Безконфликтное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей
младшего школьного возраста
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
1.2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13
1.3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24
Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33
2.2. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе
игровых тренингов…………….……………………………………..46 2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..………………………….62
Список литературы……………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом безконфликтное поведение.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Проведенная методика позволила  выявить то, что 4 человека имеют адекватную самооценку, на лесенке располагают себя наравне с остальными ребятами; 4 человека имеют неадекватную самооценку, считают себя выше всех остальных одноклассников.

 

 

 

Таблица № 4    Диагностика  «САТ»

№№ п/п

Имя ребенка

Критерии и показатели

Умение подчиняться, если этого  требует ситуация общения

Отсутствие стремления к первенству

1

Серёжа С

Стремление к первенству, хочет быть лидером

2

Маша Н.

Не стремится к первенству, не старается быть лидером.

3

Серёжа У.

Стремится к доминированию и лидерству.

4

Виталик Т.

Не стремится к первенству и лидерству

5

Дима Д.

Не стремится к первенству и лидерству.

6

Олег Г.

Редко возникает стремление к первенству, не старается быть лидером.

7

Андрей Д.

Не стремится и не старается быть первым

8

Саша П.

Стремится быть первым, хочет  быть лидером в классе.


Проведенная  диагностика  позволила определить то, что 5 человек  не стремятся к первенству и лидерству, умеют подчиниться, если этого требует  ситуация общения; 3 человека стремятся к лидерству, не умеют подчиняться, если этого требует ситуация общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №5 Модификация теста Розенцвейга.

№ п/п

Имя ребенка

Критерии и показатели

Умение подчиниться, если этого  требует ситуация общения

Уровень агрессивности

Умение прислушиваться к мнению других

Уровень физической агрессии

1

Серёжа С

Редко прислушивается к  мнению других

В конфликтных ситуациях  сразу вступает в драку

2

Маша Н.

Старается по возможности  прислушиваться к мнению других

Не проявляет физической агрессии

3

Серёжа У.

Почи=ти не слушает чужого мнения

Проявляет физическую агрессию: толкает других, дерётся

4

Виталик Т.

Способен прислушиваться к мнению окружающих

Старается не вступать в  драки

5

Дима Д.

Не прислушивается к  мнению других

Провоцирует ссоры, вступает в драки

6

Олег Г.

Способен прислушиваться к мнению окружающих

Проявляет физическую агрессивность

7

Андрей Д.

Способен прислушиваться к мнению других

Старается разрешить  конфликт, не применяя физическую агрессию

8

Саша П.

К мнению других прислушивается редко

Почти никогда не разрешает  конфликтных ситуаций мирным путём


Модификация теста Розенцвейга  позволила выявит то, что 3 человека способны прислушиваться к мнению других и не проявляют физическую агрессию; 5 человек не способны прислушиваться к чужому мнению, часто проявляют физическую агрессию и вступают в драки.

Таблица №6 Методика «Несуществующее  животное»

№ п/п

Имя ребенка

Критерии и показатели

Уровень агрессивности

Вербальная агрессия

1

Серёжа С.

На рисунке нет признаков  вербальной агрессии, острые зубы, когти отсутствуют.

2

Маша Н.

Нарисованное животное не агрессивно, рисунок не содержит вербальной агрессии.

3

Серёжа У.

Нарисованное животное агрессивно, присутствуют клыки, когти, длинный язык.

4

Виталик Т.

У животного изобразил  острые зубы.

5

Дима Д.

На рисунке отсутствует  вербальная агрессия.

6

Олег Г.

На рисунке изобразил  клыки и язык

7

Андрей Д.

Отсутствует вербальная агрессия, животное не агрессивно.

8

Саша П.

Нарисовал животному  острые зубы.


Методика «Несуществующее  животное» позволила определить наличие вербальной агрессии у 4 человек и её отсутствие у 4 человек.

Проведённое диагностирование позволило отнести детей к  разным уровням сформированности навыков  бесконфликтного поведения.

        К I высокому уровню из детей, участвующих в опытно – экспериментальной работе были отнесены Маша Н. и Андрей Д. Эти дети имеют адекватную оценку своего поведения, умеют подчиниться, если этого требует ситуация общения, в их поведении отсутствует физическая агрессия, и почти отсутствует вербальная агрессия.

         Ко II среднему уровню относится Дима Д., Виталик Т.; Дети знают правила поведения в классе, но забывают о них в конфликтных ситуациях, не всегда умеют подчиниться, если этого требует ситуация общения. Проявляют физическую и вербальную агрессию в ситуациях конфликта.

       К III низкому уровню были отнесены Серёжа С., Серёжа У., Олег Г., Саша П. Они неадекватно оценивают свое поведение: не всегда соблюдают правила поведения в классе, имеют неадекватную самооценку, не умеют подчиняться, если этого требует ситуация общения: присутствует стремление к первенству, не воспринимают мнение других людей. У детей присутствует физическая и вербальная агрессия.

         По завершению опытно – экспериментальной  работы был проведен сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов.

         На констатирующем этапе к  высокому уровню нельзя было  отнести никого из детей. К  среднему уровню были  отнесены  Маша Н., Виталик Т., Андрей Д.  К низкому уровню  относились  Серёжа С., Серёжа У., Дима Д., Олег Г., Саша П.

         На контрольном этапе уровень  повысился у Маши Н.и Андрея  Д. – они были отнесены к  высокому уровню. Дети стали лучше  руководствоваться правилами поведения  в классе и соблюдать их. В  их поведении отсутствует агрессивность, они имеют адекватную самооценку.

          К среднему уровню кроме Виталика  Т. Был отнесён Дима Д., раньше  он находился на низком уровне. У Димы улучшилось поведение,  он хорошо усвоил правила поведения  в классе. На низком уровне  остались Серёжа С., Серёжа У., Олег Г., Саша П.

          Полученные в ходе опытно –  экспериментальной работы результаты  были достигнуты за счет включения  детей в различные виды деятельности: игровую, театрализованную, трудовую. Эта деятельность соответствовала  возрасту детей, их интересам и запросам.

          Социально – педагогическая деятельность  по формированию навыков бесконфликтного  поведения включала в себя  разные формы организации работы: групповую, подгрупповую,  индивидуальную.

           Наиболее эффективным средством формирования навыков бесконфликтного поведения являлся игровой тренинг, он способствовал наиболее эффективному формированию у детей навыков бесконфликтного поведения. Социально – педагогическая деятельность по формированию навыков бесконфликтного поведения была целенаправленной, систематической и последовательной. Отношение с детьми строились в атмосфере сотрудничества,  партнёрства, дети высказывали свои просьбы и пожелания. В работе с детьми были использованы наглядные средства : атрибуты к играм и театрализованной деятельности.

         Проведенная опытно – экспериментальная  работа позволила получить положительную  диагностику в формировании навыков  бесконфликтного поведения у  детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     В младшем школьном возрасте детям свойственно частое проявление агрессивных действий по отношению к сверстникам. Несформированность навыков культуры поведения, стремление доминировать очень часто приводят к возникновению конфликтных ситуаций. У детей младшего школьного возраста навыки социального взаимодействия находятся на стадии развития и становления, особенно навыки бесконфликтного поведения.

     Задачей  социального педагога в данном  случае является формирование  навыков бесконфликтного поведения  в группе младших школьников.

      Целью  работы по формированию навыков бесконфликтного поведения являлось: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные  на формирование навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.

В работе по формированию навыков бесконфликтного поведения были поставлены задачи:

1) На основе анализа  с/п литературы выявить закономерности  формирования  поведения детей  младшего школьного возраста

2) Подобрать диагностический   инструментарий  и определить  причины конфликтного поведения  в группе младших школьников.

3) Подобрать и апробировать  игровые тренинги по формированию  навыков бесконфликтного поведения  у детей младшего школьного  возраста.

4) Определить эффективность  использования игровых тренингов  по формированию навыков бесконфликтного  поведения в группе младших школьников.

      Проблемой  формирования бесконфликтного поведения  в младшем школьном возрасте  занимались А.Н. Леоньтев, А.А.  Рояк., А.В. Запорожец, Т.Е. Сухарев,  Р.В. Овчарова, Л.И. Боисович, Е.В.  Руденский. Е.В. Руденский предложил  критерии и показатели, а также модель сформированности навыков бесконфликтного поведения.

    Социально  – педагогическая деятельность, построенная с учётом данных  закономерностей, принесла положительные  результаты.

     Опытно  – экспериментальная работы была  построена по типу педагогического эксперимента.

       Исследование  результатов показало, что навыки  бесконфликтного поведения у  детей находятся на низком  уровне, в общении со сверстниками  присутствует агрессивность.

       В  соответствии с полученными результатами в ходе формирующего эксперимента была проведена работа по формированию навыков бесконфликтного поведения. Она включала в себя: игровые тренинги, изготовление атрибутов для театрализованной деятельности, театрализованную деятельность.

        Полученные входе опытно – экспериментальной работы результаты были достигнуты за счёт включения детей в различные виды деятельности: игровую, театрализованную, трудовую. Эта деятельность соответствовала возрасту детей, их интересам и запросам.

         Социально – педагогическая деятельность по формированию навыков бесконфликтного поведения включала в себя разные формы организации работы: групповую, подгрупповую, индивидуальную.

          Наиболее эффективным средством  формирования навыков бесконфликтного  поведения являлся игровой тренинг, он  способствовал наиболее эффективному формированию у детей навыков бесконфликтного поведения.

  Социально – педагогическая  деятельность по формированию  навыков бесконфликтного поведения  была целенаправленной, систематической  и последовательной. Отношения с детьми строились в атмосфере сотрудничества, партнерства, дети высказывали свои просьбы и пожелания. В работе с детьми были использованы наглядные средства: атрибуты к играм и театрализованной деятельности.

             Используемые средства оказались достаточно эффективными. По итогам контрольного эксперимента была выявлена положительная динамика в формировании  навыков бесконфликтного поведения

             Работа в данном направлении  продолжается и может быть  предложена в качестве методического пособия для социального педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология. – М. , 1980.
  2. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М. , 1983.  
  3. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М. , 1983.  
  4. Битянова, М. Р. Социальная психология – М. , 1994.
  5. Бодалев, А.А.  Психология общения.- М.; Воронеж, 1996.
  6. Бородин, Ф. М. Внимание, конфликт/ Ф. М. Бородин, Н. Н. Коряк – Новосибирск, 1983.

7.       Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

8.       Донцов, А.И. Психология коллектива. –  М., 1984.

9.      Дубровина,  И. В. Возрастные особенности   психического развития детей.         – М.: Академия, 2001.

10.    Дубровина,  И.В. Психология. – М.: Академия, 2001.

11.    Захаров,  А.И. Как предупредить отклонения  в поведении ребенка. – М.,   

         1986.

12.     Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта.  – М. , 1996.

13.     Зимняя, И.  А. Педагогическая психология. –  М.: Логос, 2002 .

14.  Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы    руководства. – М. , 1978.

15.    Коломинский,  Я.Л. Психология взаимоотношений  в малых группах. – 

          Минск.,1976

16.    Коломинский,  Я.Л. Психология личных взаимоотношений  в детском 

          коллективе. – Минск., 1969. 

17.    Кондратьева,  С. В. Педагогическая и возрастная  психология.-   Гродно.,

 

           1996.

18. Куницына, В.Н. Нарушения,  барьеры, трудности межличностного     неформального общения.// Актуальные  проблемы психологической теории и практики.- СПб., 1995.

19.   Лагунская, В.  А. Психология затрудненного общения.  – М. , 2001Мудрик, А. В. Общение  как фактор воспитания школьника.  – М. 1984.

Информация о работе Безконфликтное поведение