Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:00, дипломная работа
Цель: выявление системы организации волонтерской деятельности студентов.
Задачи:
1) изучить опыт организации волонтерской деятельности в России;
2) определить педагогические условия, способствующие эффективной организации волонтерской деятельности студентов;
Введение
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Основные характеристики волонтерской деятельности
1.2 Волонтерство и социальная работа: точки соприкосновения
Выводы
Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов
2.1 Подходы к организации волонтерской деятельности студентов
2.2 Подготовка студентов к волонтерской деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Основные характеристики волонтерской деятельности
1.2 Волонтерство и социальная работа: точки соприкосновения
Выводы
Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов
2.1 Подходы к организации
волонтерской деятельности
2.2 Подготовка студентов к волонтерской деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность.
Включению будущих работников в волонтерство как практическую социально значимую деятельность, способствующую их эффективной профессиональной социализации, в настоящее время уделяется повышенное внимание ученых. Об этом свидетельствуют диссертационные исследования, научные публикации, авторы которых исследуют воспитательные возможности волонтерства, его потенциал в формировании профессионально-личностных качеств и ценностных ориентаций будущих специалистов, комплекса практических умений, опыта взаимодействия с институтами гражданского общества в развитии гражданской и социальной активности. организация программа волонтерство студент
Волонтерство представляет собой добровольческую деятельность, основанную на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; главная цель- получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.
Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности в социальной сфере, участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решает перспективную задачу формирования будущих профессионалов социальной работы разной направленности и специализации естественными мягкими средствами потому, что волонтерская деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и социальная работа.
Кроме того, важная роль участия студентов в волонтерской деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и ее огромным воспитательным потенциалом. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать волонтерскую деятельность студентов как инновационное средство их профессиональной социализации, которую мы рассматриваем как совокупность социальных и педагогических процессов, в разной степени регулируемых и направляемых на формирование будущих специалистов как членов профессионального сообщества, субъектов профессиональной социальной работы.
В наши дни волонтерское движение в России переживает настоящий расцвет. Одной из особенностей является его интеграция в сферу социальной работы. Проблема заключается в том, что волонтерская работа студентов в своем большинстве носит стихийный характер, а сама волонтерская деятельность рассматривается зачастую, прежде всего как обслуживающая. Поэтому требуется теоретическое осмысление возможностей и условий организации волонтерства студентов как средства их профессионального становления.
Актуальность и проблема определили выбор темы: «Волонтерская деятельность как средство профессиональной социализации студентов».
Объект: профессиональная социализация студентов.
Предмет: волонтерство как средство профессиональной социализации студентов.
Гипотеза: мы предполагаем, что высшая школа в достаточной степени обладает возможностями использования волонтерства как эффективного средства выполнения задач профессиональной социализации студентов.
Цель: выявление системы организации волонтерской деятельности студентов.
Задачи:
1) изучить опыт организации волонтерской деятельности в России;
2) определить педагогические условия, способствующие эффективной организации волонтерской деятельности студентов;
3) разработать программу
подготовки студентов к
Работа носит теоретико-методический характер.
Метод исследования: теоретический анализ литературы, изучение опыта организации волонтерской деятельности студентов в вузах России.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка литературы в количестве 50 источников, приложения. В первой главе «Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности» рассматриваются основные характеристики волонтерской деятельности и точки соприкосновения волонтерства и социальной работы. Во второй главе «Организация волонтерской деятельности будущих специалистов» рассматриваются подходы к организации волонтерской деятельности студентов и подготовка студентов к волонтерской деятельности. К каждой главе сделаны выводы. Результатом работы является разработка программы «Введение в волонтерскую деятельность».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее материалы и программа подготовки студентов к волонтерской деятельности могут быть использованы в организации волонтерской деятельности студентов.
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Волонтерская деятельность: основные характеристики
В обществе всегда были люди, для которых способом самореализации, связи и общения была помощь другим людям. Волонтерство - деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше.
Корни российского добровольчества уходят в далекие времена, вглубь российской истории, когда россияне, воспитанные на морально-этических традициях православия, считали своим долгом оказывать безвозмездную помощь всем нуждающимся. К середине XIX века в российской истории появились официальные благотворительные и попечительские общества. В 1886, 1910 и 1914 годах проходили всероссийские съезды по вопросам благотворительности и общественно полезных работ.
Понятие, содержание и формы добровольческого труда в современной России начинали формироваться одновременно с зарождением третьего сектора (90-е годы XX века), который составляют некоммерческие общественные и благотворительные организации. Их деятельность регулируется федеральными законами. Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 г. содержит юридическое определение добровольца: «Добровольцем считается гражданин, осуществляющую благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в т.ч. в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)»[1]. Непосредственно сам феномен волонтерства в российской научной литературе стал освещаться не так давно (с конца XX века), тогда как в западных публикациях этот вопрос был актуальным уже в XIX столетии. На наличие данного феномена в социальной практике указывают работы Л.В. Байбородовой, А.В. Волохова, Г.П. Бодренковой, Т.А. Киселевой, В.Н. Кочергина, М.И. Рожкова, С.Б. Синецкого, И.И. Фришмана, В.И. Шарина, Е.Н. Шековой и ряда других авторов. В частности, социально- психологическому аспекту проблемы становления и развития волонтерства посвящены исследования С.Б. Синецкого, который обращает внимание на роль института добровольчества в процессах, происходящих в духовной жизни российского общества. Попытка решения проблемы подготовки добровольческого ресурса для работы в некоммерческих организациях представлена в трудах Г.П. Бодренковой. В исследованиях Л.В. Байбородовой, А.В. Волохова, В.Н. Кочергина, Б.В. Куприянова, М.И. Рожкова, М.Е. Сысоевой, наиболее детально исследуются вопросы профилактики девиаций у детей и подростков через включение в этот процесс представителей различных детских и молодежных общественных объединений.
Проблема нормативного регулирования трудовых отношений и добровольности волонтерского движения в России и США отражена в работах Е.Н. Шековой. Как в социальной практике, так и в подавляющем большинстве исследований термин «волонтер» и «доброволец» рассматриваются как синонимы. Доброволец, согласно словарю С.И. Ожегова,- это « тот, кто добровольно взял на себя какую- нибудь работу». Поэтому в теоретическом аспекте представляется бессмысленным противопоставление понятий добровольчество и волонтерская деятельность. Продолжение анализа данных понятий приводит к необходимости осмысления понятий «добровольный», «добровольческая деятельность» и «волонтерство». Добровольный - значит совершаемый или действующий по собственному желанию, не по принуждению. Термину «добровольческая деятельность» мы предлагаем следующее определение: это способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально, или коллективно на благо других людей или общества в целом. [27]
Существует множество понятий волонтерства. В словарях волонтерство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Волонтеры - (от англ. volunteer- доброволец) -это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций. Волонтер - любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность, основываясь на принципах волонтерской деятельности.
Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.
Волонтерские или добровольческие организации представляют собой свободные союзы людей, объединенных каким-либо специальным интересом, отраженным в программе организации. Такие программы, как правило, направлены на предоставление специальной помощи, услуг и основаны на трех основных принципах: защита общих интересов своих членов, вступление в организацию только по личному желанию каждого; неправительственная, негосударственная сущность; хотя возможно привлечение внимания государства к нуждам и особенностям своих клиентов[31].
Волонтёрская деятельность -- это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом, а зачастую и вовсе отсутствует. Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления.
Волонтерство может проявляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях, быть организованным или неорганизованным. Организованное волонтерство, как правило, осуществляется в некоммерческом и частном секторе и более систематично и регулярно. Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие, это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Волонтерство может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в деятельности. [44]
По целевой ориентированности выделяют волонтерство, направленное:
- на взаимопомощь или
самопомощь, когда люди осуществляют
волонтерскую деятельность, чтобы
помочь другим членам своей
же социальной группы или
- на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;
- на участие в местном
самоуправлении, когда член какого-либо
сообщества на добровольной
- на просвещение или пропаганду, каких- либо идей, касающихся определенных групп общества.
Среди мотивов, на основании которых личность включается в волонтерскую деятельность, называют следующие: желание помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых знаний и навыков в работе; гражданские чувства; желание «попробовать» другую специальность; сострадание нуждающимся; желание узнать о проблемах других людей; интерес к предложенной новой работе; групповая работа с друзьями; чувство обязанности вернуть людям то, что получил сам; религиозные соображения; желание почувствовать свою необходимость; приобретение нового опыта; отсутствие другого способа применить имеющийся опыт работы; стремление приобрести новых друзей, развеять скуку; отсутствие общения; получение признания в обществе.
Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:
1) потребность в признании - люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;
2) потребность в достижении - людям нравится ощущать, что они выполняли что-то важное;
3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;
4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать одно и то же;
5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;
6) потребность в общении
- потребность человека
7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;
8) потребность быть единственным - это потребность чувствовать себя особенным и значимым.
На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие- либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшее поколение - получить эмоционально-психологический комфорт.