Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявление системы организации волонтерской деятельности студентов.
Задачи:
1) изучить опыт организации волонтерской деятельности в России;
2) определить педагогические условия, способствующие эффективной организации волонтерской деятельности студентов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и практические аспекты волонтерской деятельности
1.1 Основные характеристики волонтерской деятельности
1.2 Волонтерство и социальная работа: точки соприкосновения
Выводы
Глава 2. Организация волонтерской деятельности будущих специалистов
2.1 Подходы к организации волонтерской деятельности студентов
2.2 Подготовка студентов к волонтерской деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

волонтерская.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

В некоторых вузах для организации волонтерской деятельности используются как краткосрочные благотворительные акции, так долгосрочные добровольческие программы, к числу которых относится программа «Волонтерство - путь к открытому обществу» (всероссийская программа международного сотрудничества ДИМСИ). Ее целью является упорядочение и укрепление международных контактов молодежных и детских общественных объединений средствами волонтерской деятельности. Студенты принимают участие в реализации добровольческих акций, проектов и программ: Всемирный день Молодежного служения, Международный день молодежи, Год Волонтера, «Большие Братья/Большие Сестры», «Юность без решеток», «Лидер здоровья», «Третий сектор и СМИ», «Школа гражданского общества», «Трудовая инициатива», «Артиада народов мира» и др. Для подведения итогов и оценки эффективности программ, акций и проектов проводится анкетирование, тестирование добровольцев, используется метод «сочинение на свободную тему»; на отчетных собраниях участники добровольческой деятельности обмениваются мнениями и полученным новым опытом. Программа «Большие Братья/Большие Сестры» также используется вузами России для привлечения студентов к участию в добровольческой деятельности. В основе программы лежит идея индивидуального шефства старшего над младшим при кураторстве социального педагога и поддержке семьей ребенка. При этом все участники программы подбираются по четко определенным критериям и стандартам, главными из которых являются критерии пригодности и психологической совместимости, а также мотивации. В процессе реализации проекта "Большие Братья/Большие сестры" используются разнообразные формы и методы работы, которые соответствуют различным возрастным и социально-статусным категориям участников:

- статусное оформление  пар путем заключения договоров на основе предварительного отбора и собеседований с родителями, опекаемыми, волонтерами;

- общероссийские, межрегиональные  и региональные семинары, тренинги, фестивали, конференции, сборы, лагерные  смены, школы социальных инициатив;

- индивидуальная работа с парами и волонтерами: анкетирование, консультирование, обучение, советы, оперативная практическая помощь в решении возникающих проблем;

- сюжетно-ролевые, познавательные, деловые, имитационные, развлекательные  игры с привлечением большого  количества участников и помощников;

- подготовка и выпуск  с участием детей и взрослых  выпусков стенгазеты "Здравствуй!", публикаций в средствах массовой  информации;

- выставки и презентации  по темам программы;

- социально-педагогическая  практика детей и молодых людей, задействованных в проекте, в учреждениях социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.п.;

- социально-педагогические  методы исследования и оценки  темпов и качества личностного  и творческого роста детей  и молодежи, участвующих в проекте;

- пропаганда и налаживание  деловых контактов по проекту  с представителями местных и  региональных администраций, руководителями  учреждений образования и социальной  защиты.

Участие в проекте и продвижение идей и технологий "Большие Братья/Большие Сестры" требуют осознания и неукоснительного соблюдения следующих принципов:

- добровольности и свободы  выбора видов деятельности;

- гуманизма;

- социальной активности;

- учета возрастных и  личностных особенностей;

- раскрытия талантов и  способностей участников;

- доверия и требовательности;

- общественного взаимоконтроля;

- опоры на социальный  заказ в базовых точках опыта  работы по проекту;

- педагогической инструментовки  общения и отношений внутри  пар и между ними;

- соблюдения этических  и профессиональных норм социальной работы, сформулированных в международном Кодексе этических и профессиональных стандартов социальной работы (1994 г., Коломбо);

- гласности и пропаганды;

- правового оформления  пар и программы в региональных  представительствах.

Эффективность профессионального образования будущих специалистов по социальной работе в значительной степени зависит от взаимодействия вуза с государственными и негосударственными структурами. В качестве государственных структур могут быть управление социальной защиты населения областной администрации, подведомственные ему муниципальные учреждения: комплексные центры социального обслуживания населения, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр социальной помощи семье и детям, детские дома, а также дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры занятости населения.

Зарубежные и отечественные исследователи отмечают несколько причин, по которым студенты соглашаются участвовать в волонтерской деятельности:

1) открывающиеся перспективы. Студенты включаются в эту  деятельность для того, чтобы  получить практический опыт работы  с разными типами социальных учреждений, разными категориями людей, их проблемами. Это позволяет им уже в процессе обучения овладеть разнообразными профессиональными ролями специалиста по социальной работе: посредник, консультант и др. Кроме того, не исключается возможность определения студентом места работы, либо получение рекомендаций со стороны администрации учреждения, органов управления социальной сферы, которые позволяет студенту занять определенный статус в студенческом коллективе и т.д.;

2) признание. Ряд студентов  захотят внести что-то новое в свою профессиональную деятельность, приобрести от участия в социальных программах и взаимодействия со специалистами разного уровня уверенность в себе, уважение других людей. Для этих студентов, как правило, важны уважение и поддержка: не получив признания за хорошо сделанную работу, они могут разочароваться в работе;

3) общение. Некоторые студенты  желают расширить свой круг  общения. Часть из них даже  принимают участие в волонтерской  деятельности с целью знакомства  с новыми людьми, приобретения друзей с близкими интересами и занятиями «по душе». Данная мотивация в целом согласуется со спецификой профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, поскольку одним из его базовых профессионально-значимых личностных умений являются и коммуникативные умения. Эти умения могут быть развиты в общественной деятельности спонтанно. Однако более целесообразно создать для таких студентов атмосферу поддержки и позитивного эмоционального настроя, чтобы их деятельность приносила им удовлетворение.

Организации, заинтересованные в привлечении добровольцев, должны серьезно подумать, как создать для них возможность заняться полезной и интересной работой, которая была бы нужна людям и давала бы удовлетворение самим добровольцам. Для того чтобы программа деятельности добровольцев была эффективной, она должна быть согласована с профессиональной деятельностью штатных работников, отражать растущий профессионализм добровольцев, опираться на сотрудничество, взаимное доверие и уважение штатных работников и добровольцев друг к другу.

Целью волонтерской деятельности студентов в учреждениях социальной защиты населения является практическое формирование профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности специалиста (в первую очередь гуманистической направленности его личности и, на ее основе, овладение видами профессиональной деятельности).

Задачи:

1) установление связи  теоретических знаний с практической  деятельностью;

2) различие личностных  качеств, необходимых специалисту  в его профессиональной деятельности;

3) создание целевой программы  для развития способностей и  самореализации студента, для формирования  его собственного стиля профессиональной  деятельности;

4) знакомство с разными  типами и видами учреждений, в  которых оказывается социальная  помощь людям;

5) практическое участие  в реализации социальных технологий  коллективной, групповой и индивидуальной  работы с разными категориями  клиентов;

6) развитие навыков профессиональной  рефлексии.

Принципы организации волонтерской деятельности студентов:

1) принцип соответствия, который означает согласование  требований практической деятельности  с возможностями и ожиданиями  студентов (особенно студентов младших  курсов);

2) принцип последовательности  или поэтапного включения студентов  в волонтерскую деятельность с целью освоения профессиональных умений и навыков в социальной помощи разным категориям клиентов;

3) принцип преемственности  как содержательная взаимосвязь  работы в группе (профильном отряде  волонтеров) и индивидуальной работы  с клиентами в учреждениях социальной защиты населения. Реализация этого принципа позволит осваивать новые умения и практические знания на основе опыта, приобретенного студентами на предыдущих этапах волонтерской деятельности. Смена видов деятельности позволит студенту яснее понять общее и специфическое в содержании деятельности специалиста в разных типах учреждений социальной защиты, с разными категориями людей;

4) принцип динамичности, который требует постепенного  усложнения задач волонтерской  деятельности, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент. Сюда же относится увеличение объема и усложнение содержания деятельности, которая от курса к курсу становится ближе к деятельности профессионала;

5) принцип полифункциональности, который в соответствии с реалиями деятельности учреждений социальной защиты требует выполнения в ходе волонтерской деятельности одновременно различных профессиональных функций, овладения различными социальными ролями как базы для успешной профессиональной социализации, что поможет повысить конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда. Кроме того, это поможет более осмысленно выбрать курс специализации и в то же время быть подготовленным к необходимости сменить специализацию в рамках своей профессии;

6) принцип перспективности - знакомство со сферами социальной деятельности, с профессиональными обязанностями специалистов учреждений разного типа и вида, а так же разной ведомственной принадлежности- образования, здравоохранения, социальной защиты;

7) принцип свободного выбора - учет интересов и потребностей студентов- волонтеров в рамках общих задач волонтерской деятельности;

8) принцип сотрудничества - создание отношений доверия  и партнерства студентов как  субъектов добровольческой деятельности  и их руководителей.

Способствовать повышению общественного статуса волонтерской деятельности могут следующие мероприятия: проведение ярмарок добровольческих вакансий и слетов волонтеров с участием администрации города и области; проведение конкурса «Лучший волонтер сезона»; проведение конкурса на лучшую статью о своей волонтерской деятельности; приглашение представителей СМИ на различные мероприятия, проводимые волонтерами; освещение в СМИ отзывов клиентов о работе волонтеров. Координаторам волонтерской деятельности студентов очень важно работать с их мотивацией, так как в сложных современных социально- экономических условиях занятие добровольческой работой может показаться бессмысленным и обременительным. Поэтому важно убедить студентов в необходимости этой непростой, иногда утомительной, занимающей много времени работы. Для стимулирования волонтерской деятельности студентов можно использовать следующие формы работы: вручение наиболее активным студентам удостоверения штатного волонтера; вручение почетных грамот и благодарственных писем в торжественной обстановке; премирование отличившихся волонтеров; оказание помощи студентам- волонтерам в учебе (предоставление возможности пользоваться консультациями специалистов при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, литературой, периодическими изданиями и методическими разработками и др.); составление положительных характеристик и рекомендательных писем добросовестным волонтерам. Естественно, что к добровольцу нельзя подходить с такими же требованиями как к профессионалу. Тем не менее, можно выделить ряд требований для его успешной деятельности в учреждениях социальной защиты населения: знание основ неформального общения, лидерские качества, творческие способности, стрессоустойчивость, личностная зрелость, высокий уровень социально - психологической компетентности. Поэтому в процессе подготовки волонтеров можно использовать тесты, направленные на диагностику значимых для социальной деятельности особенностей личности.

Если вуз самостоятельно организует волонтерскую деятельность студентов, эта работа предполагает соблюдение следующих этапов:

1. Процедура подбора волонтеров. Для привлечения волонтеров можно  использовать разные методы, включая: публичные объявления; «личные»  письма- приглашения; наглядную агитацию, информирование через СМИ; интернет; индивидуальные беседы и др. Весьма эффектными являются выходы действующих волонтеров в студенческие группы с информацией о содержании добровольческой деятельности, ее проблемах, трудностях и успехах. Таким образом, для того, чтобы привлечь студентов к участию в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии; мотивы участия в волонтерской деятельности основываются также на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании - люди хотят, чтобы их работа  или проявленные способности  высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении - людям нравится ощущать, что  они выполняли что-то важное;

3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;

4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать  одно и то же;

5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении - потребность человека принадлежать  какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим  человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;

7) в развлечении - хотя  это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении  и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;

Условием эффективности работы со студентами на данном этапе является четкое определение содержания работы волонтеров. Для молодого человека очень важна социальная значимость выполняемой им работы. Поэтому важно изучить их представления об актуальных социальных проблемах и поставить их в центр добровольческой деятельности.

2. Анкетирование студентов. Один из вопросов «Анкеты потенциального  волонтера» может быть сформулирован  следующим образом: «Хотите ли  вы стать волонтером?» и даются  варианты ответов:

a) да, я хочу стать волонтером;

b) хочу стать потенциальным волонтером;

c) сомневаюсь, так как…;

d) нет, не хочу.

Со студентами, изъявившими желание стать волонтерами, организуется специальное обучение.

3. Обучение волонтеров. Оно  может проходить в следующих  формах:

Информация о работе Волонтерство как средство профессиональной социализации будущих социальных работников