Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:01, доклад
Секулярная антропология. В ее состав входят знания, добываемые такими науками, как биология, анатомия, генетика, психофизиология, этнография, археология, социальная география, лингвистика, а также философскими, историческими, социологическими, культурологическими и др. дисциплинами. Так, естественнонаучная антропология исследует эволюционные и генетические аспекты его существования, морфологию, физиологию, половые и возрастные особенности человеческого организма, влияния на него естественной среды и т. п.
Слово антропология обозначает комплексную научную дисциплину, изучающую человека во всех проявлениях его природы и во аспектах его существования в природе, обществе и культуре. Вся система антропологических знаний подразделяется на две крупные области - секулярную и христианскую.
Секулярная антропология. В ее состав входят знания, добываемые такими науками, как биология, анатомия, генетика, психофизиология, этнография, археология, социальная география, лингвистика, а также философскими, историческими, социологическими, культурологическими и др. дисциплинами. Так, естественнонаучная антропология исследует эволюционные и генетические аспекты его существования, морфологию, физиологию, половые и возрастные особенности человеческого организма, влияния на него естественной среды и т. п. Центральная идея этого направления формулируется следующим образом: человек соотносится с остальным органическим миром на началах частичного сходства (физиологического) и качественного отличия (психического и духовного).
Важное место в системе
Социальная антропология, в отличие от философской, имеет более локальный предмет и исследует динамику взаимодействий человека с окружающей его социальной реальностью. Ее интересует все, что связано с ролью человека в образовании и функционировании социальной реальности, в том числе те конструктивные и деструктивные формы человеческой активности, которые позволяют людям созидать и разрушать социальную реальность.
К концу XIX в. сложилась такое направление, как культурная антропология. Она исследует проблемы влияния различных культурных форм, в том числе обычаев, ритуалов, традиций, на человеческое поведение. Ее интересуют религиозные, этнические, социально-экономические, половозрастные и др. различия между индивидами, принадлежащими к разным культурным сообществам.
Христианская антропология. Каждая крупная религиозная система, буддистская, конфуцианская, исламская и т. д., имеет свои представления о человеке и его природе. В современном мире христианской антропологией называют христианское учение о человеке. Основания этого учения содержатся в Священном Писании, свидетельствующем о том, что Бог, сотворив человека по Своему образу и подобию, изначально вознес его над всеми другими живыми существами. Человек не просто выше других существ, но и неизмеримо сложнее их. В силу этой чрезвычайной сложности он сам для себя загадка и тайна. Однако, Бог, заложивший в него стремление к разгадыванию загадок и тайн, дал ему в руки путеводитель по лабиринтам неведомого - Священное Писание. Это самое ценное руководство по разгадыванию антропологических загадок, с которым не может сравниться ни один философский или научный трактат по антропологии, психологии или этике. Его ценность заключается в том, что в нем человек представлен не таким, каким он сам видит себя, а таким, каким его видит Бог.
Развитие христианскими
В центре внимания христианской антропологии находится тот путь, которым человек движется к осознанию своего богоподобия, те ступени, по которым он должен восходить, а также те препятствия его собственной греховной природы, которые ему мешают и которые приходится преодолевать на этом пути.
Термин "Антропология" имеет
греческое происхождение и в
дословном переводе означает "наука
о человеке" (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Таким образом, антропология представляет собой область
научного знания, предметом исследования
которой является человек. В таком понимании
термин несет свое наиболее широкое содержание. Сказать: "Я - антрополог" может,
пожалуй, любой, кто хоть раз обращал внимание
на разнообразие внешнего облика, характера
или поведения окружающих людей, то разнообразие,
которое сопровождает каждого из нас на
протяжении всей жизни. Наука имеет своей
целью не только описание этого разнообразия,
но и определение причин, приводящих к
нему. Вспомнив об антропоцентричности большин
Первое использование термина восходит
к античности. Аристотель (384-
Антропология, в принятом в науке понимании, содержит следующие основные разделы: морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. С середины 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединяемых под названием «биология человека».
Морфология человека подразделяется
на соматологию и мерологию. Соматология
изучает закономерности индивидуальной
изменчивости человеческого организма
в целом, половой диморфизм в
строении тела, возрастные изменения
размеров и пропорций от зародышевого
периода до старости, влияние различных
биологических и социальных условий
на строение тела, конституцию человека.
Этот раздел наиболее тесно соприкасается
с медициной и имеет
Расоведение - раздел антропологии, изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно называется «этнической» антропологией; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, т.е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, антропология ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования антропология вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в антропологии имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения некоторых вопросов мед. географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма. В понятие «биология человека» некоторые учёные включают почти всё содержание антропологии, обогащенное методами и фактами смежных биологических дисциплин. Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел антропологии, изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям; сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (например, устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп). Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.
3. Методы антропологии
антропология наука эволюция раса
Антропология изучает вариации размеров и формы тела с помощью описания и измерения. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная - антропометрии. В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются краниология, остеология, одонтология, антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В современной антропологии распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географический метод, т.е. картографирование значений отдельных расовых признаков и «наложение» этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа.
Особое значение в преподавании, в музейном деле, в криминалистике имеют приёмы восстановления живого облика человека по его черепу на основе изучения корреляции (связи) черепных особенностей с формой мягких частей лица. Эти работы в СССР в большом масштабе осуществляются с 1927 М.М. Герасимовым, а позднее и его сотрудниками.
В настоящее время имеется
1) креационизм (теологическая
2) от внеземных существ,
3) естественнонаучная (натуралистическая)
концепция: происхождение
4) космологическая концепция (В.
Естественнонаучная концепция в XX веке получила генетическое подтверждение. Оказалось, что из всех животных по генетическому аппарату ближе всех к человеку стоят шимпанзе.
Еще К. Линней в середине XVII в. включил человека в систему животного царства и объединил его с обезьянами в одном отряде приматов. Именно с этого времени проблема генезиса человека приобрела особую важность для естествознания. Для Ламарка факт сходства, единства и родства, а также общности происхождения высших животных и человека не вызывает никаких сомнений. Человек рождается как существо биологическое, не имея ни представлений, ни знаний, но, обладая органами, способными обеспечивать их появление и функционирование, благодаря воспитанию, опыту и окружающим его обстоятельствам, человек становится существом социальным.
В XIX в. начинается интенсивное осмысление
проблемы антропогенеза. В 1859 году Ч.Дарвин
в своей книге «Происхождение
видов путем естественного
Ф. Энгельс – представитель
Однако теория антропогенеза не считается завершенной. Не решенными считаются следующие проблемы: 1) Какова движущая сила процесса происхождения человека? 2) Каковы управляющие этим процессом закономерности?
Согласно гипотезе Э. Геккеля предками человека были не современные обезьяны, а дреопитеки - древесные обезьяны, которые жили 70 млн. лет назад. От них одна линия пошла к шимпанзе и гориллам, другая – к человеку. Основные этапы эволюции предков человека выглядят примерно так:
20 млн. лет назад наступившее
похолодание заставило их
В основе космологической концепции
антропогенеза В.И. Вернадского лежит
его знаменитое учение о биосфере.
Более подробно это учение будет
рассмотрено далее. Здесь важно
отметить то, что биосфера – это
динамическое целое, функции которого
состоят в улавливании, ассимиляции
и переносе энергии. Как целое, она
включена в более широкое окружение
– свою сферу обитания (геокосмическую);
как закономерный этап эволюции материи
она выполняет космическую
Теория эволюции биосферы не может не быть также эволюцией человека как естественного тела природы. А значит, для природного существования человека необходимо три рода условий:
1. Космологические условия –
некоторая совокупность и их
определенная связь физических
констант, определяющих облик нашей
Вселенной, специфику
2. Экологические условия - включенность
человека в эволюционно