и между собой.
Так же как английский и некоторые другие
языки, русский язык широко используется
за пределами России. Он применяется в
различных сферах международного общения:
на переговорах стран-участниц СНГ, на
форумах международных организаций, в
том числе ООН, в мировых системах коммуникации
(на телевидении, в сети Интернет), в международной
авиационной и космической связи. Русский
язык является языком международного
научного общения, используется на многих
международных научных конференциях по
гуманитарным и естественным наукам.
Русский язык по абсолютному числу владеющих
им занимает пятое место в мире (после
китайского, хинди и урду вместе, английского
и испанского языков), но не этот признак
является главным при определении мирового
языка. Для "мирового языка" существенно
не само число владеющих им, особенно как
родным, но глобальность расселения носителей
языка, охват им разных, максимальных по
числу стран, а также наиболее влиятельных
социальных слоев населения в разных странах.
Большое значение имеет общечеловеческая
значимость художественной литературы,
всей культуры, созданной на данном языке.
Русский язык изучается в качестве иностранного
во многих странах мира. Русский язык и
литература изучаются в ведущих университетах
США, Германии, Франции, Китая и других
стран.
Русский язык, как и другие "мировые
языки", отличается высокой информативностью,
т.е. широкими возможностями выражения
и передачи мысли. Информационная ценность
языка зависит от качества и количества
информации, изложенной на данном языке
в оригинальных и переводных публикациях.
Интерес к русскому языку за рубежом во
многом зависит как от политических факторов
(стабильность общественной обстановки
в России, развитие демократических институтов,
готовность к диалогу с зарубежными партнерами),
так и культурных факторов (интерес в России
к иностранным языкам и культурам, совершенствование
форм и методов преподавания русского
языка).
В условиях расширения международного
общения на русском языке качество речи
людей, для которых русский язык является
родным, становится существенным фактором
его дальнейшего развития, так как речевые
ошибки исконных носителей языка воспринимаются
людьми, изучающими русский язык в качестве
языка межнационального общения или в
качестве иностранного языка, как правильные
речевые образцы, как норма русской речи.
Процессы интеграции, происходящие в современном
мире, способствуют повышению роли "мировых
языков", углублению взаимодействия
между ними. Растет международный фонд
научной, технической и культурной лексики, общий для многих языков.
Всемирное распространение получают компьютерные термины, лексика, имеющая отношение
к спорту, туризму, товарам и услугам.
В процессе взаимодействия языков русский
язык пополняется международной лексикой
и сам является источником лексических заимствований для языков соседних стран.