Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:56, дипломная работа
Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей
младшего школьного возраста
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
1.2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13
1.3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24
Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33
2.2. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе
игровых тренингов…………….……………………………………..46 2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..………………………….62
Список литературы……………………………………………………65
Не изученность
феномена психологического
Для решения каждой
из поставленной задач можно
применить некоторые
Сопоставление результатов диагностирования с данными контрастирующих методик между собой способствуют уточнению и проверке информации, получаемой диагностом, а также более содержательно анализировать эти методики. По результатам диагностик составляются социально-психологические характеристики детей. Сравнительный анализ этих характеристик позволяет классифицировать причины конфликтов, возникающих в отношениях детей младшего и школьного возраста со своими сверстниками.
Диагностирование причин позволило прежде всего обнаружить, что не благополучие отношений ребенка и сверстников, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка.
Наблюдения показали,
что младшие школьники не
Речь идет об импульсивных, не умеющих сдерживать себя детях, которые либо из-за повышенной нервозности, либо из-за своеобразных условий воспитания отличаются двигательным беспокойством. Они не редко разрушают постройки, вырывают игрушки, хотя делают это не произвольно. В редких играх со сверстниками (в тех случаях, когда они особенно увлечены, что, по видимому, как то ограничивает их двигательное беспокойство) у некоторых из них можно обнаружить достаточно развитые игровые навыки, инициаторские и организаторские качества.
Однако, как правило, эти дети также лишь мешают сверстникам, что, естественно, проявляются в экспериментальных играх. В результате даже самые доброжелательные не хотят с ними общаться и играть. Сами "невольные разрушители" игр, судя по данным методик, как бы игнорируют негативизм сверстников. Они по прежнему подходят к ним, вмешиваются в их дела и в игры, в результате чего постоянно возникают конфликты. Эти дети обнаруживают иногда удивительную устойчивость симпатий, хотя предпочитаемые ими сверстники не отвечают им взаимностью.
Ситуация не успеха в игре оказывается для излишне возбудимых детей особенно негативной: возникающие в следствие психологического конфликта со сверстниками отрицательной реакции поведение не редко приобретает невротический характер.
Острый конфликт со сверстниками с последующим отчуждением ребенка от детской группы наблюдается и тогда, когда, владея игровыми навыками, а также способами сотрудничества, ребенок реализует подобное умение лишь частично, постоянно отставая в своих действиях от сверстников. Из-за излишней медлительности такие дети не в состоянии соответствовать не обходимому в игре динамизму действий. В итоге сколько не будь длительных контактов с детьми не возникает. Экспериментальные игры, в свою очередь, не способствуют налаживанию контактов; живость, активность, столь присуще младшим школьникам, препятствуют этому.
У ребенка возникает
защитная компенсаторная
У таких детей
резко усиливается
Обучение таких детей игровым навыкам, совершенствование у них при более сложном дефекте операции) способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемая с переориентацией сложившегося мнения сверстников, дальнейшая организация делового взаимодействия могут вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов. Таким образом, возникающие в условиях не успеха в игре негативизм и последующее полное отчуждение ребенка от сверстников не фатальные образования. Их можно устранить в младшем школьном возрасте, но вместе с тем сделать это чрезвычайно трудно.
Таким образом внутренние
и внешние конфликты среди
младших школьников могут
Внешние конфликты, как правило, происходят при организации совместной деятельности, или в процессе её, например: распределение обязанностей или выбор сюжетной линии игры. Такие конфликты как правило не имеют глубоких последствий и решаются самими детьми.
Внутренние психологические конфликты у детей чаще всего скрыты от наблюдения и связаны нередко не с самой деятельностью, а со сформированностью этой деятельности у ребёнка. Также могут возникнуть противоречия между требованиями сверстников и возможностями ребёнка.
В результате возникает психологическая изоляция от сверстников, ухудшаются межличностные отношения с детьми. Такие конфликты могут разрешиться только при помощи взрослых.
1.3. Организация игровой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми
По мнению Д.Б.Эльконина за долго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое место игры в различных системах воспитания определялось тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Она созвучна не биологической а социальной природе ребенка, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми и сверстниками.
Существует только два вида деятельности, которые оказывают влияние на процессы развития ребенка. Это во-первых разнообразные формы труда, во-вторых игра в ее самых разнообразных формах. Игра становится одним из основных видов деятельности ребенка в которой он учится общаться со сверстниками. Игра является одной из эффективных форм работы социального педагога, помогающей разрешить конфликты между детьми.
Изучение динамики
Осуществляя первоначально
единый подход к малообщительным
детям, объединяя их в играх с
наиболее доброжелательными
Разрабатывая приемы коррекции необходимо:
Разрабатывая психолого-педаго
Для переориентации не доброжелательного
отношения к ребенку
Оценочные суждения
и знаки с положительной и
отрицательной окраской
Получение отрицательной оценки вызывает у детей состояние тревожности, при этом они отказываются продолжать деятельность, становятся пассивными, требуют помощи учителя. Поэтому в оценивание деятельности детей младшего школьного возраста целесообразно опираться именно на положительные оценочные суждения (поощрения, одобрения, перспективное прогнозирование) с учетом индивидуальных особенностей детей.
Игровая коррекция поведения
является групповой формой
Этапы психокоррекции. Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий или фаз. Для детской группы характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению. А.С. Спиваковской, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика социального педагога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи:
На данном этапе
широко используются невербальн
На третьем этапа дети закрепляют
способность самостоятельно находить
нужные способы поведения. Задача ведущего
– обучит их новым формам эмоционального
реагирования, поведения, развить навыки
общения, обогатить игровую
I этап. Тактика социального педагога наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, не навязчиво помогает ребенку освоится в новой обстановке: может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, ни как не направляет игру, не высказывает ни каких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.